ОТКРЫТИЕ ПЕРВОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

11 ноября 1837 года состоялось торжественное открытие движения на участке Санкт-Петербург – Царское Село.
Машинистом первого поезда, который состоял из паровоза “Проворный” и 8 вагонов стал сам руководитель строительства Ф.А. Герстнер.
Члены правления дороги пригласили на открытие первой в России железной дороги императора Николая I и других почётных гостей. Пассажиры заняли свои места, и в 2 часа 30 минут пополудни поезд плавно отошёл от перрона.
Люди, провожавшие первый поезд, были буквально потрясены. Через 35 минут под громкие аплодисменты встречавших и крики “Ура!” первый поезд прибыл на станцию Царское Село.
Поездка от Петербурга до Царского Села заняла 35 минут, а обратная поездка – 27 минут; таким образом, максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч.
На первую, торжественную, поездку были приглашены журналисты, и вот их впечатления от проделанного путешествия: “Сию минуту возвратились мы с поездки в Царское Село по железной дороге и не можем не поделиться с нашими читателями удовольствием, которое она нам доставила. Туда ехали мы с умеренной скоростью 21 версту в 32 минуты; оттуда в 22 минуты почти по версте в минуту, то есть по шестидесяти вёрст в час, страшно подумать!
Между тем, вы сидите спокойно; вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет огненной пеною, оставляя за собой белое облако пара.
Какая же сила несёт все эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила – ум человеческий. Мы твёрдо убеждены, что 30 (11) октября 1837 г. – день замечательный в летописях не только Петербурга, но и целой России, что Царскосельская железная дорога будет первым шагом к устроению в нашем Отечестве этих путей сообщения и что они произведут благотворные последствия, которых даже нельзя вполне видеть. Честь и слава строителям нашей первой железной дороги!”
В последующие три дня в поездах от Петербурга до Царского Села и обратно ездили все желающие. Это явилось началом возникновения в России железных дорог.