Россия всегда любила украшать себя. У неё уже есть Золотое кольцо, а теперь она примеряет на себя Серебряное ожерелье Северо-Запада. В этом «ожерелье» первейшая жемчужина – Псков. А самая драгоценная – Псково-Печерский монастырь.
«Научиться молитве.
Ничто не может сравниться с этим».
Митрополит Псковский
и Порховский
Тихон (Шевкунов)
т Пскова до монастыря – чуть более 60 км. Повёз нас туда на частном транспорте словоохотливый водитель. По обеим сторонам дороги золотисто-багровые сосны перемежаются с редким подлеском, дубы сменяет березняк. Вот в поле виднеется одинокая часовенка, рядом поклонный крест.
Названия деревень – говорящие, вот проехали Красную Репку, Неёлово, Подосьё, впереди Идрица...
По монастырю нас водил отец Лазарь.
Неудобно было отвлекать батюшку от важных монастырских дел, но и просто прогулкой нашу экскурсию не назовёшь: так много информации и, главное, эмоций вместил этот рассказ.
Печоры выросли из пещер
Никому не известно, когда, удалившись от мира и поселившись в пещерах, появились здесь первые пустынножители. Как гласит древняя летопись, однажды звероловы, охотившиеся в этих местах около ручья Каменец, остановились у подножия «трёх камней под кронами трёх дубов», потому что услышали как будто из-под земли дивное песнопение.
Это была молитва к Богу первых монахов в Печорах. С тех пор – более полтысячелетия – молитвенное служение на этой земле не прекращалось никогда.
И этому есть свидетели. Живые! Вот стоит тот самый дуб из летописи – высокий, с раскидистой кроной, он такой же могучий, как и прежде, несмотря на свой почтенный возраст. Учёные установили, что ему 602 года, значит, он даже старше монастырской обители! Время от времени ему уже необходимо специальное лечение, и монахи обители внимательно следят за его здоровьем. Вот и сейчас дуб в строительных лесах, чтобы удобно было подобраться к трещинам на коре и смазать повреждения целебным бальзамом. И мшистые камни – тоже из летописного прошлого, не ушли в землю, а стоят на ней крепко и надёжно.
Так сложилась история: первые молитвенники нашли пещеры и поселились в них, потом здесь вырос монастырь и только позже – город. Пещеры были открыты в 1392 году, а достоверной датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год.
Есть на псковской земле монастыри и постарше, например, Мирожский. Но Псково-Печерская обитель – особенная. Пещеры – вот основа монастыря, а потом и города. Собственно, и своё имя – Печоры – поселение заимствовало от пещер. Ведь именно пещеры обозначили место, где потом появился монастырь, а уже после стал расти город.
По пещерам паломников зачастую водит Максим. Этот улыбчивый юноша встретил нас сразу у входных ворот.
Спросили, как оказался в монастыре, чем занимается. Оказалось, Максим из Москвы, перешёл в восьмой класс.
Раньше ездил сюда с мамой, а в этом году решил приехать самостоятельно.
Он рассказал, что у него послушание – в коровнике. Несложная и нетяжёлая работа. А главная его обязанность – помогать служителям водить паломников по пещерам. И такие экскурсии у Максима получаются хорошо! Его хвалят и в монастыре, и посетители с интересом слушают. Максим мечтает (и уже решил) поступать после школы в филиал Сретенской духовной семинарии. Готовится серьёзно – и теоретически, и практически – стать священником. Подумалось: много ли его сверстников вот так проводят свои каникулы, трудясь в монастыре и дыша воздухом веры, а не безцельно болтаясь по улицам мегаполисов...
Место силы
Над входом в пещеры древняя надпись: «Богом зданные пещеры». Это особо почитаемое место. Семь подземных галерей, так называемых улиц. Здесь захоронены архиереи, иноки обители, паломники, благочестивые миряне, ратные люди. Там же подземный храм Воскресения Христова. Среди надгробных надписей встречаются имена знаменитых славянских родов – Суворовых, Ртищевых, Нащокиных, Бутурлиных, Мстиславских. Предки поэтов А.С. Пушкина, А.Н. Плещеева, полководцев М.И. Кутузова, композитора М.П. Мусоргского.
