Богородица, Матерь Божия, надежда русских душ, стремящихся выше и выше – в неизведанные, сияющие бездны. Обращение к ней дышит таким трепетом любви, что нежно плавится сердце:
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Тёплой заступнице мира холодного.
Безпрецедентность напева Михаила Лермонтова проходит сквозь любые преграды, долетая до чуткого слуха в любые времена, согревая, заставляя мыслить на новых оборотах.
Она – Великая Заступница и Сопечальница, Помощница
и Утешительница.
С какою кроткостью и скорбью нежной
Пречистая взирает с полотна!
Грядущий час печали неизбежной
Как бы предчувствует Она!
Мать Пресвятая Богородица!
К груди Она Младенца прижимает
И Им любуется, о Нём грустя…
Как Бог, Он взором вечность проницает
И беззаботен, как дитя!
Так живописал К. Р. – лучший ученик Фета, хотя и без формального ученичества.
Своё посвящение Богородице Михаил Кузмин раскрывает в повествовательном стихе, словно поднимающем по ступеням духа лестницы небесного восхождения:
Всходила Пречистая
На гору высокую,
Увидела Чистая
Михайла-Архангела,
Сказала Пречистая
Михайлу-Архангелу:
«Ты светлый, пресветлый
Михаил-Архангел,
Сведи меня видеть
Всю муку людскую,
Как мучатся грешники,
Бога не знавшие,
Христа позабывшие,
Зло творившие».
Всех бы освободила, всем дала сияющее счастья, всех насытила духовными хлебами…
Ф. Сологуб рисует странствия Богородицы и даже отвержение её людьми, вечно не понимающими, что творят:
Заря-заряница
Красная девица,
Мать Пресвятая Богородица!
Её от окон гнали,
Толкали и корили,
Бранили и кляли,
И бабы ей кричали:
«Когда б мы всех кормили,
Так что б мы сберегли?»
Заря-заряница
Красная девица,
Мать Пресвятая Богородица!
Огонь небесный жарок.
Но обернётся всё светом, воссияет правдой, ибо кривда не устоит против Матери Пречистой.
Совершенно особая Богородица у народного певческого Есенина: своя, русская, и рай тут отдаёт древней деревней, в которой нет оскудения:
Не потому ль в берёзовых
Кустах поёт сверчок
О том, как ликом розовым
Окапал рожь восток;
О том, как Богородица,
Накинув синий плат,
У облачной околицы
Скликает в рай телят.
Великолепие нарисованных картин отсылает к Китежу вечной русской мечтой к правде, познанной Есениным на земле…
Свод русских песен, обращённых к Небесной Матери, высок: он заставляет души расти.
Жаль, ныне современные русские так плохо слышат своих певцов.
Александр Львович БАЛТИН