Русский музыкальный космос

14 февраля 1813 г. 210 лет назад РОДИЛСЯ Александр Сергеевич ДАРГОМЫЖСКИЙ

Здесь музыка превалирует и рокочет, разносясь в веках. Неимоверный бас Шаляпина, вновь и вновь исполняющего «Мельника» Даргомыжского, завораживает. Неистов мельник, врывающийся в безумие,
будто музыка врывается в дебри психологии.
...До пяти лет мальчик Саша Даргомыжский не разговаривал, однако поздно сформировавшийся голос, оставшийся высоким и чуть хрипловатым, трогал до слёз слушателей, когда шло вокальное исполнение.
Александр Даргомыжский поступает на государственную службу и даже активно продвигается по государственной лестнице, параллельно музицируя.
Огромное значение для композитора имеет знакомство с Глинкой.
Они играют в четыре руки, и тонкие субстанции, которыми пропитывается душа Даргомыжского, исполняют определяющую дальнейшую роль.
По французскому либретто Даргомыжский пишет первую свою оперу «Эсмеральда». Но она не имеет успеха. И тогда композитор обращается к отеческим корням.
Отставка даёт возможность путешествовать. А потом – полностью уйти в область музыки, величественную и таинственную, как будто ожидавшую дара композитора.
Изучая фольклор, Александр Даргомыжский находит те струны, интонации, оттенки, которые тонко проявляются в романсах и песнях, создаваемых им.
«Душечка-девица», «Лихорадушка», «Мельник»… Потом таинственная «Русалка» проплывёт по метафизическим водам русской музыки.
Мысль, как вырастить музыкальный сад «Каменного гостя», приходит Даргомыжскому, вероятно, во время его европейских путешествий.
Ни арий, ни ансамблей в ней нет: сплошные мелодические речитативы. Это является новацией музыкальной формы и оказывает серьёзное влияние на дальнейшее развитие русской оперы.
Сегодня снова и снова неистово бушует обезумевший Мельник, и рокочет шаляпинский бас. Снова и снова исполняются произведения Александра Даргомыжского, чей космос пронизан и русским, и общечеловеческим духом.

Александр Львович
БАЛТИН