Сколько точно захоронений в пещерах – сейчас уже не скажет никто. По некоторым источникам, в пещерах покоятся более 10 тысяч человек.
Место силы – столько святых праведников упокоено здесь! Потому не иссякает поток страждущих, ищущих получить духовную поддержку и помощь.
Всех желающих пропустить не удаётся – в группе нельзя превышать определённое количество людей, чтобы не нарушить температурный режим. В пещерах всегда одна и та же температура: + 10.
Чуть ниже на Соборной площади утопает в зелени часовня над артезианским колодцем. Неподалёку ещё один монастырский колодец с чистейшей водой. Чудотворная, она излечивает многие болезни, её берут для водосвятных молебнов.
Звон колоколов в монастыре – неповторимый. Наверное, потому, что он производится древним способом – очепным. Это когда звонарь раскачивает сам колокол, а не его язык.
Самый древний – «Полиелейный» – весит 120 пудов, около 2 тонн, отлит он в 1558 году при печерском игумене Корнилии. «Праздничный» – самый весомый – 161 пуд, около 3 тонн, отлит в 1690 году. И «Часовой вседневный» – 111 пудов, немного меньше 2 тонн, отлит в 1765 году. И ещё колокола поменьше на звоннице. Все вместе они и создают божественную музыку благовеста.
И в подтверждение привожу слова российского историка Василия Синайского, написанные им в 20-е годы XX столетия: «Оттого-то, быть может, туда, в эти пещеры, непрестанной лентой
вьётся народ, чтобы благоговейно, с маленькими, едва освещающими своды пещер свечками, испытать необыкновенное чувство, почти непередаваемое словами».
Преподобный Корнилий – хранитель монастыря
При входе в монастырские ворота на площади стоит памятник игумену обители, преподобномученику Корнилию, жившему здесь в ХVI веке. Настоящим расцветом считается его время водительства монастырём. Он благоустроил обитель, расширил пещеры. В те годы жизненно необходима была крепкая оборона, и под его руководством возводятся мощные крепостные стены из камня. Преподобный Корнилий написал «Повесть о начале Печерского монастыря» и одну из псковских летописей. Много доброго, полезного и душеспасительного совершил игумен для людей.
Но жизнь его закончилась трагически. Монастырское предание гласит: ложно обвинённый завистниками перед Иоанном Грозным в связях с литовским княжеством, он был зарублен властителем прямо в обители, когда вышел навстречу государю с крестом. Царь во гневе отсёк игумену голову. И тотчас же раскаялся… На своих руках подняв обезглавленное тело священномученика, отнёс его в Успенский собор. С тех пор этот путь и называется «кровавым».
Игумена Корнилия погребли в пещерах, где он и пребывал 120 лет. А потом его нетленные мощи были перенесены в Успенский собор и до сих пор покоятся там в специальной медной раке. Около неё всегда можно видеть людей, с молитвой обращающихся к священномученику. Так же, как и у других святынь обители: чудотворного образа Богоматери «Успение», написанного в 1521 году, и «Умиление» – списка с Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Монастырь сражается
История монастыря неотделима от истории Отечества – те же испытания войнами, набегами, разграблением. Каких только иноземных завоевателей ни встречала эта земля – лифляндцы, немецко-ливонский орден, польско-литовская армия, шведские войска.
Но Божия Матерь всегда оберегала это священное место спасения христианских душ. Печерский монастырь стоял как неприступная крепость Северо-Западной Руси. Свидетельство этому приводится в летописи, когда польский ксендз записал в своём дневнике: «Немцам не везёт в Печорах, были два штурма, и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а дальше ни с места. Это удивляет всех».
Тогда чудотворные монастырские иконы Богоматери «Успение» и «Умиление» спасли не только Печоры, но и Псков. Они были посланы из монастыря в помощь обороняющемуся городу.
За пять месяцев осады более 30 раз отражали атаки неприятеля псковитяне, но враг так и не вошёл в кремль. Спаси, Господи!
ХХ век принёс новые испытания – две войны. И обе – мировые, обе – отечественные. Фашисты заняли Псков 9 июля 1941 года. Печоры не стали исключением, а Печерский монастырь разделил судьбу Пскова. Но молитва в обители не прекращалась даже во время оккупации. Никогда не прерывалась, и особенно сильной была она в лихолетии.
