Кружевные хитросплетения в русской глубинке

Вековая история кружева рассказывает, что кружево шьют, вяжут, плетут и даже куют. Русские мастерицы выбрали самый сложный путь – плетение. Коклюшки, валик, бубен, деревянные булавки «спички».
Нехитрые приспособления и не оставляющая никаких сомнений кропотливость мастерства. В одном узоре могут переплетаться до ста нитей.
В кружевных хитросплетениях разбиралась Наталья ЛЕТНИКОВА.

Вот, например, вологодское кружево. В Вологде ремесло зародилось в ХVI веке, а уже спустя три столетия во всех помещичьих усадьбах были свои кружевные «фабрики». Сначала вологодские мастерицы прорисовывали завитушки на бумаге. Эту схему (скол) плели потом из нити, перебирая коклюшки. В Вологде отличительная особенность кружева – плотная тесьма узора, так называемая «велюшка», а самый популярный орнамент – «снежинка» с белой опушкой.
В ХVIII веке кружево пришло в Елец. Тонкие и ажурные нитяные паутинки. Елецкое кружево со своим характером: растительный и геометрический узор выполняют в основном сеткой.
Любимый орнамент – «елецкий край» и «шашки», «пустушка» и «сливочки». К началу ХIХ столетия елецкое кружево по объёмам занимало первое место в России, а в 1873 году изящные салфетки и скатерти покорили изысканную
Вену.
Вятские, или кукарские, кружева известны уже более двух столетий. В конце ХIХ века в слободе Кукарка под Вяткой была открыта земская школа кружевниц, где преподавали ученицы Мариинской школы из Петербурга. На вятских кружевах порхали бабочки и распускались пышные цветы в окружении ромбов и зигзагов. Вдохновляли мастериц природные мотивы и даже звон коклюшек. Те, что из берёзы и вереса, звучат особенно мелодично.
Единственное в мире цветное коклюшечное – михайловское кружево. Плетут разноцветные узоры по устоявшимся традициям в Рязанской губернии, в старинном городке Михайлове. Главный цвет – красный, его разбавляют жёлтые, зелёные, голубые и даже чёрные узоры. «Бубенцы», «городки», «павлинки» окаймляют праздничные костюмы, рушники и скатерти.
До сих пор плетут мастерицы по памяти и считают нити во время работы.
Слабо белёный лён с золотой нитью – визитная карточка галицкого кружева Костромской губернии. Изысканными мотивами в стиле рококо зашифрованы птицы-павы, двуглавые орлы, трилистники. Кружевницы из Галича плели для парадных случаев и наравне с незамысловатыми шёлковыми полосками отдавали предпочтение светским сюжетам. На тонкой основе прогуливались дамы и кавалеры. Расцвет промысла пришёлся на ХVIII век.
Калязинскому кружеву пошло уже шестое столетие. Золото, серебро, шёлк, жемчуг и даже пух. В узоры вплеталось буквально всё, что было под рукой. «Пройдите днём или вечером по Заволжской монастырской части города – и вы услышите звон коклюшек», – писали путешественники в ХIХ веке. Плело всё женское население по 16 часов в сутки, но после революции промысел пришёл в упадок, и сегодня ремесло сохраняется лишь усилиями энтузиастов.
Белёвское кружево зародилось в монастырских стенах. Монахини Белёва Тульской губернии плели мерное кружево из золотой и серебряной нити для священников и знатных особ.
Светские нотки в ремесло привнесли крепостные. Замкнутый орнамент из тесёмок, квадратов, «паучков» и «змеек», но уже из льняных и хлопчатобумажных, стал неплохим доходом.
Кокетки – накидки и косыночки – главный ассортимент белёвских кружевниц.
Старинное название захожского, или киришского, кружева – галунцы. Традиционное ремесло Ленинградской области. Восемь деревень, окружённых лесами. Места, именуемые «захожи»: гостей дожидались нечасто. Это пошло на благо промыслу – сохранило от влияния городских мотивов. В Киришах кружева плели поверх уже готового узора, часто без схем (сколков) – от себя. И для себя: изделия не продавали, откладывали как приданое и дарили.
Балахнинское кружево родом из Нижнего Новгорода. Мастерицы подошли к работе технически: в ХVIII веке изучили орнаменты французских и бельгийских кружев и создали собственный «балахонский манер».
Чёрные, кремовые или белые цветы, листья, плоды и визитная карточка – балахонская роза. Узоры символизировали любовь и рай на земле. Балахна «кружавничает» и по сей день, но это уже не промысел, а женское рукоделие.
Лицо мценского кружева – геометрические мотивы. Промысел по помещичьему велению. В ХVIII веке помещица из Мценска Протасова пригласила двух бельгийских кружевниц для обучения девушек с местной мануфактуры. Так появилось самое крупное кружевное производство – 1200 мастериц. Плели для царского двора. Сегодня ремесло развивается вполне благополучно: до сих пор работает школа кружевниц, и промысел не забыт.

10 фактов о вологодском кружеве

«Женским замышлением» называли в старину на Руси кружевоплетение. И самые затейливые замыслы выходили из-под коклюшек вологодских мастериц.
– Прародители вологодского плетения родом из Европы. Первое иноземное кружево – из золотых нитей – попало в Вологду в ХVI веке по Северному морскому пути. Столетие спустя на Руси начали собственное производство… металлических кружев в Оружейной палате.
– Массовый промысел своим появлением обязан крепостным. Русские мастерицы стали плести из льняных нитей. Во всех помещичьих усадьбах губернии появились свои мини-фабрики: «оплетали» Москву и Петербург. В губернии проживала треть всех кружевниц России.
– Французы и немцы именовали кружева «верхушка» или «зубчик». На Руси промысел назвали «круживо»: от слова «окружать» наряды отделкой. Или название навеяно северной метелью? Теперь уж наверняка никто и не скажет.
– Узоры резьбы по дереву, орнаменты ткачества, старинная ажурная вышивка «вологодское стекло». В основу северных кружевных узоров легли традиционные промыслы Вологодской губернии.
– «Снежинка» – главный символ вологодского кружева. Перед тем как кружево сплести, его придумывают. Мастерицы обладают поистине инженерной мыслью. В одном узоре переплетают до ста нитей.
– Расцвет промысла совпал с отменой крепостного права. Ремесло недорогое. Валик, коклюшки и станок стоили дореволюционные 1 рубль 50 копеек. Зарабатывали кружевницы до 20 рублей в год, но проводили за коклюшками по 16 часов в день.
– Обучали кружевоплетению с пяти лет. Как правило, работали целыми династиями. К примеру, бабушка лауреата Госпремии им. Репина Веры Веселовой плела чулки и зонтики по особому заказу императорского двора.
– Парижская премьера принесла северному рукоделию мировое признание. Вологодский кружевной союз в 1937 году получил Гран-при за новизну и художественное исполнение. Золотые медали привезли в Вологду из Чикаго, Филадельфии и столицы кружева – Брюсселя.
– «Самое массовое кружевоплетение». Профессиональный рекорд поставили в Вологде 570 кружевниц, которые одновременно работали на протяжении двух часов. Событие международного масштаба: в акции приняли участие мастерицы из восьми стран – от Австралии до Канады.
– Кружевные раритеты собраны в Вологодском музее. В числе четырёх тысяч экспонатов – первые кружева из золотых и серебряных нитей, прибывшие в губернию морем. Но главная гордость коллекции – работы вологодских кружевниц, что сказочник Степан Писахов назвал «мороженой песней».

Наталья ЛЕТНИКОВА
www.culture.ru