Недалеко от Кремля, на одном из семи московских холмов, расположен Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Застройка здесь настолько тесная, что невозможно полностью во всей красе увидеть собор св. Иоанна Предтечи. Чудное, тихое, намоленное место. Кусочек дорогой сердцу старой Москвы. Несмотря на то, что мы почти соседи, особенно по московским меркам, на экскурсию в Ивановский монастырь собирались довольно долго. Наконец мы, прихожане храма свт. Николы на Берсеневке во главе с настоятелем игуменом Кириллом (Сахаровым), здесь – на благословенной монастырской земле. Нас встретила матушка Софрония, которая и провела экскурсию.
Основана обитель, согласно одной из версий, великим князем Василием III и Еленой Глинской в честь их сына Ивана IV Грозного, первого русского царя, который праздновал своё тезоименитство 29 августа (11 сентября по н. ст.) – в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Царская семья ежегодно в этот день пешком приходила в монастырь, чтобы почтить святого Иоанна Крестителя. Обитель не имела приписных деревень, сёл, крестьян, за счёт чего содержались иные монастыри, но регулярно принимала щедрую царскую милостыню, т. н. хлебную руглу, на содержание причта. На восстановление монастыря после пожаров, смут и разорения также жертвовались средства из царской казны.
Из архивных документов видно, что изначально обитель была не общежительной, как это положено по церковным правилам, а своекоштной, особножительной. Такая организация монастырей появилась в конце Средних веков, уклад жизни в них был менее строг. В большей части игуменья исполняла свою административно-воспитательную роль, следила за богослужениями, участвовала во взаимоотношениях с причтом. Но что касалось частной собственности, то она неукоснительно соблюдалась в пользу монахинь. Общим было жилище и богослужение, в остальном же насельницы жили по своему усмотрению, имели личную собственность. Себя нужно было прокармливать, заготавливать дрова, чтобы отапливать своё помещение. С точки зрения сегодняшнего общежительного стандартного монастыря такое «монашеское государство» не является нормой, но тогда так жили и достигали святости многие.
Монахини имели своё поделие. Возле монастыря проводились «шерстяные и нитяные» ярмарки, монахини принимали в них активное участие – можно было свободно выйти из монастыря и реализовывать свою продукцию. Монастырь славился своими золотошвейными и белошвейными мастерскими. В Оружейной палате Кремля хранится расшитое бисером, драгоценными камнями, жемчугом коронационное платье императрицы Александры – вышивка выполнена монахинями Ивановского монастыря. В Историческом музее можно увидеть архиерейское облачение, также вышитое белыми шёлковыми нитями по белой ткани, очень тонкая работа.
Но немало женщин, в основном знатных, ещё со времени основания монастыря проживало там не по своей воле. Насильно пострижены в монахини были супруга царевича Иоанна (сына Ивана Грозного), жена Василия Шуйского. Зачастую от неугодных женщин при дворе так и избавлялись – отправляли в монастырь. Были и преступницы. Неподалёку находились застенки Тайной канцелярии, и монастырь вынужден был содержать у себя в подвалах её подследственных. Более 30 лет провела здесь лютая помещица Салтычиха.
Самой таинственной личностью, до сих пор привлекающей внимание, является старица Досифея, икона которой встречает нас в соборе. История инокини, ликом напоминающей императрицу Елизавету Петровну, крайне трагична. Говорят, это была Августа Тараканова – дочь Елизаветы и графа Разумовского. По официальной истории у Елизаветы Петровны детей не было, а по преданию, дошедшему в том числе из дореволюционных изданий, была дочь, княжна Августа. Воспитывалась она за границей, росла в роскоши, не знала ни в чём недостатка. В монастырь она не собиралась. После смерти Елизаветы на престол вступает Екатерина, которая, видимо, опасалась законнорождённой Романовой. И тогда обманным путём Августа была привезена в Россию. В Петербурге у неё была личная встреча с императрицей, которая указала быть ей в монастыре. В 1785 году Августу доставили под строжайшей охраной и сразу поместили в специально построенный небольшой домик рядом с надвратной церковью. Она была пострижена с именем Досифея и прожила в монастыре почти 25 лет. Ей было определено строгое содержание, она должна была жить в строжайшей изоляции не только от внешнего мира, но даже вне общины сестёр. Ни игуменья, ни духовник не могли к ней прийти. Специально для неё одной в соборе при закрытых на замок дверях исполнял службу монастырский священник.
Надо отдать должное, содержалась юная монахиня Досифея по самому высшему разряду, ей подавали изысканную пищу, прислуживала затворнице всегда одна и та же монахиня. Путь от пострига монахини Досифеи до её духовного становления сокрыт. Открывается миру она уже старицей, когда к ней приходят за духовной помощью. Старица Досифея похоронена в усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре.