Во время Великой Отечественной войны фашисты вели себя, как и прежние иноземцы, нападавшие на Русь.
Только они были ещё более жестокими, более изощрёнными в своём варварстве. И более подлыми – не гнушались краденым добром, вывозили исторические ценности. Но справедливость всё же восторжествовала, хотя и через десятки лет: двенадцать ценнейших икон XVIII века, написанных в мастерской ПсковоПечерского монастыря, были найдены за рубежом. В результате многих усилий реликвии возвращены в родные стены.
Так тоже бывает, иногда наше наследие, хоть и по крупицам, но возвращается в родные стены.
Служение Богу,
служение людям
Во все времена Псково-Печерский монастырь был не только крепостью для русского государства, но и православной опорой для русских людей. Идеи просветительства, национального самосознания, о которых мы сегодня говорим так упорно, уже тогда прочно присутствовали в монастырской жизни. Сегодня для нас это неиссякаемый источник опыта жизни, в которой Бог и Божие были необходимым условием самого существования, самой жизни.
Старчество – одна из самых сакральных страниц истории Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. «Страниц» – это фигурально сказано, не хватит целой книги, чтобы рассказать о прозорливости печерских молитвенников, их видении настоящего и будущего. И как промыслительно думали эти великие люди о судьбах России, как созвучны их мысли теперешним событиям...
Среди светлых имён – старец нового времени, старейший насельник и духовник Печерского монастыря Иоанн (Крестьянкин), наш современник (1910– 2005 гг.). Прошёл тюрьмы и лагеря, но сохранил великую любовь к людям. Имя его свято почитается в обители, память жива. Келья отца Иоанна сегодня открыта настежь, как была распахнута его чистая душа навстречу Богу и людям.
Раньше и сейчас каждый настоятель обители вносил в её бытование что-то новое – укреплялась обороноспособность, возводились каменные стены, строились новые корпуса, расширялись пещеры, благоустраивалась территория.
А сколько благих дел, сколько всегдашней повседневной помощи людям исходило из этих стен в каждый период существования – приют и лечение, утешение и духовная поддержка, материальная помощь беженцам, окормление обездоленных.
В городе хорошо известен Дом милосердия для одиноких пожилых людей, есть Дом трудолюбия и Странноприимный дом. Паломнический центр монастыря вмещает в себя до 700 человек.
Кроме катехизаторской работы здесь проводят учительские семинары, встречи с экскурсоводами, собеседования с паломниками по самым разным сторонам жизни. Работает детская воскресная школа.
Монастырь открыт для людей
Однажды я услышала такое выражение: «Монах бежит от мира, а мир бежит за монахом». Но здесь, в монастыре, жизнь туго переплетает эти связи, диктует активное участие в жизни города, региона, общества.
Вот только небольшая хроника событий епархии и семинарии монастыря из последнего времени: студенты Псково-Печерской семинарии посещают военнослужащих, выполнявших боевые задачи в зоне СВО. В Псковском клиническом госпитале воины проходят лечение. Один из них рассказал удивительную историю чудесного спасения от смерти: нательный крест принял на себя осколок разорвавшегося снаряда и тем самым спас бойца.
В начале духовного пути студентов семинарии владыка Тихон, митрополит Псковский и Порховский, настоятель Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, так напутствовал своих воспитанников: «У вас будет в учебном плане множество предметов. Это, конечно, очень и очень важно. Ради этого вы пришли в духовную школу. Но есть ещё нечто безконечно более важное, чему вы можете научиться здесь, в стенах Псково-Печерского монастыря. У вас есть уникальнейшая возможность научиться молитве.
Ничто не может сравниться с этим!» Как это важно для всех нас, не только для семинаристов, – научиться молитве.
Хоть ненамного, хоть на шажок приблизиться к той высокой ноте Богообщения, с которой обращались к Небу святые молитвенники. Вернее всего, для нас это уже недостижимо. Но без стремления к этому – нет и молитвы...
