Протоиерей Артемий Владимиров - Новопросвещённый воин Христов

 

Продолжение беседы о таинстве крещения (начало в №1 за 2009г.) 

 

 
Прежде чем приступить к купели крещения, оглашенный должен быть помазан священным елеем, маслом, во исцеление души и тела. Батюшка, прикасаясь стручком или кисточкой к челу, глазам, ушам, устам, сердцу, рукам и стопам, молится, дабы Божественная сила воздействовала на душу и тело крещаемого, уврачевала те раны, которые тот нанёс себе сам в предыдущие годы жизни, отклоняясь, вольно или невольно, от вечного нравственного закона правды и любви, начертанного Божиим перстом в его совести. «...Призови [Господи] раба Твоего к святому просвещению и сподоби его великия сея благодати святаго Твоего крещения», — молится пастырь, указуя крещаемому на священную купель, этот «иордан», погрузившись трижды в который, тот будет сопряжён силою Святого Духа крестной смерти и восстанию из Гроба Господа нашего Иисуса Христа.

Следует упомянуть, что над крещальной водою читаются особые молитвы, в которых пастырь заблаговременно просит, дабы от неё отступили «все воздушные и неявленные привидения», чтобы никакой «тёмный демон не утаился» в священной влаге, чтобы дух лукавый не посмел сойти с крещающимся и не наводил впредь на него «помрачения помыслов и мятеж мысли». Действительно, после означенных молитв над водой перед нами — священная стихия, которая служит освобождению тела крещаемого от всякой нечистоты и содействует силою Святого Духа благодатному просвещению бессмертной души человеческой, посредством Божественных энергий, сходящих свыше. По правилам Церкви, крещение свершается через троекратное погружение крещаемого в воде со словами: «Крещается раб Божий (имярек), во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Если бы у нас отверзлись в этот миг духовные очи сердца, мы увидели бы столп небесного огня, снисходящий свыше на крещаемого, который, будучи погружён в воде, удивительно напоминает собой утробного младенца во чреве матери.

Плоды крестной смерти Господа Иисуса Христа усваиваются крещаемым через троекратное схождение и восхождение из воды. Кровь нашего Спасителя невидимо, но явственно омывает совесть крещаемого от всех его согрешений, в ведении и неведении отделанных с самого младенчества. Благодать Святого Духа, возрождая крещаемого к жизни вечной, вводит его в полноту общения со Святой Троицей; последствия Адамова преслушания восполняются Таинством крещения. И отныне христианин, вышедший из купели, будет служить своему Создателю верой и правдой, в чистоте помышлений и намерений.

Священник облачает крещамого в белоснежную ризу, длиннополую одежду до пят, в знак духовного блаженного младенчества во Христе Иисусе. И, действительно, дивно просвещается благодатным светом лицо новокрещёного! Он напоминает собою свежераспустившийся бутон, благоуханные лепестки которого суть прекраснейшие творения Небесного Художника. Вот возлагается на его грудь и крест, с которым христианин не расстанется уже никогда. Не зря русский народ сложил присловне: «Не мы носим крест, а крест носит нас на себе». Пред этим нательным крещальным крестиком меркнут драгоценности всего мира! Он является личной святыней, защищающей, покрывающей новорожденное чадо Церкви от видимого и невидимого зла.

И вновь священник прикасается к главным органам чувств крещаемого, на сей раз помазуя его священным миром, которое сохранено в Церкви Православной от апостольских времен и является средою обитания Духа Божия.

«Печать дара Духа Святаго» -вот те таинственные слова, которые указывают на священную крестовидную печать Господа Иисуса Христа, на дивное помазание, отличительное достоинство сынов света, сравнительно с сынами века сего. Это «визитная карточка», знак качества христианина, тайный источник  Божественной силы, осеняющей его во все дни жизни.

