«Нормандия – Неман» снова на боевом дежурстве

В марте 1942 г. французский национальный освободительный комитет «Сражающаяся Франция» обратился к правительству Советского Союза с просьбой принять группу лётчиков и авиационных механиков для участия в боевых действиях против Германии. И вот 25 ноября 1942 г. было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи, впоследствии преобразованной в полк, чья боевая слава облетела весь мир. Лётчиками в полку были французы, механиками – большей частью наши соотечественники.
В послевоенное время ветераны полка, несмотря на холодную войну и сложные отношения между странами, продолжали поддерживать дружбу и контакты. А в 1963 г. при поддержке правительств двух стран была создана Ассоциация ветеранов авиационного истребительного полка «Нормандия – Неман», которой 30 мая 2023 г. исполнится 60 лет. Организация действует на общественной, волонтёрской основе.
Корреспондент журнала «Русский Дом» Владимир Борисович Панков побеседовал с президентом Ассоциации ветеранов авиаполка «Нормандия – Неман», военным лётчиком-истребителем 1 класса, председателем совета ветеранов 18-го авиаполка «Нормандия – Неман» С.А. АРАКЧЕЕВЫМ.

– Сергей Анатольевич, насколько мне известно, одноимённый авиационный полк в Вооружённых силах Российской Федерации существует и поныне и выполняет свои боевые задачи. Каким образом строятся отношения между вашей Ассоциацией и этим воинским подразделением?

– Да, действительно наш полк стал уже живой легендой. Своё рождение он получил в 1938 г. под Хабаровском и участвовал в боевых действиях во многих горячих точках. Это и Великая Отечественная война, и война в Корее, Египте, Афганистане. И сейчас полк продолжает свою боевую работу – участвует в спецоперации на территории Украины. У нас 12 Героев Советского Союза и один Герой России. Это лётчик Роман Филиппов, который в Сирии подорвал сам себя гранатой, чтобы не попасть в плен к исламистам.
Полк сегодня несёт своё боевое дежурство в Сирии, на Украине и в Приморском крае, где, слава Богу, сейчас готовят много молодых лётчиков. Кстати сказать, чтобы нормально подготовить боевого пилота, нужно не менее 8-10 лет, включая учёбу в училище. Я сам такую школу прошёл и всё это хорошо знаю.
Полное название нашего полка – 18-й гвардейский, Витебский, дважды Краснознамённый, ордена Суворова 2-й степени и ордена Почётного Легиона Франции истребительный авиационный полк «Нормандия – Неман». Когда у нас началась перестройка и шли всяческие преобразовательные реформы в Вооружённых силах, он лишился всех своих званий и орденов. Сейчас его называют 18-й штурмовой авиационный полк «Нормандия – Неман». Слава Богу, последнее название оставили. Я дважды писал, чтобы полку восстановили прежнее почётное наименование и ордена.
Получил положительные ответы, в том числе от Министерства обороны, но никаких практических действий не последовало. Это очень обидно нам, ветеранам, потому что мы служили ещё в том орденоносном прославленном полку, а сейчас ничего этого нет. Недавно послали очередное письмо, чтобы вернуть хотя бы название «гвардейский». Ждём ответа.
Отношения нашей Ассоциации с полком поддерживаются постоянно со дня её основания. Два года тому назад член совета нашей ветеранской организации Коновалов Игорь Андреевич летал на аэрошуте в одно из расположений нашего полка. Аэрошут – это очень простой летательный аппарат: пропеллер сзади и крыло. Он вылетел из Санкт-Петербурга и долетел до посёлка, где располагается наш полк. Там он находился два дня. Его очень радушно принимали и даже не хотели отпускать. Кстати, Игорь Андреевич установил новый мировой рекорд для этих летательных аппаратов, который внесён в Книгу рекордов Гиннесса. Он летел 2,5 месяца и пролетел около 7 тыс. км.
Не так давно представители полка приезжали к нам в Москву. Полк наградили орденом Почётного Легиона – высшей наградой Франции. Награду вручал посол Французской республики. Как правило, лётчики, которые уходят на пенсию, сразу вливаются в нашу ветеранскую организацию.

– Вот уже год наша страна проводит специальную военную операцию. Расскажите, пожалуйста, как в ней задействован полк «Нормандия – Неман»?