Вот ещё из хроники: с этого года семинаристы станут вожатыми! Педагогическая практика студентов Псково-Печерской духовной семинарии будет проходить в детском оздоровительном
лагере. Вместе со студентами Псковского государственного университета они будут работать на православной смене под названием «Дорогою добра». Практику повышения квалификации планируется провести в Крыму, в международном детском лагере «Артек».
Научно-практическая деятельность – это тоже одно из направлений работы обители. Здесь недавно прошёл коллоквиум по филологии «Наследие в словах, слова в наследии», приуроченный к 1160-летию создания славянской письменности.
Особое внимание в учебных программах уделяется русской культуре, языку и литературе. На празднике в Михайловском, посвящённом дню рождения Пушкина, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон, говоря о значении сохранения русского языка, сказал: «Александр Сергеевич Пушкин – это один из величайших наших путеводителей к Богу, ко Христу».
Так про поэта ещё никто не говорил…
Я пишу эти строки за два месяца до официального празднования 550-летия Псково-Печерского монастыря. И как же хочется воочию увидеть всё то, что сейчас стоит в строительных лесах, разрыто в ремонте, угадывается в очертаниях. Соборную площадь, сияющую новыми красками, обновлённую Ризницу, благоухающую Святую горку, церкви, часовни, здания.
Благоустраивается не только монастырь, но и городская территория.
И здесь государственная и церковная власти едины, как никогда. Губернатор Псковской области Михаил Ведерников и митрополит Тихон заранее детально обсудили проекты реконструкции улиц, общественных пространств и зданий в Печорах, которые запланированы к празднованию юбилея монастыря. Август – срок сдачи для практически всех объектов. Ремонт брусчатки, освещение, благоустройство, прокладка коммуникаций – всё это затронет и монастырь, и город. Центр города планируется сделать пешеходным. Предусмотрена реконструкция дендропарка, скверов.
Очень важный социальный объект – новый медицинский центр в Печорах с самым современным оборудованием.
Он появится рядом с паломническим корпусом. Глава региона обещал, что строители сдадут объект в августе, к празднику монастыря.
Главное при обновлении – сохранить дух старинного поселения. Например, мостовые, как и прежде, будут из булыжника, но с удобными дорожками для мам с детьми и маломобильных граждан.
«И колонки водяные я бы поставил, я помню их здесь. И недорого. Вода сейчас будет чистая, потому что будут водоочистительные. Давайте посмотрим, если исторически они стояли», – предлагает владыка Тихон.
Даст Бог, всё так и будет!
...Вечер длинного летнего дня застал нас на Святой горке. Мы ещё походили по ухоженному яблоневому саду. Многочисленные кусты смородины были предусмотрительно обернуты тонкой проволокой – защита от бобров, которые чувствуют себя здесь по-хозяйски вольготно. Рядом с летописными дубами щипали травку ручные косули, гордо вышагивали домашние аисты. Чуть повыше на каменной стене недовольно урчала семья воронов: кто это без позволения вторгся в их пространство?
По крутой лестнице спустились вниз. Здесь на площади перед Успенским собором собирались притихшие люди, только что посетившие пещеры.
Вглядываясь в их взволнованные лица, сознаюсь, мне стало даже как-то немного завидно: сосредоточенная на редакционном задании, я не успела спуститься в пещеры. Вот и повод приехать сюда ещё раз, уже без блокнота и диктофона.
Но с сердцем, полным благоговения от прикосновения к святыням...
Зазвенел колокол, призывая на вечернее богослужение. Служители в широких чёрных рясах шагали к Успенскому собору, среди них был и иеромонах Лазарь, знакомивший нас с обителью.
Брусчатая дорога круто вела ко входным воротам. А снизу, обнимая и окутывая нас, поднимался вверх неизъяснимый поток колокольного звона, густо смешанного с ароматом сирени.
И звуки колокола, и сиреневый запах, и стрельчатые сполохи закатных облаков над обителью сливались в одну божественную симфонию неба и природы.
И так же чисто зазвучала благодатная молитва, как звучит она уже 550 лет на этой земле. Непрерывная неиссякаемая цепочка молитвенного служения как связующая нить времени, поколений, людских чаяний и надежд...
Надежда Валентиновна ПАВЛОВА