 Говоря об общности православных христиан, русский народ изрёк некогда: «Все мы одним миром мазаны», — т.е. все мы люди единого христианского духа, заквашенные верой, надеждой и любовью ко Христу Искупителю и друг ко другу.

Таинство миропомазания делает нас причастниками силы Божией, духа премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия и страха Божия. Через миропомазание мы обретаем крылья молитвы и любви, простёртые за нашей спиной. Через помазание миром христианин становится воином в полноте вооружения. Отныне его грудь покрыта бронёю правды и любви, на голове красуется шлем спасения, надежды на помощь Божию. Бёдра препоясаны поясом воздержания — основополагающей добродетелью христианина, умеющего всеми земными благами пользоваться в меру, во славу Божию, но не превращающего попечения плоти в зловредные похоти (Рим.13,14). Через помазание миром мы получаем от Матери Церкви щит веры, подымая который пред собою, становимся способными угасить все раскалённые стрелы лукавого духа. А вот и меч молитвы, страшный для демонов; ибо молитва в устах христианина есть обоюдоострый клинок, обращающий в бегство полки бесов. Помазание миром делает нас нравственно совершенными, т.е. имеющими всё необходимое и достаточное для великой победы.

Безусловно, после Таинства крещения много придётся потрудиться новокрещёному, покуда искра Божией благодати, осенившая нашу совесть, наше разумение, «превратится в пламя» и заквасит собою чувства или сердце и волю, деятельную способность души. Весь смысл нравственного подвига христианина заключается в том, чтобы, исполняя заповеди Евангелия, предоставить благодати возможность пронизать своими энергиями и душу и тело, и таким образом соделать христианина светящимся солнцем, в подтверждение слов Господа: ...да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5,16); ...праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф.13,43) [т.е. в лоне Матери Церкви], — говорит Господь об истинном достоинстве и подлинном нравственном состоянии Его учеников.

В завершении Таинства крещения мы, по установившемуся обычаю, с зажжённой свечой в руке, трижды обходим крещальную купель, прославляя святую Троицу, даровавшую нам просвещение. Мы свидетельствуем миру о качестве нашей веры: как свеча распространяет вокруг себя свет и тепло, мало-помалу умаляясь и тая, так и христианин призван благими делами и молитвенной хвалою Господа просвещать мир, содействовать обращению ко Христу ближних и дальних, немало не гордясь и не надмеваясь. Чтение Священного Писания, следующее вслед за этим, напоминает нам, что со Христом, посредством крещения, мы умерли и воскресли, почитая себя мёртвыми для греха и живыми для Бога и дел правды и любви.

Три кратких молитвы, предваряющие обтирание губкою священного мира, говорят о необходимости вести войну со злобою дьявола и его приспешников. Вместе с тем, в этих молитвах испрашиваются новокрещёному силы и решимость, дабы его сердце не дрогнуло перед лицом врагов.

В одной из этих молитв душа новопросвещённого сравнивается с невестой, получившей от Небесного Жениха священный залог, обручение, т.е. кольцо, которое она, невеста, должна будет представить Жениху в целости и сохранности в день священного брака — Страшного Суда Господня. Что же является этим залогом, который подобает нам сохранять и умножать до дня последнего испытания нашей веры — на Судилище Христовом? Конечно же, это благодать Духа Святаго, которым мы запечатлены в час крещения, миропомазания, и которая будет всегда содействовать нам в нашем жизненном подвиге!

Не случайно нравственной целью христианина является стяжание, собирание Духа Божиего. И действительно, пост и молитва, милостыня и чтение Священного Писания — всё это, по учению Матери Церкви, — средства для умножения в нас Божественной благодати. В этом отношении христианин, истинный ученик Христов, подобен мудрой пчеле, которая, не зная устали и покоя, собирает с каждого цветка на луге Божием благоуханный нектар и несёт его в улей. Так и мы после крещения, служа ли деятельной любовью ближнему, уединяясь ли для покаянной молитвы, участвуя ли в общественном церковном богослужении, исполняя наши земные обязанности, не должны забывать главной цели жизни — стяжания, собирания Божией благодати через посвящение каждого, даже самого малого доброго дела — имени Господа Иисуса.

