Кто придумал балалайку?

Какой музыкальный инструмент во всём мире прочно ассоциируется с Россией? С огромной долей вероятности в ответ на этот вопрос вам назовут балалайку – и будут правы. Казалось бы, столь узнаваемый символ страны должен был существовать у наших предков испокон веков, однако это не совсем так. Первые письменные упоминания о балалайке относятся к семнадцатому столетию. Музыкальный инструмент описан в московских хрониках 1688 года. Наибольшую популярность балалайка и вовсе обретёт уже в XIX веке, превратившись из народного инструмента в главное светское развлечение.

Запрещённый инструмент

Гораздо старше балалайки другой инструмент – домра, хотя судьба её на Руси незавидна. В 1648 году царь Алексей Михайлович объявил настоящую войну скоморохам, которые, по его мнению, неуважительно относились к представителям власти и духовенства.
Поскольку шутливые песни скоморохи исполняли под аккомпанемент домры, то досталось и ей. Государь приказал инструменты «выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь». За хранение домры можно было получить несколько ударов батогами. На несколько десятилетий инструмент выпал из народной жизни, однако со временем ему нашлась замена. Вместо домры научились мастерить балалайки, которые считались упрощённой версией некогда запрещённого инструмента.
Балалайка быстро распространилась по деревням и городам. Стоила она дёшево – около 30 копеек, продавалась в каждой лавке. В XVIII веке трудно было найти крестьянский дом, в котором никто не умел играть на балалайке. Однако этот инструмент не воспринимали всерьёз: балалайка ассоциировалась с примитивным и даже грубым искусством, овладение которым не требовало большого таланта и серьёзного образования. В XIX веке, когда после повального увлечения западноевропейскими традициями зародилась мода на всё русское, на балалайку обратили внимание профессиональные музыканты, однако не решались всерьёз взяться за этот инструмент из-за его репутации «мужицкого» и «безвкусного». Вдохнуть в балалайку новую жизнь и сделать её популярной среди представителей аристократии решился Василий Васильевич Андреев – музыкант-самоучка, выходец из купеческой семьи.

«Балалаечка во фраке»

В 1880-х годах Василий Андреев путешествовал по Италии. Там он обратил внимание, как уличный музыкант играет на мандолине, а затем тот же инструмент заметил на светском вечере в оркестре. Мандолина заставила Андреева вспомнить о трёхструнке, на которой любил играть его дворовый.
Тогда-то музыкант и решил, что балалайка заслуживает того, чтобы из «низкого» народного инструмента стать элитарным. По меткому выражению Петра Ильича Чайковского, Андреев положил жизнь на то, чтобы «одеть балалаечку во фрак». Первым делом он захотел изготовить инструмент не из дешёвых материалов, а из горного клёна, да ещё и по авторскому эскизу.
Когда Василий Андреев обратился к известному петербургскому мастеру скрипичных дел, тот подумал, что музыкант шутит. Тогда заказчик пошёл на хитрость: посетил мастера вновь, достал простенькую балалайку, купленную на ярмарке, и виртуозно сыграл на ней народную песню. Пришлось мастеру сдаться и на условиях строжайшей анонимности выполнить необычный заказ. Дальнейшее признание «улучшенной версии» народного инструмента не заставило долго себя ждать.
Андреев устраивал концерты, основал «Кружок любителей игры на балалайках», познакомил с инструментом царскую семью… И вот уже скрипичные мастера сами наперебой предлагали музыканту свои услуги.
Николай II писал Василию Андрееву: «Я вижу за вашим делом – дело государственного значения». В годы правления последнего императора балалайка превратилась в главное светское развлечение, и даже в воинских частях стали появляться оркестры балалаечников. Андреев тоже не сидел сложа руки – в конце века он создаёт оркестр из великорусских инструментов: балалаек, домр, гуслей. Музыкант сначала сам играл в оркестре, а потом выступал в качестве дирижёра и давал сольные концерты. В 1913 году состоялось празднование символического двадцатипятилетнего юбилея балалайки в Мариинском театре. Сборы от концерта пошли на поддержку экспедиции лейтенанта Седова на Северный полюс. Фёдор Шаляпин после окончания мероприятия обратился к Андрееву: «Ты пригрел у своего доброго, тёплого сердца сиротинку балалайку.
От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир». Но далеко не всем было известно, каких усилий стоило это музыканту. На содержание коллектива Василий Андреев отдал всё наследство, доставшееся ему от отца. Несколько десятин леса и пашни он сдавал в аренду, но к концу 1890-х годов всё равно испытывал проблемы с финансами. Несмотря на бешеную популярность Великорусского оркестра, субсидий для него он дождался лишь в 1914 году.
Дела пошли лучше – 25 тысяч рублей в год по личному распоряжению императора оказались нелишними. Правда, долго наслаждаться привилегированным положением Андрееву не довелось. В 1918 году музыкант скончался, и в жизни оркестра вновь настали трудные времена.

Путешествие за границу

Великорусский оркестр впервые выступил за границей в 1889 году на Всемирной выставке. В Русском павильоне в Париже концерт произвёл фурор: публика надолго запомнила балалайку, и с тех пор инструмент за рубежом стали воспринимать как символ России. Через три года Василий Андреев был избран почётным членом Французской академии искусств, позднее – получил орден Почётного легиона. В иностранной прессе писали: «Андреев со своими балалайками сделал для России больше, чем русская дипломатия. Америка, родина джаза, континентальная Европа, родина классической музыки, превозносили гений Андреева, рукоплескали его золушкебалалайке».
В 1909 году солист Великорусского оркестра балалаечник Борис Трояновский был на гастролях в Англии и получил предложение выступить в Виндзорском замке. Там его слушателями стали ни много ни мало два короля – британский монарх Эдуард VII и португальский правитель Мануэл II. Короли с искренним удивлением признались, что не ожидали такого мастерского исполнения на столь простом инструменте. А вот самому Трояновскому по душе куда больше пришёлся не вечер с королями, а поездка в Ясную Поляну ко Льву Толстому. После небольшого концерта писатель воскликнул: «В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов.
Очень хорошо!». Высокая оценка была дана по праву: современники называли Бориса Трояновского «русским Паганини». Он наравне с Василием Андреевым внёс огромный вклад в популяризацию балалайки. Во время Первой мировой войны Трояновский постоянно выступал перед фронтовиками, а в годы Великой Отечественной – находился в блокадном Ленинграде и выступал в госпиталях и на предприятиях.

Оксана БАРИНОВА
История.РФ