Когда в машине просят включить радио в присутствии моей 4-летней дочки, у меня часто возникает неловкость: подавляющее большинство передаваемых там песен иноязычные. Но мне бы хотелось познакомить ребёнка в первую очередь с русской культурой – русскими сказками, стихами, книгами, фильмами и песнями.
Много раз нажимая кнопку поиска, ищу радиостанции с песнями на русском.
Наконец нахожу, но с ними тоже беда: большая их часть, как бы это помягче выразиться, хорошему не учит.
Во-первых, какое-то невероятное количество песен посвящено отношениям между полами. Это, безусловно, важная сторона в жизни каждого человека, тем более молодёжи. Но ведь можно ещё петь о вере в Бога, об отношениях с друзьями и родителями, взрослении, учёбе, работе, любви к Родине и её защите, о прошлых войнах, идущей сейчас специальной военной операции на Украине, смелости, справедливости, правде, верности, взаимопомощи, трудолюбии, настойчивости, преодолении трудностей в жизни… Где всё это?! Это же огромные пласты ценностей людей, которые достойны хороших песен.
Во-вторых, даже если смириться с этой однобокой направленностью, много ли сейчас песен с положительно показанными отношениями? В которых проявляются порядочность, верность, терпение, целомудрие, забота, уважение друг к другу, к родителям своим и второй половины? Много ли показано случаев, когда отношения выстраиваются на здоровом основании – совместном труде, желании создать крепкую многодетную семью, готовности преодолевать свои недостатки, готовности умерить своё самолюбие? Не сыскать днём с огнём! Вместо всего этого возможного богатства – унылое болото из половой озабоченности, развлечений, ссор, обид, непонимания и расставаний.
В-третьих, много музыкальных произведений откровенно туманных по смыслу: что-то про отношения, что-то про природу, что-то про повседневный быт и ещё много всяких «что-то». Что именно хотел сказать создатель слов, понять совершенно невозможно, дескать, догадайтесь сами. Если даже и промелькнёт в такой песне что-то положительно-ценностное, общее впечатление всё равно изменится мало.
Как хотите, но мне такую музыку включать ребёнку как-то неловко.
В последние годы пришлось даже заняться собирательством хороших современных русских песен – осмысленных, красивых, светлых, наполненных созидательными смыслами. Слава Богу, их не так уж мало, хотя на радио, телевидении и в сети их почти невозможно найти. Но одна из них поразила меня до глубины души. Она совсем свежая. Песню «Русский» в своём исполнении актёр московского театра «Сфера» Александр Пацевич выложил в интернете.
Песня поражает, прежде всего, безупречной ясностью и осмысленностью слов, что в наше время, прямо скажем, явление редкое. При этом ёмкость и красота образов поистине безграничны. Например, начинается она таким четверостишием:
Русский
Знает путь правды узкий.
Бьётся сердце в разгрузке.
Свит терновый венец.
Чуть больше, чем в десяток слов, вложено понятие святости защиты Родины и готовности проливать за неё свою кровь. Или вот про готовность русских безкорыстно помогать ближним и защищать их:
Голодал в блокадном Ленинграде,
Отдавал краюху Христа ради,
Закрывал ДЗОТы, собой не дорожил.
Не разбираясь кто –
только чтобы жил.
Уместилась в двух куплетах и боль о мрачных страницах нашего прошлого, и радость о возрождении страны, казалось бы, из неминуемой гибели, и много-много любви – к Богу, к ближнему, к России, к лучшим качествам русского народа, к его богатой подвигами и преодолениями истории. При этом песня исполнена настолько современно, искренне, смело, изящно и со вкусом, что сердце бьётся в груди всё быстрее: да, это про нас!
Отдельного упоминания заслуживает видеоряд. Съёмки проводились в Москве на Поклонной горе и включили в себя всё богатство близких русскому сердцу видов этого священного места.
В кадре двое – виолончелистка Валерия Тананаева и сам Александр Пацевич.
При этом вряд ли видеоролик обошёлся дорого, ведь никаких спецэффектов или захватывающих дух трюков в нём нет.
Съёмки порадовали также поведением певца и его очаровательной напарницы. Представляется, что именно такими Господь Бог задумал мужчину и женщину. Таких ладных (и при этом вполне современных) мужских и женских образов в русском творчестве должно быть как можно больше, ведь в том числе по их подобию будут строить свои отношения молодые пары.
Удачно, что куплеты (но не припев) исполнены в любимом сегодняшней молодёжью направлении хип-хоп, а видеоряд – бойкий, соответствует словам и нескучный. Иными словами, песня и видеоклип – весьма современны, и это чрезвычайно важно, ведь именно за души молодёжи идёт сегодня основная борьба.
У Александра Пацевича со товарищи получилась современная, осмысленная, правдивая, с жизнеутверждающими смыслами и ценностями молодёжная песня. Её можно с удовольствием послушать и посмотреть самому, а также смело показать ребёнку. Отважусь утверждать: песня эта достойна стать образцом для всех новых молодёжных песен в России.
Роман Владимирович
МЕЩЕРЯКОВ