В Успении Божией Матери, Той, Которая родила Сына Отца Небесного и Сына Человеческого, – безбрежный океан радости и света. Мы предстоим пред Её святою Плащаницею, где Она возлежит Своим Пречистым Телом, приобщившись одновременно полноте Божественной жизни и всей скудости нашей земли.
Но что такое смерть? Мы не можем представить, что душа Божией Матери разорвала все связи с этим миром, с этой землёй, устремившись в полёте к славе Божией.
Да, Богородицу и Матерь света не могла удержать земля в своём мраке! Но подобно тому как Её Божественный Сын после трёхдневного погребения и сошествия во ад воскрес из мертвых, так Успение Божией Матери наполнено для нас тем же смыслом. Смерть Её также не имеет значения ухода от мира, как обычно принято говорить о смерти. И в смерти Своей Она следует за Своим Божественным Сыном. Господь «сошёл в преисподняя земли», а это значит – в предельную глубину всего земного, туда, где царствуют суета и смерть. Он проник в самый центр ада.
Его поражение было уловкой Всехитреца, как говорят святые отцы, – Того, Кто имеет жизнь вечную. Он дал победить Себя смерти. Чтобы быть поглощённым ею и войти в самые сокровенные глубины мира и утвердить в них навсегда начало Своей Божественной жизни.
Он воскрес из мертвых не для того, чтобы оставить навеки нашу землю и пребывать за пределами смертных мук в Божественном свете, оставив позади Себя мрачное чрево земли – в пустоте и без надежды. Нет, Он воскрес в Своём Теле. Это значит, с этого момента Он начинает преображение мира в том, что Сам Он есть. Что отныне Он берёт на Себя навсегда ответственность за этот мир. Своим воскресением Сын Божий рождается снова как Сын Человеческий, принадлежащий земле. Но земле преображённой, освобождённой от зла и смерти, не имеющей никаких границ. Земле, которая обретает в Нём вечное основание и которая навсегда избавлена от суеты и смерти. Он воскрес не для того, чтобы показать, что безповоротно оставляет гроб нашей жизни. Но чтобы засвидетельствовать, что даже этот гроб мёртвых, который есть наша земля, и человеческое тело навеки преображены в
Нём – в Том, в Ком обитает полнота Божества телесно.
И гроб Божией Матери в Гефсиманской веси, Её воскресение с прославленным телом – не только первое исполнение в роде человеческом Пасхи Господней. Благодаря полноте Её участия в Воскресении Христовом и исключительному материнскому предстательству за всех ищущих спасения в Церкви, в Теле Воскресшего, нам даётся в этот день новая надежда. «В рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