Быть христианином попрежнему требует мужества

Мы все знаем слово преподобного Серафима Саровского о том, что целью христианской жизни является стяжание благодати Духа Святого. Но мы знаем также, что путь к благодати проходит через крест. И Господь напоминает нам об этом сегодняшним праздником. Накануне Преображения и после него Он говорит о предстоящих Ему Крестных страданиях.
И апостолы Петр, Иаков и Иоанн на Фаворской горе приняли благодать видеть преобразившегося Господа не для того, чтобы остаться в сияющем облаке, но чтобы стать сильными в своей немощи и обрести способность пережить со Христом Его страдания. Поистине, мы тогда только становимся учениками Христовыми, когда следуем за Ним в Его крестном восхождении. На горе Фаворской Христос показывает нам, что Он – путь, но лишь сойдя с неё, Он научает нас, как идти этим путём.
Следовать за Христом в Его Крестном восхождении – значит не забывать о Его Преображении и о надежде, которую Он даёт нам через это событие. Иными словами, мы должны жить так, как если бы мы уже сейчас были причастны Преображению Христа, разрушившего смерть и «явившего жизнь и нетление» (2 Тим. 1, 10).
Жизнь христианина есть преображение Христом. И это преображение даётся светом Его Креста, Его славы.
Теперь нет открытых гонений на Церковь, как это было после революции 1917 года. Но слово Божие возвещает о неизбежности Креста и страданий с прежней силой. Быть христианином по-прежнему требует мужества. На новом этапе истории враг рода человеческого делает всё, чтобы создать атмосферу, где молодые люди, дерзающие исповедовать истину, боялись бы показаться смешными, наивными, отсталыми, не смеющими, даже проходя мимо храма, перекреститься при всех. В то время как во всём мире сатанинское безстыдство празднует победу, заполняя своими знамёнами все улицы.
Если сегодня мы не будем восходить из этого мрака на гору Господню, если не пробьёмся даром Христа и нашим личным, даже до крови, стоянием за заповедь Божию к свету Христову, как можем мы победить эти страхи, когда наступит ночь? Быть христианином означает всецелую отдачу себя.
Если отдача себя ничего нам не стоит, – она частична, она не стоит ничего.
Чтобы отдавать себя, надо войти в тайну Креста. Узнать, что на Кресте Господь явил любовь. И что от этой любви исходит свет. Только с лицом, преображённым этим светом, можно неложно возвестить миру, что любовь сильнее ненависти. И смерти.
Всё заключается в том, чтобы исполниться решимости, как говорит преподобный Серафим, идти каждый день этим путём любви. И если будет дано – свидетельствовать о любви, которую Господь имеет к каждому из нас.

Протоиерей
Александр ШАРГУНОВ