Империя духа любви

Архив: 

В мае этого года в Пскове и Спасо-Елеазаровском монастыре Псковской епархии Русской Православной Церкви проходила IX Международная научная конференция «Москва – Третий Рим». Её организаторами выступили Псковская епархия, Московский научно-просветительский центр палеоэтнологических исследований, Псковский музей-заповедник и Псковский государственный университет.
Нынешняя конференция была посвящена 500-летию посланий старца Филофея, в которых впервые выражена идея «Москва – Третий Рим».
Главная цель конференции, как её обозначили организаторы, – объединить специалистов, работающих над проблемами отечественной истории: политическими и социальными аспектами прошлого, его духовной составляющей и материальными проявлениями в искусстве и археологии.
В рамках конференции прошло всестороннее обсуждение многих национально-значимых вопросов, в частности, об истоках российской государственности и её конкретноисторических формах на разных этапах развития, о древних и средневековых державах предшествующих эпох, о современном этапе развития Российского государства и др.
Конференция была основана настоятельницей СпасоЕлеазаровской обители игуменьей Елисаветой в 2003 г. Игуменья Елисавета (в миру Татьяна Ивановна Беляева) была основным организатором и идейным вдохновителем проведения конференций подобной направленности. Она отошла ко Господу 4 июня 2010 г. После её кончины конференции не проводились до 2022 г., и вот в прошлом году они возобновились.
Я лично её хорошо знал. Вместе с ней мы открыли в Хотьково первую воскресную школу. Когда она стала настоятельницей монастыря, мои дочери неоднократно ездили к ней в обитель и выполняли там различные послушания.
Татьяна Ивановна, будущая матушка Елисавета, обладала прекрасными организаторскими способностями и очень мне помогла в организации и ведении занятий в воскресной школе.
Трудами матушки небольшая полуразрушенная обитель за очень небольшой период (около 10 лет) настолько преобразилась, что стала одним из образцовых монастырей Псковской епархии. Её прихожанами и паломниками являются и крестьяне местных деревень, и известные артисты, и депутаты Государственной Думы.
Первые конференции были неким международным форумом и носили ярко выраженный философско-богословский и общественно-политический характер. Они развивали идею духовной, национальной и культурной самобытности нашего Отечества, его мессианской роли в мире.
В ту пору эти аспекты требовали особых доказательств, серьёзного научного обоснования. На одной из первых конференций широко обсуждалась проблема ответственности Церкви и власти за судьбу Православия, России и человечества в целом.
Псков – один из древнейших городов и духовных центров России. Первое упоминание о нём появилось в 903 г. Город сыграл важную роль в становлении древнерусского государства. Святая равноапостольная княгиня Ольга была родом из этих мест. Именно во Пскове была сформулирована идеология Московской Руси, ставшей правопреемницей православной Византии.
На Псковской земле впервые прозвучало известное высказывание старца Филофея из Спасо-Елеазаровского монастыря: «Москва – Третий Рим». Это изречение старец Филофей (ок. 1465–1542) изложил в своих письмах к царскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и великому князю Василию III Иоанновичу: «Да веси, – пишет старец Мунехину, – яко вся христианские Царства приидаша в конец и снидошася в едино Царство: два убо Рима падоша, Третий стоит, а четвёртому не быти». Однако лишь в XIX веке эта идея получила должную огласку среди патриотически настроенного просвещённого общества России.
К началу XX столетия Россия представляла собой мощную державу. Русские миссионеры уже принесли Православие в Америку, Китай и Японию. Но начавшееся ещё в XVIII веке разрушение русской государственности опрокинуло в 1917 г. Российскую империю. 15 марта во Пскове император Николай II подписал Манифест об отречении от престола. На следующий год, когда убили государя, уничтожили и то место, откуда старец Филофей возвестил миру великую идею «Москва – Третий Рим», – Спасо-Елеазаровский монастырь. После грандиозной катастрофы  крушения Третьего Рима, казалось, наступил последний этап жизни человечества, приход антихриста становился очевидной реальностью, ведь четвёртому Риму не быть. И вот спустя 82 года после убийства царской семьи, в год её канонизации, Спасо-Елеазаровский женский монастырь открывается…
По мнению организаторов конференции, новый этап развития форума «Москва – Третий Рим» ориентирован на сохранение традиций, заложенных матушкой Елисаветой и её сподвижниками. Организаторы постараются сохранить международный статус этого мероприятия. Планируется, что конференция вновь станет ежегодной и будет собирать на своей площадке специалистов из разных областей гуманитарного и естественно-научного знания для обмена опытом и новыми открытиями в области отечественной истории и филологии, в том числе истории Церкви, агиографии, библейской и церковной археологии, истории искусств, антропологии, этнографии и исторической географии России.