– Наш полк с самого первого дня участвует в военных действиях СВО на Украине. Сегодня ребята выполняют свои боевые задачи, можно сказать, с полным напряжением сил. Летают каждый день. Отдыхают, когда нелётная погода. Совершают по три вылета в день на предельно малых высотах – 10-15 м, чтобы не попасть под радиолокационный контроль неприятеля. Такая практика полностью оправдала себя. Чем ниже высота, тем безопасней полёт. В начале СВО лётчики попросили нас, чтобы мы прислали им новейшие цифровые радиостанции.
В нашей стране таких не оказалось. Эти радиостанции изготавливают американские и японские фирмы, и после начала спецоперации их поставки прекратились. Но нам всё-таки удалось найти такие изделия. Ребята их проверили и были очень довольны.
Лётчики справляются со своими боевыми задачами очень чётко. Летают на пределе своих психологических и физических возможностей. Полёты на предельно малых высотах – очень и очень трудны. Час полёта на таком самолёте по количеству израсходованных калорий равен рабочему дню шахтёра.
В отношении трудностей выявилась вот какая ситуация. Постоянно приходится летать над вражеской территорией, рискуя жизнью, где, образно говоря, под каждым кустом может сидеть «товарищ» с ПЗРК. Сейчас летает в основном молодёжь – старшие лейтенанты. Есть, конечно, и ветераны. Многие выполнили уже от 200 до 280 штурмовок – вылетов с боевым применением. Лётчики как-то обмолвились, мол, вот летаем, летаем, а нас как бы никто и не замечает. В Великую Отечественную войну подобные самолёты были рассчитаны на 5-7 вылетов, и их часто сбивали. Сейчас, благодаря полётам на низких высотах, удаётся уйти от поражения. К сожалению, жертвы есть.
Полк теряет лётчиков. И вот ребята возмущаются: «Как же так: 280 штурмовок – и ничего, никаких наград…» А в Великую Отечественную войну – 40 штурмовок – и Герой Советского Союза. Надо бы это
исправить, чтобы обратили внимание на их ратный труд. Страна должна отмечать своих героев. А как иначе?

– На сайте Ассоциации размещены сведения об оказании гуманитарной помощи авиационному полку. В чём больше всего лётчики нуждаются?

– Хотел бы остановиться вот на каком моменте. Лётный состав к зиме вещевая служба приодела, а вот технический состав почему-то выпал из поля зрения. Они обратились к нам, и мы в этом плане им помогаем. Доставили тёплое обмундирование, нательное бельё, носки, перчатки и т.  д. Причём комбинезоны, я  удивился, очень добротные, и шьют их у нас в Иваново. Поставили две палатки, одна из которых – баня. Привезли три буржуйки, бензопилу, электрогенераторы, «болгарки» и прочие инструменты.
Провели уже три гуманитарные акции под названием «Всё для фронта, всё для победы». Сейчас готовим четвёртую, чтобы у них было достаточно тепло.

– Какой настрой у пилотов?

– Настрой очень боевой. Мы создали чат 18-го гвардейского полка, куда вошёл заместитель командира полка по военно-воспитательной работе. Он поясняет некоторым не понимающим обстановку на фронте, как люди воюют, в каких условиях, – и не ропщут. У ребят есть даже расхожее выражение: «Никто заднюю не включает». Все стремятся только вперёд. Это очень радует.

– Имеете ли вы сейчас общение со своими французскими коллегами из Ассоциации?

– До специальной военной операции общение у нас было очень тесное.
Мы всегда встречались на всех мероприятиях. Мы приглашали их, они – нас. Во Францию мы летали открывать музей эскадрильи «Нормандия – Неман» на аэродром Ле-Бурже. Французские ветераны приезжали к нам на День Победы. Из них даже была сформирована колонна, которая прошла на параде по Красной площади. Сейчас общение на официальном уровне прервалось.
Но очередная встреча у нас произошла 25 ноября прошедшего года. В этот памятный день в 1942 г. французские лётчики прибыли к нам в Иваново для участия в боевых действиях против
немецко-фашистских захватчиков. В 2022 г. мы отмечали 80-летний юбилей этого события. В Иваново встречались с французской делегацией, неофициально прибывшей на торжество. То есть неофициальные встречи у нас продолжаются.
Французы к нам относятся неплохо, и я думаю, со временем наши отношения наладятся.

– Расскажите немного о себе.

– Родился я в Москве в 1951 г. Закончил среднюю школу и поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое закончил в 1973 г. и был направлен на Дальний Восток для дальнейшего прохождения службы в истребительных авиационных полках. Десять лет я прослужил в 18-м гвардейском, Витебском, дважды Краснознамённом, ордена Суворова 2-й степени и ордена Почётного Легиона Франции истребительном авиационном полку «Нормандия – Неман».
Подполковник, лётчик 1-го класса, имею государственные награды. Завершил службу командиром эскадрильи.
Будучи на пенсии, закончил Московскую государственную юридическую академию.
В 2020 г. был избран президентом Ассоциации «Нормандия – Неман», председателем совета ветеранов 18-го гвардейского истребительного авиационного полка.
Там, где расположено одно из подразделений 18-го авиаполка, школьники из близлежащего посёлка при вылете самолётов на боевое задание постоянно выходили на дорогу и махали им руками, провожая несущиеся с огромной скоростью «железные птицы». Однажды пилоты обратили на это внимание и тоже начали делать соответствующие приветственные движения крыльями. И вот недавно совершенно неожиданно для ребят лётчики сделали им большой подарок – огромного плюшевого мишку и коробку со сладостями, фруктами, канцелярскими товарами и спортивным инвентарём. Ребята, по их словам, были просто в шоке от такого подарка.
Создан Международный фонд сохранения исторической  памяти авиаполка «Нормандия – Неман», который имеет следующие банковские реквизиты:


р/с 40703810800000003050
в Московском филиале
ПАО «Промсвязьбанк» г. Москва;
к/с 30101810400000000555;
БИК 044525555.
Международный фонд
«Нормандия – Неман».