28 августа 1723 г. 300 лет назад ОТКРЫЛСЯ ПЕТЕРГОФ
Открытие загородной императорской резиденции состоялось 28 августа (по старому стилю 15 августа) 1723 года. В этот день Пётр I устроил роскошный приём для гостей, среди которых было много иностранных дипломатов, и сам лично провёл экскурсию по своему рукотворному парадизу.
«Приморский парадиз», созданный на пустынном берегу в столь короткие сроки, произвёл на них ошеломляющее впечатление. К этому времени резиденция имела ещё не вполне завершённый вид, но уже был отделан Большой дворец, готовы дворцы Монплезир и Марли, прорыт Морской канал, распланированы Нижний парк и Верхний сад.
Перед взорами гостей предстал Большой каскад, фонтаны Монплезирского сада, а также фонтаны «Пирамида», «Адам» и так любимые Петром I фонтаны-шутихи.
Петергоф постоянно обновлялся и в свой очередной юбилей выглядит по-прежнему молодо.
В день рождения Петергофу сложно придать какой-то особый праздничный вид, потому что этот сад фонтанов и так настоящий парадиз, райское место. А три века назад это было местом почти каторжным. На его болотистых берегах гибли не только бородатые крепостные строители, но даже вельможные прорабы в париках и камзолах.
«Пётр пригласил сюда сначала Шлютера, потом Леблона. Когда приехал Леблон, Петру казалось – вот он нашёл гениального мастера, и всё получится. Леблон прожил год и умер, Шлютер прожил год и умер. Начал работать Милетти и уехал в Италию, потому что жить и работать тут было непросто», – говорит генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.
Место для Петергофа выбрали не случайно. В 1709 году тут между двумя твердынями – Кронштадтом и Петербургом – появился так называемый попутный дворец Монплезир – «Моё удовольствие». Пётр с удовольствием созерцал флаги на корабельных мачтах.
«Пётр I, находясь в морском кабинете, брал подзорную трубу и наблюдал, как корабли шли из Петербурга в Европу и обратно», – поясняет хранитель павильона «Монплезир» Наталья Курочкина.
Версаль, Сан-Суси и Сент-Клу – эти места должен был затмить своим великолепием Петергоф. Противопоставление очевидно: в отличие от Версальского парка, который задумывался Людовиком XIV как гимн Солнцу, Петр I создаёт свой парк как гимн морю. Вода, послушная велению царяплотника, течёт с Ропшинских высот по старинным водоводам. Вековые чугунные трубы и бычья кожа уплотнительных прокладок до сих пор обеспечивают феерию фонтанов.
«Естественно, мы не можем найти такой материал, как бычья кожа, мы используем вакуумную резину. Но трубы все абсолютно на 80 % здесь лежат XVIII века», – заверяет заведующий отделом фонтанов и гидротехнических сооружений Государственного музея-заповедника «Петергоф» Андрей Бирюков.
Говоря современным языком, Петергоф – масштабный пиар-проект Российской империи того времени. Иностранных послов и торговых партнёров Пётр делал своими единомышленниками. Способ, правда, был весьма оригинальным.
«Когда рыли морской канал, Пётр собирал гостей, поил их до полусмерти, они ночевали в Монплезире, а утром поднимал их, давал лопаты, и гости шли на прорывку канала. То есть гости становились соавторами строительства Петергофа», – рассказывает Елена Кальницкая.
На выставке в Особой кладовой представлены обеденные тарелки и кубки – свидетели тех аристократических субботников, а вот лопат в запасниках, увы, не сохранилось.
Секстант – подарок английского короля Георга Петру I – и морской компас расположены на самых видных местах.
Соб. инф.