Готовы ли мы к жертве Господу

Архив: 

Во время Великого поста нам угрожают две опасности. С одной стороны – уныние, которое приходит, когда мы серьёзно постимся, а силы физические и душевные могут быть на исходе, и грехи, которые мы стараемся преодолеть, как будто снова берут своё и даже обнаруживаются ещё сильнее. Уныние – страшно. Это есть падение, говорят святые отцы, потому что оно заключает в себе тьму грехов, всех вместе взятых. С другой стороны, нам угрожает то, что святые отцы называют тщеславием и превозношением, когда человек думает, что он не такой, как все, что он «очень духовный» и много старается, угождая Господу.
В середине поста Церковь ставит нас перед Крестом Христовым, чтобы мы увидели, что есть только одно – любовь Божия. Если мы сумеем с Божией помощью избавиться от этих двух опасностей – уныния и тщеславия, то нам откроется тайна Креста и тайна любви Христовой.
Мы идём к этой любви, но она открывается нам, только когда мы, по слову Христову, оказываемся способными отвергнуться себя. Как отвергся Себя Христос и до конца явил в этом Свою любовь по отношению к нам, так
и мы в ответной любви к Нему должны отвергнуться себя. И в этом есть смысл нашего поста: отвергнуться себя. Поэтому пост является тем, что входит в высший порядок любви. Это то, что относится к самой сути нашей жизни.
Личное «я» человека – это и душа, и тело. Тело – физическое место нашего «я». Когда мы утесняем наше тело воздержанием, то утесняем наше «я».
Утесняя своё «я», мы частично отвергаемся самих себя, чтобы быть способными отвергнуться себя целиком.
Чтобы мы могли отвергнуться себя полностью, целиком, нам нужно умереть, нам нужно принять смерть. Как говорит Священное Писание: «Сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих
себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2  Кор.  1,  9). Где нам взять для этого силу? Чтобы это исполнить, мы должны так частично отвергаться самих себя, чтобы сердце наше исполнялось готовности отвергнуться себя целиком.
Эту устремлённость мы всегда должны иметь в себе, и тогда Бог, КоГотовы ли мы к жертве Господу торый «и намерения целует», и видит все помышления сердечные, воздаст нам. Но эта устремлённость должна быть глубокой, как если бы мы, принося частичную жертву в нашем малом посте, уже приносили бы себя Господу целиком.
В течение поста мы слышим много чтений из Ветхого Завета. Вспомните Авраама, который приносит в жертву своего сына Исаака. Он приносит его в жертву в самом прямом, физическом смысле. Он имеет намерение принести
своего сына в жертву целиком: так, как сказал ему Господь. И когда Господь видит готовность его сердца исполнить это, то эту жертву Он принимает как полное отвержение Авраамом самого себя.
В тот самый момент, когда Господь видит эту готовность в Аврааме, Он заменяет его жертву овном – Агнцем, которого видит Авраам. Агнцем, который представляет собою Христа – Того, Кто принесёт Себя в жертву за всех. За всех, кто будет готов принести себя Ему, кто будет готов отдать себя, отвергнуться себя ради Христа хотя бы частично, но с готовностью отдать всего себя Господу до конца.
Вот о чём мы должны сегодня задуматься. О том, что нам нужно быть способными принять смерть, умереть в самом обычном смысле этого слова – физически. Это может на самом деле произойти в течение поста, как это
произошло с одной нашей прихожанкой, которая в течение месяца, внезапно заболев раком, «сгорела». Или другой случай. В одном доме я причащал женщину. Вскоре после этого мне позвонили и с рыданиями рассказали,
что эта молодая женщина, у которой были какие-то недомогания (что-то вроде радикулита), попала в больницу и умерла, оставив двоих детей. И эта смерть тоже была внезапной. Мы уже не говорим о тех, кто участвует в
военных действиях на фронте, – они постоянно предстоят смерти. В любой момент она может настигнуть их.
Но сейчас речь идёт о том, чтобы мы готовы были умереть, если так судит Господь. Он пока не требует, чтобы мы действительно умерли. Он требует от нас частичной жертвы. Но Он говорит, что в мире существует смерть, и мы только тогда отвержемся себя до конца, когда будем готовы принять смерть.
Предположим, завтра начнутся гонения на Церковь или, например, нас призовут на войну. В одном случае от нас потребуется либо быть исповедниками-мучениками, либо любой ценой сохранить свою жизнь. В другом
– стать воинами, готовыми умереть за Отечество, или стать дезертирами.
Готовы мы сейчас, сегодня отвергнуться себя и принести такую жертву Господу? Вот об этом спрашивает нас Господь в течение всего поста. И когда мы готовы именно так отвергнуться себя, когда мы частично отвергаемся
себя постом и готовы отвергнуться себя целиком, то Господь даёт нам увидеть пригвождённого ко Кресту (ко древу) Агнца, о Котором сказано, что всякий любящий Его и верующий в Него не погибнет, но будет иметь
жизнь вечную.

Протоиерей Александр
ШАРГУНОВ