Во время войн русские люди всегда уповали на помощь свыше, сугубо молясь перед иконами. Так было и при нашествии Тамерлана, и во время Смуты, и в Великую Отечественную.
Указ Президента Путина о возвращении иконы «Троица» – символический шаг навстречу Церкви и Богу с просьбой о помощи и упованием на Его защиту.
Икона «Троица» возвращена Русской Православной Церкви. Она будет выставлена для поклонения в Храме Христа Спасителя в Москве до 18 июля.
Также передаётся Церкви и рака с мощами святого благоверного великого князя Александра Невского. Решение об этом было принято Президентом РФ Владимиром Путиным в ответ на многочисленные просьбы православных верующих.
Икона была написана Андреем Рублёвым (ок. 1370–1430) для Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева Лавра, Сергиев Посад Московской области) по просьбе преподобного Никона Радонежского (ок. 1350–1426) – ученика и второго после преподобного Сергия Радонежского игумена монастыря.
Согласно одной из версий, «Троица» создавалась для первоначально деревянной Троицкой церкви около 1410 года, но затем была перенесена в новый каменный Троицкий собор, возведённый в 1422–
1423 годах. Однако многие исследователи полагают, что икона была написана одновременно с иконостасом в 1420-х годах непосредственно для Троицкого собора.
Его украшением занималась артель мастеров во главе с Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным (ок. 1350 – ок. 1430).
«Троица» написана яичной темперой на липовой доске, покрытой левкасом (замешанный на льняном масле меловой клей, позволяющий краске крепко держаться на деревянной основе). Размер иконы – 142 на 114 см.
В основу иконы положен сюжет Ветхого Завета (книга Бытия, глава 18) о явлении праотцу Аврааму Господа в образе трёх странников (ангелов) и последующей трапезе, приготовленной Авраамом и его
женой Саррой. В христианской традиции явление трёх мужей Аврааму понимается как прообраз Троичного Бога, Троицы.
Композиционной основой «Троицы» является круг, в который вписаны фигуры ангелов, восседающих за трапезой (столом). На столе находится чаша с головой жертвенного тельца. Позы, жесты, взаимное склонение голов ангелов соответствуют основному круговому движению. Детали фона – палаты, древо, горка – заключают в себе символический смысл, раскрывая характер каждой из трёх ипостасей Господа. Архитектурное строение за левым ангелом указывает на первую ипостась – Бога Отца, Творца неба и земли.
Древо за средним ангелом, облачённым в хитон и гиматий (традиционные одежды Христа), олицетворяет вторую ипостась, Сына Божия. Горка за правым ангелом, символ горнего духовного восхождения,
указывает на Святого Духа.
Трапеза в доме Авраама издревле трактовалась в христианской художественной традиции как прообраз евхаристии (святого причастия). На иконе Андрея Рублёва трапеза приобретает вид
церковного престола с евхаристической чашей на нём.
На протяжении почти 500 лет икона находилась в Троицком соборе ТроицеСергиевой Лавры. В 1575 году «Троица» была помещена в золотой оклад, преподнесённый Иваном Грозным, в 1600 году – в новую золотую ризу с драгоценными камнями, предоставленную Борисом Годуновым. При этом оклад Ивана Грозного был переложен на специально написанную копию иконы. Спустя два века для «Троицы» был изготовлен серебряный золочёный оклад, который полностью закрывал доску, оставляя лишь лики и руки ангелов.
В 1904–1905 годах под наблюдением Московского археологического общества и с разрешения начальства ТроицеСергиевой Лавры реставратор Василий Гурьянов расчистил икону от верхних наслоений.
В октябре 1918 года, через год после Октябрьской революции, была создана Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, в которую входили Павел Флоренский, Игорь Грабарь и др. (действовала до 1925 года). В ноябре 1918 года – январе 1919 года в отделении Центральных государственных реставрационных мастерских при Сергиевском историко-художественном музее (ныне Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник) была произведена окончательная расчистка иконы от верхних пластов. После этого её оставили в Троицком соборе, но не стали вновь помещать в оклад.
В 1929 году по распоряжению Народного комиссариата просвещения РСФСР «Троица» была передана в Государственную Третьяковскую галерею (ГТГ). Изначально предполагалось, что икона будет представлена на временной выставке древнерусского искусства, однако по организационным причинам она не состоялась. Третьяковская галерея оставила икону у себя, в 1930 году ей был присвоен постоянный инвентарный номер. В иконостас Троицкого собора поместили список, созданный Николаем Барановым.
С этого времени «Троица» входила в собрание ГТГ. В 1941–1944 годах, во время Великой Отечественной войны, наряду с другими экспонатами Третьяковской галереи она находилась в эвакуации в
Новосибирске.
С 1997 года ежегодно на праздник Святой Троицы икона переносилась на богослужение в храм святителя Николая в Толмачах, обладающий статусом домовой церкви при Третьяковской галерее.
В 2007 года «Троица» была представлена на выставке «Европа – Россия – Европа» в Новой Третьяковке на Крымском Валу.
В ночь на 17 июля 2022 года икону впервые доставили из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву Лавру на празднование 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского. 19 июля 2022 года она была возвращена в ГТГ, после чего проходила детальное обследование специалистами. В декабре 2022 года стало известно, что икона вернулась в экспозицию Третьяковской галереи.
Соб. инф.