От радости плакало всё село…

Архив: 

До революции храмы в Самарской губернии строили в основном люди богатые. Сейчас большинство сельских храмов в области построено на деньги небогатых людей и прихожан. Каждое строительство – это волнующая, радостная история. Я собрал несколько таких историй и предлагаю их вниманию читателей.

Храм построил прокурор

Прокурор города Самары – старший советник юстиции Виктор Казберов – построил в селе Печерское Сызранского района православный храм.
Ликованию жителей, собравшихся в праздничный день на молитву в храме, не было границ.
– Сколько слёз было пролито за эти годы, – рассказывал глава поселения Николай Тюкаев. – В Печерском 700 дворов, и в каждом теплилась надежда. Ведь без храма жизнь не в жизнь…
В давние времена в селе, конечно, как и положено, была церковь. Красивый деревянный храм в честь святителя Николая Чудотворца был построен в 1864 году. При советской власти он был приспособлен сначала под школу, а позднее – под клуб. В 70-е годы прошлого века клуб сгорел.
Но не о клубе мечтали люди – о храме.
– И вот тогда мы с женой Валентиной Акимовной загорелись желанием осуществить эту мечту, начали откладывать с зарплаты деньги, – рассказывал Виктор Казберов. – Нас сразу поддержали дети: дочери Людмила и Светлана и сын Владимир. Все они юристы, трудятся в разных сферах, и каждый из них с зарплаты приносил деньги на храм в домашнюю «копилку».
Печерское – родина Виктора Фёдоровича. Здесь он родился и вырос. В детстве, по просьбе отца-фронтовика Фёдора Григорьевича и мамы Натальи Степановны мальчика тайно крестил «на дому» приехавший из Сызрани священник. В родительском доме всегда теплилась лампада перед иконами. Вырос Виктор Фёдорович глубоко верующим человеком. Свою веру передал детям.
Пятнадцать лет благочестивая семья собирала деньги. А потом её глава, получив благословение священноначалия, начал возводить храм на месте прежней церкви – на берегу Волги.
Отряд строителей под руководством Александра Юренкова, человека верующего, работал в две смены и часто круглые сутки.
 Когда рабочие снимали верхний слой земли на соседнем участке, обнаружили оклад старинной иконы. Образ реставрировали, и сегодня он украшает храм.
Казберовым активно помогали сельчане и местные власти. На средства поселковой и районной администраций была выложена из бутового камня дорога к храму, благоустроена территория.
– В школе я учила Витю Казберова добру и любви к людям, – вспоминала со слезами на глазах бывшая учительница начальных классов сельской школы восьмидесятилетняя Прасковья Семёновна Левашина. – И вот какой он нам замечательный подарок сделал. И это притом что старенький родительский домик Виктора Фёдоровича давно нуждается в ремонте…
Храм в стиле старинного русского зодчества спроектировал самарский архитектор Анатолий Баранников. Колокола были отлиты в Архангельске. Освящён дом Божий по просьбе жителей в честь святителя Николая Чудотворца.

Семейное дело

Село Ташелка было основано русскими крестьянами двести шестьдесят лет назад на арендованной у калмыцкого войска земле.
В 1800 году на средства крестьян был построен двухпрестольный храм, который был освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В конце XIX века сельская община приняла решение построить новый каменный храм
вместимостью 1000 человек. В 1904 году строительные работы были завершены.
Величественный храм с писаным иконостасом и настенной живописью стал одним из крупных в Ставропольском уезде.
После революции храм был закрыт и разграблен. А в конце 50-х годов прошлого века по распоряжению Куйбышевского обкома партии его взорвали.
– Многим тогда казалось, что силы зла навсегда утвердились на нашей земле, – рассказывал мне глава поселковой администрации села Ташелка Пётр Николаевич Суляргин. – Но Господь сотворил чудо…
А произошло это так.
Протоиерей Димитрий Лескин участвовал в создании на ВАЗе домовой церкви, а также нескольких молельных комнат, в том числе молельной комнаты в хоккейном клубе «Лада», которым многие годы руководил вице-президент
ВАЗа Константин Сахаров. На Константина Григорьевича большое влияние оказали церковные службы, проповеди отца Димитрия и чтение православной духовной литературы. Он возрастал и укреплялся в вере, принял активное
участие в строительстве Преображенского собора и Православной классической гимназии в Тольятти, за что был удостоен высоких Патриарших наград.
А потом на семейном совете Сахаровы решили построить на личные средства храм в Ташелке.
Сахаровых поддержали жители Сосновки, Верхнего Сускана, посёлка Менжинского и Ташелки. Крестьянские копейки и горячие молитвы простых людей помогали строительству, которое шло рекордно быстрыми темпами.
Но вот случилось неожиданное – внезапно скончался главный попечитель строительства Константин Сахаров.
Его дело продолжила вдова – Раиса Абдурахмановна. Уже через полтора года после начала строительства недалеко от разрушенного поднялся, как здесь говорят, храм-наследник.
На изящную колокольню были подняты 12 колоколов, на которых изображены иконы Божией Матери и святых.
Уникальный иконостас в византийской традиции (Палеологовский ренессанс) написали мастера из Ростова Великого.
Столярные работы и резьбу выполнили резчики из Сергиева Посада. К этому времени жители Ташелки принесли в храм сохранившуюся от старой церкви икону Сретения Господня.

