Наслоилось – революция, голод, смерть матери…
Будущий драматург А. Арбузов становится сиротой в одиннадцать лет, что окрашивает дальнейшую жизнь в тёмные тона, однако вовсе не превращает пьесы в пессимистические панорамы.
Напротив: «Таня» дышит прелестью нежности и словно овеяна своеобразной аурой добра и тонкой красоты.
Мальчишка бродяжил, попал в колонию, где увидел постановку «Разбойников» по Шиллеру: что определило мощь интереса к театру и драматургии.
С 14 лет работал статистом в Мариинском театре; потом создал с группой молодых актёров «Цех экспериментальной драмы».
«Таня» стала первой успешной пьесой Арбузова: прозвучавшей звонко и тонко, лирично и нежно.
Она читается, равно смотрится – на одном дыхании: персонажи выписаны легко, и ситуации, пусть некоторые и отдают неправдоподобием, восстанавливают стадии жизни убедительно.
Ленты пьес, наполненных различным жизненным материалом, словно запущены Арбузовым в реальность.
Грустна и забавна «Старомодная комедия», тут и юмор, и трагический излом. Часто действие растягивается на многие годы – характерный арбузовский приём, как в «Моём бедном Марате»…
В «Жестоких играх» театр Арбузова достигает пределов метафизики: заострённо, через образы и реплики показывается, насколько всякое неосторожное и неправедное действие может вести к непредсказуемым последствиям; и – косвенно – как мы связаны друг с другом невидимыми нитями и насколько должны быть чуткими друг к другу, чтобы их не порвать.
Александр Львович БАЛТИН