В конференции приняли участие известные церковные и общественные деятели, в числе которых митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов); предприниматель, политик, общественный деятель и меценат Константин Малофеев – автор книги «Империя»; академик РАН, президент истфака МГУ Сергей Павлович Карпов; доктор социологических и политических наук, директор института «Царьград» Александр Дугин; писатель Александр Проханов и другие.
Были также представители из Казахстана, Белоруссии и Сербии.
Открытие конференции было приурочено ко дню памяти преподобного Евфросина Псковского, в миру Елеазара, – основателя Спасо-Елеазаровского монастыря. На открытии после торжественного богослужения митрополит Тихон (Шевкунов) вручил писателю Александру Проханову орден Русской Православной Церкви Святого благоверного князя Александра Невского 1-й степени за его обширную творческую и общественную деятельность на благо Отечества.
В рамках пленарного заседания свой доклад «500 лет письма инока Филофея» представил кандидат юридических наук, председатель попечительского совета института «Царьград» Константин Малофеев. Он, в частности, сказал следующее: «“Третий Рим” – это наша миссия, это то, благодаря чему Россия сплотилась, стала при Иване Грозном многонациональным государством, потом при Петре I империей и, наконец, той Российской Федерацией, в которой мы сейчас живём. Если бы “Третий Рим” не прозвучал, то ни о каком многонациональном государстве говорить было бы нельзя…»
Следует сказать, что к понятию «империя» у нас нередко бывает предвзятое отношение – имперские взгляды, имперские амбиции и т. п. Приведу небольшой пример из нашей отечественной истории. В 1888 г. император Александр III приехал в Баку на закладку собора в честь святого благоверного князя Александра Невского. Приветствовать самодержца от имени населения города уполномочили известного местного предпринимателя и мецената Гаджи Тагиева. При встрече царя необходимо было снимать головной убор. Но Тагиев, строго придерживаясь мусульманских обычаев, отказался это делать. Александр III недовольно посмотрел на папаху Тагиева и спросил: «Ты чей подданный?» – «Подданный вашего величества», – зашептал Тагиеву губернатор. Но Гаджи ответил по своему разумению: «Я подданный Российской империи». Т. е. от Тихого океана до Карпат, от Северного Ледовитого океана до гор Тянь-Шаня… И государь был вполне удовлетворён его ответом, в котором отражались именно имперские взгляды, имперское мышление в хорошем смысле это слова.
 Империи, как правило, объединяли многие народы с разными верованиями и обычаями. Более всех просуществовала китайская цивилизация. Там менялись династии, но строй, который у них изначально сложился, сохранялся на протяжении тысячелетий.
Как мы должны рассматривать империю в современном понимании? Обычно под империей понимается некая территория с единовластным правителем, армией и всеми прочими атрибутами государственной власти. Приснопоминаемая игуменья Елисавета на одной из первых конференций сформулировала новый подход к этому понятию. С её слов, у нас должна быть прежде всего империя Духа Любви, а не только экономически сильное государство с мощной армией, флотом и прочим. И этой духовной составляющей она предлагала отдавать приоритет.
В келейной книжице архимандрита Иоанна (Крестьянкина) есть такая молитва: «Пошли нам, Господи, Духа Утешителя, Духа премудрости, Духа разума и Духа рассуждения. Очисти наше сердце от всякия скверны и соделай его храмом Духа Твоего, чтобы Дух Святый вселился и излил Благодатные Дары и данные Тобою таланты употребить во благо. Пошли нам благость, кротость, воздержание, милосердие, любовь, чистоту, душевный мир и спокойствие, радость духовную…»
Что же мы видим сегодня? Несомненно, США и ЕС – тоже некие империи. Но какие? Однозначно можно сказать, что это империи – диктатуры греха, где царствует дух богоборчества, осквернения и попирания уже на самом высоком государственном уровне не только заповедей Божиих, но и вполне естественных нравственных устоев, таких как брак, отношения в семьях, воспитание детей и прочее. Эти империи сродни Содому и Гоморре. Нынешний содомогоморрский мир находится в жёстком противостоянии с русской цивилизацией, не принимающей подобного рода «ценностей». Противостояние сегодня проявилось уже в самой крайней форме через войну на Украине. Ни для кого не секрет, что от исхода этой борьбы зависит будущее человечества.
Очень важно, что все эти глобальные мировоззренческие проблемы, наряду с другими серьёзными темами, на прошедшей конференции получили должную огласку и осмысление и с духовной, и с научной точки зрения. Явственно высветились ориентиры, какие должны быть у нас и в духовной сфере, и в политике государства. Всё это придаёт оптимизма, что Господь не оставит нас и в нынешнее трудное военное время и спасёт наше Отечество.

Протоиерей Вячеслав БРЕГЕДА

Публикацию подготовил
Владимир Борисович ПАНКОВ