Охватывая мысленным взором события последней недели поста, мы с внутренним содроганием останавливаем взгляд на той катастрофической и скорой перемене в людях, когда сначала они с полным воодушевлением и восторгом кричали: «Осанна!» входящему в Иерусалим Господу, но уже через несколько дней в гневе и ярости скандировали «Распни Его!». В чём причина такого страшного непостоянства, такой страшной переменчивости духа? И имеет ли эта перемена отношение к нам с вами или только относится к историческим событиям давно ушедших времён? Нет, конечно, и эта опасность страшной перемены, перемены скорой и гибельной подстерегает каждого из нас, и главная причина её – в нелюбви к Богу, в невнимании к своей внутренней жизни. Да, оказывается можно кричать и «Осанна!», но надеясь при этом извлечь из присутствия Божьего какието свои, человеческие выгоды, надеясь на исполнение своих земных проектов и планов, а когда они вдруг не исполняются или даже рушатся – почувствовать себя обманутым и кричать гневно: «Распни Его!», считая Бога виновником наших неудач.
Но каждому из нас надо, конечно, понять, что Господь не для того пришёл в этот мир, чтобы нам жилось комфортно, безбедно и сытно, хоть Господь есть податель и земных благ. Но не для того пришёл Господь, чтобы мы жили в полном удовлетворении наших страстей и похотей и притом ни в чём не нуждались. Нет. Господь пришёл спасти нас от рабства греху, в котором мы пребываем, зачастую даже не осознавая того. Пришёл, чтобы возвратить нам утраченное Богосыновство, даровать неизреченную радость и полноту человеческой жизни! И ради достижения этой благословенной полноты, полноты вечного общения с Богом в любви, нам, конечно, нужно потрудиться над собой, постараться с Божьей помощью очистить землю своего сердца от сорняков, бурьяна и насадить в ней Божественный виноградник.
Это не делается за день, месяц или даже за год. Для этого труда, возделывания целины нашего сердца, для выбирания сорняков, для вскапывания, для высаживания лоз и выращивания терпеливого и усердного – для этого дана нам вся земная жизнь. В этом её предназначение. И начать этот труд не поздно никогда, ни в каком возрасте и ни в каком состоянии, потому что Господь «приветствует и намерения».
И, как было сказано Им в притче, работников, приступивших к работе в последний час трудового дня, уравнивает любовью Своей с трудившимися от восхода до заката солнца. Такова неизреченная милость Господа к каждому без исключения человеку.
Только бы мы хотели познать и вкусить эту высшую, богодарованную жизнь, ради возможности которой для каждого из нас и пришёл в этот мир Господь. Только бы мы захотели стать другими, облечься во Христа и с Ним достичь полноты человеческой жизни в Боге. И будем помнить всегда, что цель насаждения виноградника Христова в нашей душе, в нашей жизни – это принесение плодов. Плоды эти духовные известны. Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Возможность принесения этих плодов напрямую связана с тем, насколько тесно мы соединены со Христом, с той Единой Лозой, на которой мы все лишь веточки.
Средства же единения с Господом известны. Молитва и покаяние, исповедь и причастие, сознательное исполнение Его святых заповедей. Всё просто на словах, но на деле требует труда и усилий. Вот эти усилия, с призыванием помощи Божией и исповеданием перед Ним своей немощи, и есть залог того, что мы, возгласив «Осанна!», затем не отпадём от Господа, а со вниманием сердечным и скорбью пройдём вместе с Ним Его крестный путь и сподобимся быть свидетелями и причастниками Его Святого Воскресения!
Священник Димитрий ШИШКИН