Штрихи к портрету

15 декабря 1832 г. 190 лет назад РОДИЛСЯ Павел Михайлович ТРЕТЬЯКОВ

Он смотрит с портрета Крамского, и глаза его лучатся глубиной и добротой, которые, соединяясь, и созидают истину.
 Имя Павла Михайловича Третьякова – своего рода символ высокого меценатства, умного, ненавязчивого, связанного с таким богатством страны, от разнообразия и величия которого захватывает дух.
В родовом гнезде Третьяковых – в 1-м Голутвинском переулке Москвы – родился Павел, чтобы продолжить наследственное дело. И создать свой шедевр, столь важный для поколений человечества. Домашнее образование – тёплое и уютное, начало карьеры – под крылом отца или лучше – в сотрудничестве с ним, тёртым, матёрым купчиной.
Семейное дело Павел расширял, построив бумагопрядильные фабрики, на которых работали до нескольких тысяч человек.
Состояние его, равно и количество людей, задействованных в деле, были для того времени гигантскими.
Как в нём проявилась страсть к живописи?
Хотел ли сам стать художником или, чувствуя, что этого не дано, ощущал её самой сердцевиной сердца, высшими фибрами души?
Так или иначе, П.М. Третьяков в начале 50-х годов девятнадцатого столетия начинает коллекционировать живопись.
Он сразу собирался отдать коллекцию в дар городу: личная заинтересованность сказывалась в качестве отбираемых работ и в том удовлетворении, что делает он, собирая картины, для других.
Краткое завещание, составленное в 1860 году, гласило:
«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».
Некоторая духовная аскеза читается в этом. И, наверное, именно она и вела Третьякова всю жизнь, в том числе определяя выбор покупаемых или заказываемых работ.
Первые приобретения – работы «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853) В.Г. Худякова. Затем коллекция пополнилась картинами И.П. Трутнева, А.К. Саврасова, К.А. Трутовского,
Ф.А. Бруни. Планы расширяются, разнообразие растёт, постепенность и неспешность, столь характерные для купеческого дела, сказываются и в манере коллекционирования. Первая картина, трактующая русскую историю, появляется в 1864 году: это колоритная «Княжна Тараканова» Флавицкого. Для растущей коллекции строится здание – галерея, открывающаяся для всеобщего обозрения.
 Пожизненный попечитель галереи, почётный гражданин Москвы, пайщик Московского купеческого банка, коммерции советник, блестящий купец и феноменальный коллекционер Павел Михайлович Третьяков создал музей,
кратко и просто именуемый в народе – Третьяковка. Этот музей многие поколения людей сделал лучше, тоньше, возможно, и добрее: ибо эстетика и этика связаны сокровенно.

Александр Львович БАЛТИН