Матушка Софрония рассказывает, что и в наши дни старица помогает мягко и незаметно, оставаясь глубоко в тени. К ней за помощью приходят люди, которым пришлось в жизни пережить такое, с чем трудно смириться. Вспомнила случай с мальчиком, который ранее посещал воскресную школу монастыря. Он плохо сдал ЕГЭ, с такими низкими баллами его никуда не брали, а платное обучение семья потянуть не могла.
Мама молилась монахине Досифее. Вдруг кто-то посоветовал попробовать в Свято-Тихоновский университет. По баллам не прошёл, но документы оставили. В приёмной сказали, что перед ним по списку пять человек и если они не придут, то его зачислят. Просидели до вечера, никто не пришёл, и парень поступил. Ещё случай: позвонила женщина из Екатеринбурга, рассказала, как оформляла инвалидность, сколько услышала в свой адрес хамства, не то принесли, идите обратно и т. д. и т. п. Женщина вышла в коридор, открыла в телефоне фотографию монахини Досифеи и помолилась. И вдруг чиновники всё стали подписывать, со всем соглашаться. «Как будто не я только что к ним заходила, а они меня выгнали…»
Монастырь неоднократно горел, но восстанавливался, жизнь продолжалась. После пожара и разорения 1812 года масштаб разрушений был таким, что священноначалие принимает решение об упразднении Ивановского монастыря.
С 1813 года до середины XIX века здесь, если можно так назвать, монашеское запустение.
А в 1859 году появляется некая богатая вдова Макарова-Зубачёва, подполковница, как её называют. Она одинока, единственный сын умер в детстве. Вдова всё своё состояние жертвует на возобновление монастыря. По благословению владыки Филарета на месте бывшей Ивановской обители отстраивалось уже нечто новое.
Святитель Филарет, митрополит Московский, правящий в то время архиерей, считал, что общежительные монастыри больше отвечают высоким требованиям монашеского жительства и видел Россию именно с такими монастырями, хотя и встречал в связи с этим препятствия от самих монашествующих. Владыка считал, что даже постройки отличают общежительный монастырь от своекоштного. Вместо отдельных домиков должны появиться общая трапезная, кельи – сёстры должны жить единой семьёй, их труд должен быть направлен на общее благо. Владыка обсуждает это с архитектором Быковским, ставит перед ним определённую задачу, утверждает проект на Синоде. С 1859 года началось возведение нового архитектурного ансамбля, который можно видеть и по сей день (за исключением некоторых искажений – надстроек советского периода). Считается, что в сердце Москвы был создан шедевр
европейской архитектуры.
В 1879 году монастырь был полностью построен, начинает действовать, освящается Предтеченский собор. Из Борисоглебского Аносина женского монастыря, который славился высоким монашеским жительством, приглашается игуменья.
Но прошло всего 40 с небольшим лет, и новая власть, пришедшая с революцией 1917 года, закрывает монастырь. На момент закрытия в нём подвизалось 300 сестёр.
После 1927 года в Предтеченском соборе поселился Архив Московской области, который вплоть до 2000-х годов здесь и пребывал. Сёстры собрали всё самое ценное: икону и обруч Иоанна Крестителя, икону прп. Елизаветы чудотворицы и переселились в соседний храм апостолов Петра и Павла на Яузе.
Долгое время святыни Ивановского монастыря пребывали там, потом их вернули обратно.
Очень помогли фотографии, собранные известным благотворителем-меценатом Н.А. Найдёновым, который оставил «на память будущему виды существующих в Москве храмов».
Фотографии в альбоме «Москва. Соборы, монастыри и церкви», сделанные в 1881–1891 годах по его заказу, – безценные реликвии прошлого. На собственные средства он произвёл фотофиксацию всех без исключения церквей города «сорока сороков». Многие храмы сейчас не знали бы, как они выглядели в прошлом. В том числе благодаря этим фотографиям шли реставрационные работы, воссоздавался облик православной Москвы 1880-х годов. Очень помогли они и в реставрации Предтеченского собора.
Главный престол собора – в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, другой престол – в честь Казанской иконы Божией Матери. Первый при входе в собор – придел в честь Рождества святителя Николы. От собора, освящённого в 1879 году, сохранились мозаичные полы, некоторые элементы искусственного мрамора, столбики, поддерживающие клиросы. На барабанах собора можно увидеть живописные изображения пророков, а в медальонах – евангелистов. По этой оставшейся местами росписи можно видеть, как в XIX–XX вв. произошёл полный переход на живопись. От того древнего монастыря, которого уже нет, чудом сохранилась древняя чудотворная икона св. Иоанна Крестителя с частицей мощей (середина XVI века). Это самая почитаемая святыня. Икона была в серебряной ризе, но её отобрали в период кампании по изъятию церковных ценностей. Икона написана в византийской традиции.