Подарок родной земле

Уроженец Самарской области, а ныне житель Москвы генерал-майор в отставке Николай Давыдкин построил в Самарской области несколько каменных храмов.
Первый храм он построил в военном городке посёлка Рощинский. Второй – для земляков посёлка Аверьяновский – здесь до середины 60-х годов прошлого века ещё стоял «неперспективный» посёлок Борщевский, малая родина Давыдкина. Третий каменный храм он подарил совхозу Глушицкий – в память об учёбе в местной школе.
И вот тогда заволновались жители соседнего села Новый Камелик, которые давно поняли, что «без храма не сохранить село». По инициативе председателя колхоза «Серп и молот» Анатолия Филатова прошёл сельский сход, и в адрес земляка ушла коллективная просьба помочь построить церковь.
Зачем состоятельный москвич тратит десятки миллионов рублей на строительство в заволжской степи белокаменных церквей? На этот вопрос простых крестьян глава Большечерниговского района Фёдор Ларьков ответил так:
«Чтобы люди меньше пили, больше рожали и крепче любили свой край».
– На селе растёт спрос на людей высоконравственных, порядочных, трезвых, – говорит Фёдор Владимирович.
– Воспитать эти качества в наших людях без участия Православной Церкви невозможно.
– Наши родители были глубоко верующими, – рассказывала мне старшая сестра Николая Давыдкина – Анна Фёдоровна. – В самые безбожные времена в доме всегда были иконы. Детей крестили тайно. Коля хорошо учился, при этом никогда не забывал о молитве. Дома носил крестик. Он всё умел делать: огород вскопать, корову подоить. Персонально отвечал за гусей. Во всяком деле уповал на Господа, и Бог даровал ему удивительные таланты…
Генерал-майора Давыдкина помнят и уважают в Вооружённых Силах – за порядочность и честность. Доктора технических наук, академика Давыдкина в научном мире знают как талантливого и скромного учёного. Высоким заработкам сразу нашёл применение – начал возрождать духовную жизнь на Самарской земле.
В этой красивой истории есть ещё один необычный штрих. Дело в том, что все три храма в районе построила бригада мусульман-узбеков.
– Мулла узбекского города Ургенч одобряет строительство православных святынь, – говорил мне бригадир Роман Сайдмурадов. – Мусульманский священник говорит, что мы делаем очень хорошее дело для братского русского
народа.

Тёща и зять

Старинное русское село Марьевка было основано в заволжской степи 260 лет назад. Село было богомольным, хлебосольным, страннолюбивым. В 1868 году здесь была построена деревянная однопрестольная церковь.
В середине 30-х годов церковь закрыли, а здание использовали под зернохранилище. После войны в церковном помещении был оборудован сельский клуб. Летом 1970 года бывшая церковь сгорела, место оставалось пустым.
Люди вспомнили, что их земляк Алексей Рыжов успешно ведёт свой бизнес в Самаре. И обратились к нему с просьбой начать строительство храма.
– Мама, может, возьмёмся? – спросил на семейном совете Алексей Алексеевич свою тёщу – Любовь Алексеевну Волкову.
Тёща и зять вместе с главой сельского поселения Николаем Максимовичем Уколовым и чиновниками районной администрации осмотрели потемневший от дождей и снега сруб, прикинули объём предстоящих работ и решили: будем
строить!
Но так вышло, что основные хлопоты легли на плечи Любови Волковой.
– Начинали работу в пять утра, заканчивали в двенадцатом часу ночи, – вспоминала Любовь Алексеевна. – Всё давалось с трудом: то трактор, присланный для земляных работ, сломается, то у знаменитых мастеров работа вдруг не заладится, то в магазине гвозди кончатся…
Когда храм был построен, священник Даниил Переселков пригласил людей на первое богослужение. Зазвонил колокол, и от радости заплакало чуть ли не всё село.

«Мы все хотим в рай»

…После окончания праздничной литургии в районном центре Шентала глава района Владимир Петров повёз архиепископа Сергия в село Салейка, где строился храм во имя великомученика Димитрия Солунского.
На строительной площадке в ожидании приезда архиерея собралось всё село. Владыку тепло встретили и как-то сам собой начался митинг.
Не обращая внимания на падающие через прорехи в куполе капли дождя, люди рассказывали архиерею о том, как всем народом собирали деньги на строительство храма. Многие от волнения говорили на чувашском языке. Главное пожелание от всех сельчан высказал Иван Михайлович Краснов. Глава района перевёл его слова с чувашского на русский:
– Уважаемый владыка, помолитесь Господу, чтобы нам быстрее построить храм. Мы все хотим в рай!
Когда импровизированный митинг закончился, глава района предложил сельчанам спеть тропарь великомученику Димитрию Солунскому. Под куполом храма раздалось умилительное: «Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче, языки побеждающа…»
Через полтора года каменный тёплый однопрестольный храм был построен.

Олег Иванович БЕДУЛА