Колумб Замоскворечья

12 апреля 1823 г. 200 лет назад РОДИЛСЯ Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ

Литературовед, театральный критик, кандидат филологических наук, доцент Самарского университета, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов России Татьяна Журчева рассказывает о значении А.Н. Островского для русской культуры

Русский Шекспир

– Александр Николаевич Островский – драматург на все времена. Для русской культуры он значит примерно то же, что Уильям Шекспир для английской. Но в отличие от коллеги он не стал писателем мирового класса. Не в силу недостаточного дарования, а потому что основательно погружён в русскую жизнь и проблему национального характера.
Александр Николаевич заявил о себе в 50-х годах XIX века, когда русское общество и русское государство оказались на распутье, и многие выдающиеся умы того времени были озабочены гоголевским вопросом: «Русь, куда несёшься ты?»
С появлением Островского стал формироваться национальный русский театр. Это не просто драматургия на русском языке. Это произведения, которые максимально полно показывают своеобразие национального уклада и жизни. Николай Гоголь писал:
– Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа.
XIX век – то самое время, когда вся культура стремилась постигнуть смысл и суть народной жизни. Островский стал тем человеком, который приблизился к этому в драматургии. Благодаря его пьесам и тесному сотрудничеству с Малым театром рождается национальный русский театр.  
Островский – один из деятелей культуры, благодаря которым формировалось национальное самосознание.

Читка «Банкрота»

Александр Николаевич, обладая особым художественным чутьём, точно улавливал острые злободневные проблемы, при этом мог в сиюминутном увидеть и вечные. Многие его самые известные пьесы абсолютно актуальны до сих пор, как бы их ни играли: в костюмах эпохи, в современных интерьерах или в условных декорациях. Поставьте сейчас «Бешеные деньги» или «Грозу». Они будут абсолютно про сегодня. Хотя ни сословий этих уже нет, ни людей, ни отношений. А на самом деле – всё про нас.
Первая пьеса Островского, которая принесла ему известность, хотя с трудом прошла цензуру и долгое время не разрешалась к постановке, – «Банкрот, или Свои люди – сочтёмся». Александр Николаевич часто использовал пословицы и поговорки в названиях, которые практически все у него концептуальные. В заголовке и списке действующих лиц программируются определённые
смыслы. И всегда интересно подробно разбирать его произведения, поскольку там каждое слово стоит на своём месте.
«Банкрот, или Свои люди – сочтёмся» – остро сатирическая комедия в гоголевской традиции. Без положительного героя. Писатель Владимир Одоевский поставил первую большую пьесу молодого автора в ряд с такими выдающимися творениями, как «Недоросль» Дениса Фонвизина, «Горе от ума» Александра Грибоедова и «Ревизор» Николая Гоголя.
Любопытный факт: история создания пьесы отчасти связана с Самарой.
В 1849 году, когда город был ещё уездным, а не губернским, Александр Николаевич находился здесь как поверенный в делах помещицы Хардиной, жившей в Москве, но имевшей поместье в наших краях. С собой прихватил рукопись практически законченной пьесы. В доме Ворониных (на углу нынешних улиц Алексея Толстого и Пионерской, не сохранился) собрался кружок культурных людей, и им столичный гость читал «Банкрота». Слушатели высказывали свои суждения, которые драматург записывал. Мы не знаем, насколько это повлияло на пьесу, но сам факт интересен.
В 1865-м Островский ещё раз побывал в Самаре, но проездом.

На волжских берегах

Среди волжских городов у Островского были свои предпочтения, отразившиеся в пьесах. Например, Калинов в «Грозе». Это собирательный образ многих городов на Волге. А история Катерины отсылает к событию, случившемуся в 1859 году в Костроме. Утопилась молодая женщина, доведённая до отчаяния свекровью-тиранкой. С Костромой связан и город Бряхимов в «Бесприданнице». Особенно описание беседки и крутого обрыва к Волге в первом действии. Однако и Калинов, и Бряхимов – это всё же некий обобщённый образ провинциального купеческого города с особым укладом жизни.
Островского современники назвали Колумбом Замоскворечья. Он открыл читателю и театральному зрителю этот район Москвы, где селились купцы. По сути дела, город в городе, тоже со своим особым укладом, подчинённым, с одной стороны, старым обычаям, а с другой – денежному интересу.
Александр Николаевич первым нащупал конфликт, связанный с ростом капитала и промышленности, развитием буржуазных отношений в феодальной стране.
В «Бесприданнице» нет межличностных столкновений, но есть острый конфликт между живым человеком – Ларисой – и всем остальным обществом. Для деловых людей, по преимуществу мужчин, она вещь.
Конфликт построен на товарно-денежных отношениях. В этой системе ценностей человек считается таковым, только если у него есть деньги, в противном случае он вещь.
Нужная или нет, пригодная или никчёмная, дорогая или дешёвая. Именно Островский первым это показал. Не Достоевский, хотя он и изобразил Петербург как буржуазный город, который давит и убивает героя. Но отношение к человеку как к вещи Фёдора Михайловича не очень интересует, а вот Островский на этом сосредотачивается.
В русской жизни были 300 лет крепостного права, когда люди являлись предметом купли-продажи. Но в «Бесприданнице» вещью становится не крестьянка, которая по закону принадлежит какому-то помещику, а абсолютно свободная, как бы равная – того же сословия – женщина. Виновата она только в том, что у неё нет достаточного количества денег.

«Петелька-крючочек»

Островский быстро становится очень известным и популярным драматургом.
Сцена, на которой шли почти все его пьесы (некоторые из них он писал специально под конкретных актёров), – московский Малый театр.
Многие его произведения ставили в Александринском театре – главной драматической сцене страны.  
А ещё они очень хорошо расходились по провинциальным антрепризным труппам. В силу реалистичности и узнаваемости персонажей пьесы отлично игрались опытными, умелыми артистами.
Александр Николаевич создавал персонажей, которые требовали от актёров, во-первых, органики, а во-вторых, умения произносить слово, доносить его. Пьесы Островского в наибольшей степени соответствуют тому принципу, который сложился в традициях Малого театра. Он обозначается выражением «петелька-крючочек». Именно по этому принципу, который требует точного взаимодействия партнёров друг с другом, строятся диалоги в произведениях великого драматурга. Его пьесы способствовали развитию русской актёрской школы.

Записала Маргарита ПЕТРОВА
sgpress.ru