Во дворе большой стенд со схемой территории XIX века.
В центре собор, вокруг строения, которые между собой были соединены галереями, и в храм можно было попасть из любого корпуса. В некоторых источниках пишут, что с 1918 года на территории монастыря находился концлагерь. По другим данным это был трудовой лагерь, где содержались бывшие дворяне, белые офицеры. Они выполняли работы по благоустройству города, и какое-то время им даже платили зарплату. Затем здесь находилась школа (по некоторым данным, тюрьма) НКВД, а позже МВД, тир. Часть территории монастыря и по сей день принадлежит МВД – в зданиях монастыря расположен заочный университет. Многие годы обещают
вернуть, но пока ещё там учатся студенты.
В подклети собора находится монастырский музей. Он открылся 11 сентября 2008 года. Здесь же библиотека, проходят патриаршие трапезы, уроки воскресной школы, другие мероприятия. Вокруг собора был некрополь – гробницы, фрагменты древних надгробий, найденные при раскопках, представлены в музее. По центру музея на возвышении расположен закладной камень, который закладывал святитель Филарет Московский лично, о чём свидетельствует сохранившаяся надпись. Под толстым стеклом – каменные породы XVI века. Среди экспонатов монастырского музея есть архивные дела 1918 года, дореволюционные издания, содержащие сведения об истории монастыря, жизнеописания старицы Досифеи и блаженной схимонахини Марфы, Псалтырь из дореволюционной монастырской библиотеки. После обращения сестёр к прихожанам о содействии в сборе исторических материалов для музея люди стали приносить фотографии, архивные документы, которые хранились в их личных архивах. Представлены фотографии сестёр, которых можно назвать исповедницами. Всё, что можно найти о их жизнях, насельницы собирают по крупинкам.
Расскажу и о священномучениках Ивановского монастыря. В декабре 1937 года на Бутовском полигоне был расстрелян протоиерей Владимир Смирнов, в 1938 году там же был расстрелян священник монастыря Алексей Скворцов.
Наперсный крест священномученика хранится в алтаре обители. Сохранились их письма. Страдальческие лица, с кровоподтёками. К ним применялись пытки. Чем отличаются первомученики и новомученики – здесь не было зрителей, поддержки, гласности. Был разговор один на один со следователем в душном кабинете. Никто не узнает, что с ними делали во время допросов. Им так и говорили, что никто не узнает, что с вами будет, что мы с вами сделаем. Человек мог героически держаться, терпя пытки, а мучители фальсифицировали протокол допроса, делая из него предателя...
67 сестёр монастыря были в ссылках. Одну монахини нашли в Вологодской области. Запротоколирован допрос и обыск: бездомная, изъяли две просфоры и Евангелие. Записана врагом народа. Время окончания допроса – под утро.
Многих расстреляли, её отправили в лагерь. Когда копались в архивах, нашли дело одного вологодского иеромонаха. Расстрелян. Рукой следователя в протоколе допроса вписано: «Никто не изобличён». Возможно, рукой этого палача подписана будущая канонизация мученика…
В экспозиции музея репродукция картины Павла Корина «Русь уходящая». Чем ценна эта картина для монахинь? Среди святителей, игумений, нищих на ней изображены две схимонахини Иоанновского монастыря – Серафима и Мария. Большую часть жизни они были насельницами Вознесенского монастыря в Кремле, который был взорван одним из первых. Они перешли в Ивановский монастырь и пребывали там с 1917 по 1927 год. Схимонахиня Мария говорила: «Детки, будьте доброхотны, так тяжело умирать».
Выйдя из тихого внутреннего дворика, направляемся в монастырскую часовню, где находится чтимый список с образа св. Иоанна Предтечи и обруч. Люди, страдающие головными болями (мигренями, опухолями и др.), с верой и молитвой надевают этот обруч. Много благодарных, они оставляют что-то драгоценное – цепочки, крестики, колечки. Здесь же небольшая свечная лавочка, где можно заказать требы, купить свечи, книги, другую утварь. Обратили внимание на небольшие мешочки для просфор с завязочками и очень красивой объёмной вышивкой, сделанной тонкими шёлковыми и капроновыми лентами – традиции монастыря сохраняются, опыт рукоделия передаётся из поколения в поколение.
Сейчас в монастыре подвизается 32 сестры. Богослужения совершаются ежедневно, по воскресеньям служится молебен с акафистом св. Иоанну Крестителю.
Божией помощи пожелаем сёстрам Ивановского монастыря, святого покровительства Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, новомучеников и местночтимых святых подвижниц обители! И нам напутствие – будем помнить их наставление: «Будьте доброхотны», скоры на добрые дела и помощь ближнему. «Помни последняя своя, и вовек не согрешишь» (Ср. Сир. 7, 39).
Анна Алексеевна АНДРЕЕВА