И вот священник отирает влажной губкой те места, которые прежде были знаменованы священным миром. Остаётся лишь свершить священное пострижение, трогательный обряд, которым завершается Таинство крещения. «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», — священник срезает локоны с главы новокрещёного, уподобляя его кроткой овечке, безмолвно стоящей пред лицеи пастыря. Какой смысл Мать Церковь вкладывает в это действие? Это пострижение является первой жертвой духовного младенца своему Небесному Отцу. В пострижении мы выражаем нашу готовность беспрекословно слушаться велений Господа, открывающихся через нашу совесть и Евангельский закон. С чего начинается грех? С дурной мысли. Состриженные волосы указывают на готовность христианина отвергать самые прилоги, начатки греха, проявляющиеся в худых, нечистых помышлениях и образах, рождающихся в глубинах человеческой души. Внимание к своему сердцу, неприятие дурных мыслей — вот первенствующая, начальная добродетель христианина, именующаяся ещё страхом Божиим, т.е. хождением перед Лицем Господа Бога и боязнью оскорбить Его малейшей мыслью, несообразной с христианским званием.

Примечательно, что в жизни православного человека могут быть ещё два пострижения: лица мужеского пола, достойные этого призвания, могут быть избраны Церковью на служение священства; тогда постригаемые власы являются символом обручения с Церковью. Кроме супружества, независимо от пола, каждый христианин или христианка властны избрать для себя ангельскую стезю служения — монашество. Обряд монашеского пострижения включает «отложение власов» как прощание, забвение мирских соблазнов и полное посвящение себя подвигам покаяния и молитвы.

И последнее, что мы сегодня скажем в связи с Таинством крещения. Новорожденный член Церкви, осенённый благодатью Святого Духа, исполненный решимости следовать Евангельскому закону, призывается Церковью к участию в Божественной литургии и Причащению Святых Животворящих Христовых Тайн. Вот ради чего он явился на свет из утробы матери, вот ради чего он вышел из купели, дабы теснейшим образом соединяться с Господом Иисусом Христом, становясь причастником Его Пречистых Тела и Крови! Единожды входя в Церковь вратами крещения, мы призываемся к постоянному единению с Господом в Святой Евхаристии, или Таинстве причащения, во исполнение великих, заветных слов Господа Иисуса: ...приимите, ядите: сие есть Тело Мое... пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28). Приобщившись Святых Тайн Христовых, христианин становится воистину неуязвимым для демонов тьмы, которые обессиливаются и повергаются в прах этим Таинством, знаменующим победоносную силу Воскресшего Иисуса Христа над дьяволом, грехом и смертью — тремя главными врагами человеческого рода.

Единственное, о чём ещё должно сказать для полноты картины, — это священный обряд посвящения новокрещёного Богу. По давней традиции, лиц мужеского пола вносят или вводят во святой алтарь, обводя их вокруг престола, в знак всегдашнего служения личности Богу, в знак достоинства христиан, названного святым апостолом Петром царственным священством Живого Бога. Лица женского пола подводятся или подносятся к иконам местного ряда иконостаса, и, прикасаясь к стопам Спасителя и ручке Божией Матери, они таким образом вверяются своим Небесным Родителям, дабы всегда наслаждаться изобилием благодати и чувствовать над собою священный покров Господа и Богородицы.

Прощаясь с нашими читателями, мы желаем им и себе ча¬е размышлять над Таинством святого крещения, дабы каждый из нас осознавал себя воином или воительницей Господа Иисуса Христа, призванным одержать великую победу над злом и прославить имя Господне непорочной жизнью, исполненной подлинной любви и милости к нашим ближним...

Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