Улыбка Гагарина

Архив: 

27 марта 1968 г. 55 лет назад ОТОШЁЛ В МИР ИНОЙ Юрий Алексеевич ГАГАРИН

В чём тайна её? Чем покорила она мир? Открытостью, скажете вы, и будете правы. Открытая улыбка – открытый характер, сформировавшийся не без влияния среднерусской природы, побудившей предков говорить недругам: «Иду на Вы». Открытость эта определена и тем, что просят люди – избавить их от лукавого, то есть от двойного дна, двуличия, лицемерия, лжи, фальши, того, что подлежит вековому осуждению.
Улыбка Гагарина далека от всего этого. Она близка к тому, что называется небесной красотой, влечением к жизни, какой она должна быть, и этим отличается от улыбки американской, призванной рекламировать достижения отечественного зубопротезирования.
Улыбка Гагарина исходит из души, а душа и есть не что иное, как спящий дух. Поэтому она духовна по своей природе, как и совесть, выражает Божественную силу, наделившую Святую Русь пространством и богатствами, какие вызывают зависть других народов.
Отблеск гагаринской улыбки заметен у Юрия Никулина, Николая Крючкова, Марины Ладыниной, Любови Орловой, тех, кто принёс известность и славу советскому кинематографу и цирку, кто воплощал жажду правды и справедливости, льющихся из души, о которой в народе говорят, что она нараспашку.
«Мы русские! С нами Бог!» – восклицал великий Суворов. Это ощущают те, кто не знал полководца, но читал в детстве стих: «Хорошая Родина есть у ребят, а лучше той Родины нет», а, повзрослев, напевал: «Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех». И потому не задумывался, когда приближалась доля отдать жизнь за Отчизну.
Не жестокосердие, но сострадательность, сочувствие другим народам способствовало созданию уникальной империи, основанной не на грабеже колоний, а на спасательной миссии избавления других от ига хазар, печенегов,
монголов, шведов, поляков, французов, германцев и прочих кочевников.
Эту миссию выполняет Россия и в XXI веке, обеспечивая своими ресурсами не только Европу, но и страны Азии.
В христианскую эпоху это принято называть самоотверженностью.
Улыбка Гагарина – чудо, в которое, по словам Тютчева, можно только верить.
«Не падать духом», – завещал другой великий мыслитель И.А. Ильин, который утверждал, что русскому человеку удалось избежать великодержавного шовинизма благодаря своему юмору и смелости сохранять верность традиционным духовно-нравственным ценностям, которые якобы отжили свой век и мешают дегероизации былых витязей новыми персонажами сатанинского происхождения.
Однако неиспорченным детям чужда мысль об устарелости пушкинского призыва «Отчизне посвятить души прекрасные порывы». Они продолжают спорить, кому быть Ильёй Муромцем, кому Добрыней Никитичем, кому Алёшей Поповичем. Им ещё предстоит узнать, что изобразил трёх богатырей художник Васнецов, а их предки освобождали Европу от Наполеонов, Гитлеров и прочих кочевников.
Россия не погибнет от расчленения, но начнёт воспроизведение всего хода своей истории заново: она, как великий организм, снова примется собирать свои «члены», продвигаться по рекам к морям, к горам, к углю, к нефти, к урану.
По словам Ильина, страдания и унижения русского народа должны открыть ему новые земные горизонты и новые небесные высоты.
Творить христианскую культуру, по Ильину, возможно только в порядке обращения сердец к Богу, а обращение это будет происходить в процессе страданий и разочарований. Вот почему Россия, опередившая в страданиях
и разочарованиях другие народы, сможет первой вступить на этот путь.
Современные русофобы любят применять понятие «русский» к негативным явлениям: мафия, проститутки, фашизм. Предвидя это, Ильин заявлял: «Быть русским не значит только говорить по-русски, но значит воспринимать Россию сердцем, видеть любовью её драгоценную самобытность, понимать, что это своеобразие – Дар Божий.
Быть русским – значит верить в Россию так, как верили в неё все русские великие люди, все её гении, все её строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за неё.
Кто бы я ни был, каково бы ни было моё общественное положение – от крестьянина до учёного, от министра до трубочиста, я служу России, русскому духу, русскому народу. Только при этом условии русский человек сможет выполнить своё призвание – службу превратить в служение, работу в творчество, интерес во вдохновение, “дела” освятить духом, то есть ввести себя в предметную ткань Дела Божия на земле».
Нынешняя антироссийская истерия, разжигаемая Соединёнными Штатами, порождается не только банальной завистью к ресурсам, но и тем, что Россия своим бытием опровергает существование наследников тех, кто призывал Понтия Пилата распять Его, а теперь взывает к распятию Её, то есть России.
Несмотря на это многие выражают желание быть русскими в составе России. Миллионы людей смотрят на Россию как на хранительницу милосердия, которая в разлагающемся мире следует суворовскому завету: «Сам погибай, а товарища выручай».

Юрий Иванович СОХРЯКОВ