В Московской Патриархии в содружестве с Минобороны разрабатывают новый закон, по которому священники в зоне СВО смогут быть приравнены к военнослужащим. Корреспонденты «РГ» узнали, что это за закон, ждут
ли его священники и бойцы и что их по-настоящему волнует.
250 капелланов в тылу и на фронте
Заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами Московской Патриархии иерей Олег Овчаров считает, что закон нужен, чтобы был статус.
– Сейчас люди едут за свой счёт, суточных им не выплачивают. Мы какие-то копейки пытаемся им собрать. А если гибнут, то у них даже страховки нет, – рассказывает иерей Олег Овчаров.
Он считает, что нужна социальная защита капелланов и их семей, чтобы священники, находясь на передовой, могли спокойно выполнять свой долг.
Пока же священники направляются на СВО не централизованно от Патриархии, а непосредственно от епархий и на добровольных началах. Отец Олег даже не может назвать точное количество священнослужителей, находящихся сейчас на СВО.
Кроме священников-добровольцев, приехавших на передовую, есть капелланы, окормляющие различные воинские части, – их 250 человек на всю Россию. Какая часть из них отправляется на передовую – отец Олег ответить не
смог: «Всё время происходит ротация, цифры неизвестны».
Вопрос правового регулирования института военного духовенства поднимался и поднимается постоянно, – подчеркнула в беседе с «РГ» руководитель правового управления Московской Патриархии игуменья Ксения (Чернега). И напоминает, что в январе 2023 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с соответствующими предложениями к Президенту РФ Владимиру Путину, который дал поручение проработать соответствующий вопрос с
Госдумой и Минобороны и поддержать предложения Патриарха.
Вот некоторые из этих предложений: вводится понятие «военные священнослужители»; определяются виды деятельности, которые они осуществляют; устанавливается запрет на выдачу оружия и боеприпасов военным священнослужителям; устанавливаются положения, согласно которым военные священнослужители не только выполняют законные требования командования, но и состоят в иерархическом подчинении своих религиозных организаций.
Также предлагается внести изменения и дополнения в Указ Президента РФ от 29.12.2022 № 972 «О дополнительных социальных гарантиях лицам, направленным на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, и
членам их семей», который будет предоставлять соответствующие социальные гарантии для военных священнослужителей и членов их семей. В частности, предусматривается единовременная выплата в размере 5 миллионов рублей в равных долях членам семей погибших священнослужителей. А в случае получения капелланами увечий (ранений, травм, контузий) они получат по 3 миллиона рублей.
Когда примерно законопроект поступит на рассмотрение в Госдуму, пока не ясно, над документом ещё работают.
«Закон нужен семьям, а мне важнее долг»
Капеллан отец Михаил Грицай служит в Севастополе настоятелем храма святого князя Александра Невского при 810-й отдельной бригаде морской пехоты Черноморского флота. Когда началась СВО, он вместе с морпехами отправился в Запорожскую область.
– Когда заходили, заняли рубежи, были обстрелы, но всё обошлось, – вспоминает он. – Осенью снова поехал, был за Каховским водохранилищем. Были прилёты, но не в нашу сторону. В Великий пост снова был на Херсонском направлении. Многие ребята соборовались, исповедовались.
Священник должен находиться там, где есть православные люди. Во-первых, чтобы преподать верующим церковные таинства, провести службу. Во-вторых, чтобы (и это не менее важно) пообщаться на духовные и жизненные темы. Даже с атеистами и верующими другой религии можно поговорить по душам.
Отец Михаил не военный. Отслужил срочную службу, потом учился в духовной семинарии. В части у него есть должность – помощник командира по работе с верующими военнослужащими. Чтобы поехать в зону СВО, он договаривается с военным командованием.
– Меня знают, я не человек со стороны, не расскажу лишнего, – говорит он. – Всё построено на доверии.
Как только появится возможность – еду. Ставлю в известность церковноначалие, что убываю по долгу службы к ребятам. Но я не так часто бываю на фронте, как другие священнослужители, которые несут там службу чуть
ли не постоянно.
Священники отправляются на фронт по желанию, говорит он. Никого не принуждают и не осуждают, если кто-то не едет. У многих есть в храмах свои обязанности и паства. А те, кто едут, по словам отца Михаила,
– мужественные, сильные, крепкие духовно и телесно люди. Сами они не гонятся за какими-то статусами и званиями, едут по велению души. Но закон о военных священниках мог бы помочь их семьям.
– Я общаюсь с другими священнослужителями, и мы приходим к выводу, что статус такой нужен, – говорит отец Михаил. – Потому что у многих есть семьи. И в случае ранения или гибели будет оказана помощь семье.
Это важно сугубо для социальной поддержки. Но лично мне всё равно.
Ты священник, если людям надо – я еду к ним на фронт.
У отца Михаила жена и четверо маленьких детей.
– Супруга тревожится, конечно, как любая женщина, – говорит он. – Но понимает, что по долгу службы и морали мне надо быть там. Семьи стараются поддержать, помочь. Для них мы рядом – и слава Богу. Это, скорее, с нашей стороны забота о них, что у них будет поддержка, если что-то с кем-то случится.
«Им верят больше, чем кому-либо»
Войсковые священники крайне необходимы на передовой, считает Александр Ходаковский, командир батальона «Восток», назначенный недавно на должность замначальника Главного управления Росгвардии по ДНР.
И обращает внимание на уже имеющийся положительный опыт сотрудничества с представителями духовенства, откомандированными Синодальным отделом по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами Московского Патриархата.
– Эти священники приезжают из разных епархий специально для работы только с военнослужащими, и их миссия очень важна. Тем более, священников, подготовленных для работы в воинских подразделениях, в местных епархиях, особенно в тех, которые ещё недавно находились под контролем Украины, нет. Уж не говоря о том, что на этих территориях не все священнослужители позитивно относятся к происходящим переменам, – говорит Александр Ходаковский.
По его словам, работать с военнослужащими должны только те священники, которые понимают глубинную суть и причины происходящего. Тогда они смогут ответить на все вопросы бойцов.
– Священникам приходится объяснять и почему идут боевые действия, и почему они оказались неизбежными, и почему люди вынуждены жертвовать собой, отрываясь от мирных занятий. Окормление идёт не только по духовной части, но и с точки зрения идеологической мотивации. Священникам солдаты верят больше, чем кому-либо.
Поэтому практику взаимодействия воинских подразделений со священниками следует расширять и поощрять, – подчёркивает Александр Ходаковский.
Он также считает, что на СВО необходимы представители духовенства разных конфессий.
– Уж поверьте, конфликтов между духовными лицами, отправившимися в зону боевых действий, например, между православным священником и муллой, не будет. Да и ситуация на линии соприкосновения не располагает к подобным конфликтам. Все прекрасно понимают, что они делают общее дело, – рассуждает Александр Ходаковский.
По его словам, стресс на передовой испытывают все, вне зависимости от вероисповедания. И если, например, православных бойцов окормляют, а представители других религий лишены духовной помощи, это может негативно отразиться на слаженной работе подразделения.
На передовой довольно часто происходят случаи, которые можно назвать чудесным спасением.
– Мы сталкиваемся с подобным постоянно, – говорит Александр Ходаковский. – Например, как объяснить такой случай: в небольшое помещение площадью 15 квадратных метров, где находились бойцы, прилетел снаряд «Хаймарса» и не разорвался? Погиб только один человек, а для всех остальных произошедшее стало вторым днём рождения.
Андрей ПОЛЫНСКИЙ, Юлия КРЫМОВА,
Руслан МЕЛЬНИКОВ
«Российская газета»