Поэт космоса

17 сентября 1857 г. 165 лет назад РОДИЛСЯ Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ

Наследие Циолковского разнообразно: здесь научные статьи чередуются с фантастическими повестями, а автобиографическая проза – с заметками, такими как «Эфирный остров».
Ощущение мощи, невероятной мыслительной энергии и вместе с тем странный налёт некоторой отстранённости, что ощущается, когда вчитываешься в иные места разных текстов, заставляют подумать о получении знания посредством озарения.
Путём, чья технология человеку совершенно неизвестна: остаётся довериться Библии и привести примеры пророков.
Фраза Циолковского не строится ни по каким художественным канонам или принципам. Она достаточно свободна – в том числе и от грации, необходимой в беллетристике. Но эта фраза нагружена мыслью.
Даже в фантастической повести «На Луне», где художественный элемент присутствует золотыми пылинками, которыми пересыпаны пласты фантазии... или реальности? Будто Циолковский и впрямь имел возможность заглянуть на Луну в качестве гостя, будто самые невероятные предположения, нарушая параллели земной логики, становятся действительностью.
«Приключение атома» – небольшая работа, дополняющая работу основную – «Монизм Вселенной». В ней стиль Циолковского прост, выверен и не может быть другим, ибо величие сообщаемого требует именно такого.
Говорить, что Циолковский великий учёный – банально. А не банально то, что он – интереснейший стилист!
Неуёмная одарённость Циолковского выплёскивалась, помимо постоянного научного поиска и многочисленных изделий, и в литературу. И если его научное признание широко, то научно-фантастические книги остались за бортом внимания. Возможно, это произошло потому, что шли параллельно научным построениям. Близкие к фантастике «Свободное пространство», «Грёзы о Земле и небе», «На Луне» прорываются в будущее: всегдашняя устремлённость к полётам не могла держаться за землю.
Стиль Циолковского сух и прост, в нём есть нечто от формул и от фиалкового цветения космоса, чьи лепестки раскрываются постепенно, увеличивая нормы человеческого знания.
«Монизм Вселенной» не выдержан в духе классического философского построения, но близок именно к рассудочному характеру его прозы – фантастической в той же мере, в какой и философской.
Был и утопический роман о грядущем, с сокращениями опубликованный в 1918 году. Впрочем, несколько позже он был опубликован и полностью.
Заглядывая туда – в недра 2017 года, Циолковский мало что угадал, но это и неважно в сравнении с дерзновением мысли. Читать сугубо литературные работы Циолковского интересно. Они все – о невозможности успокаиваться, о необходимости постоянной работы мысли и напряжения чувств. И в том их значение, дополняющее огромный мир научных трудов великолепного учёного.
Поэт космоса – Циолковский – русский провидец, переорганизовывающий реальность, предлагающий новые лабиринты, иное содержание…. Провинциальная бездна с кривыми заборами и обывательским сонно-сытым мирком – и дерзновение мыслящего космосом человека. Он объяснял монизм Вселенной абсолютным счастьем космоса: бело-золотистого, переполненного информацией.
Как мыслил провидец?
Формулами, сгустками таинственных образов, напластованиями почти музыкально звучащих идей?
Сначала проявляется сущность тайны, потом начинают мерцать слова. Научно-фантастические книги Циолковского вырастают дополнительными растениями гениально разбитого сада.
И звёздная вечность становится ближе людям.

Александр Львович
БАЛТИН