МИХАЙЛОВ ДЕНЬ

Михайлов день, 21 ноября – народное название праздника Собора Архистратига Михаила. День Михаила Архангела считался в народе первым шагом к настоящей зиме. Этот праздник в большей части России бывал “с мостом” (т.е. с покрытыми льдом реками). “С Михайлова дня зима стоит, земля мёрзнет”, – говорили крестьяне. “Со дня Михаила Архангела зима куёт морозы”.
Михаил Архангел считался в народе не менее грозным для всякой “нечисти-нежити”, чем Илья-пророк. По народному представлению, сам Бог Саваоф положил ему быть грозой для тёмных сил безплотных. Когда Господь воспылал гневом на сатанаила и его присных, из ангелов превратившихся в “аггелов”, Он повелел Михаил Архангелу свергнуть их с небес в преисподняя земли, что и было исполнено в точности.
Охранитель праведников на земле от сатанинского наваждения является в народном представлении проводником их душ в селения райские. В последние дни существования бренного мира на Страшном Суде Божием, после того, как “потопие” омоет “матушку сыру землю” от грехов, “сойдёт Михаил Архангел батюшко, вострубит в трубоньку золоту, и пойдут гласы по всей земли, разбудят мертвых и вызовут их из гробов”.
По народному поверью, в этот день Господь дал право Архангелу Михаилу спасать грешников. Ангелы и Архангелы просят Архистратига Михаила спасти души грешников. Тогда Архистратиг становится на краю преисподней, опускает туда левое крыло и взмахивает им. На крыло его насаждаются, словно какие насекомые, жалкие и грязные души. С силой подняв крыло вместе с ними, он стряхивает эти души на место, идеже сам стоит, а Ангелы подхватывают их с великой радостью и обмывают. Они становятся чистыми, светлыми и славят со всеми Бога.
Ангелы опять просят Архистратига Михаила спасти ещё души грешников. Тогда он спускает в преисподнюю правое крыло, на которое опять лезут, теснятся грязные души. И эти души тоже становятся чистыми и славят с Ангелами Бога. В третий раз Ангелы и Архангелы просят чиноначальника высших сил о спасении человеческих душ, и в третий раз Архангел Михаил извлекает из бездны новые души. Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил безплотных установлено в начале четвёртого века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского
Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют “днём восьмым”, ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит “день осмый”, и тогда “приедет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним” (Мф. 25, 31).