Красота духа и плоти

23 августа 1902 г. 120 лет назад ОТОШЁЛ В МИР ИНОЙ Генрих Ипполитович СЕМИРАДСКИЙ

Генриха Семирадского, крупнейшего мастера европейского академизма, одни считают польским художником, родившимся в России, другие – русским художником, поляком по национальности. Тем не менее следует признать, что его работы, посвящённые русской теме, евангельским сюжетам и событиям раннего христианства, принадлежат к числу самых значительных и актуальных в его творческом наследии.
Генрих Ипполитович Семирадский родился 24 октября 1843 года в селе Печенеги под Харьковом. Его отец – польский дворянин Ипполит Элевтериевич Семирадский, был офицером драгунского полка Российской Императорской
армии. У Генриха с детских лет проявилась страсть к рисованию. В Харькове, куда семья переехала в 1857 году, учителем рисования и черчения был Дмитрий Иванович Бесперчий, учившийся у великого Карла Брюллова. Он сразу обратил внимание на талант своего ученика и преподал ему основы художественного творчества. Впоследствии Семирадский писал своему наставнику: «Ваши советы и поощрения, Ваша просвещённая любовь к искусству укрепили во мне страсть к живописи…»
Отец одобрял рисунки юного Генриха, однако считал, что профессия художника не может обеспечить человеку достойного существования. По его настоянию Семирадский поступил на естественнонаучное отделение Харьковского университета. Учёбу в университете Семирадский окончил с блеском, защитив кандидатскую диссертацию на тему «Инстинкты насекомых».
Однако страсть к искусству неотвратимо влекла Генриха к себе. И вот в 1864 году он приезжает в Петербург и поступает в Акдемию художеств сначала вольнослушателем, а затем и полноправным учеником. Сокурсником Семирадского был И.Е. Репин, который впоследствии вспоминал: «С ним было очень интересно; он много читал, много учился».
Семирадский стал одним из лучших студентов Академии.
Он получил целую пригоршню серебряных медалей за композиции на библейские сюжеты – сепии «Сошествие Христа во ад» (1868), «Содом и Гоморра» (1869), «Избиение младенцев» (1869). А за эскиз «Диоген, разбивающий чашу» (1868) он был удостоен малой золотой медали. Наконец, в феврале 1870 года Семирадский пишет картину «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу», за которую получает Большую золотую медаль, которая давала ему право на шестилетнюю пенсионерскую поездку по Европе.
Первым крупным произведением Семирадского стала «Римская оргия блестящих времён цезаризма» (1872), изображающая быт и нравы утопающего в роскоши и погрязшего в пороках позднего античного Рима. Картина была высоко оценена в Академии, которая выкупила её у художника за 2000 рублей для последующей перепродажи цесаревичу, будущему императору Александру III. Полученные деньги позволили Семирадскому отправиться в Италию, где, подобно таким великим русским художникам, как Сильвестр Щедрин, Карл Брюллов и Александр Иванов, ему будет суждено провести большую и наиболее плодотворную часть своей жизни.
В Италии Семирадский прежде всего выполнил заказ от президента Академии великого князя Владимира Александровича на написание картины «Грешница» на сюжет одноимённой поэмы Алексея Константиновича Толстого. В этой
поэме говорится о блуднице, в душе которой под воздействием нравственной силы Христа происходит глубокое перерождение. В картине запечатлён кульминационный момент поэмы, когда из руки женщины выпадает фиал – символ плотских наслаждений. Христос Семирадского – это образ чистоты, безстрастия и царственного достоинства. Нет сомнения, что именно Он становится победителем в этом духовном поединке. Когда картина «Грешница» была выслана для показа в Петербурге, она произвела, по выражению И.Н. Крамского, «ошеломляющее» впечатление. Художнику было присвоено звание академика. А 1875 году за свои выдающиеся заслуги перед русской культурой и искусством Генрих Ипполитович был награждён орденом святого Станислава 3-й степени.
В этом же году художник получил заказ на роспись только что отстроенного Храма Христа Спасителя. Над оформлением главного храма России работали почти все видные русские художники – различных поколений и направлений.
В 1931 году Храм был взорван, и все росписи погибли. Но сохранились эскизы, которые позволяют оценить мастерство художника. Семирадскому были заказаны четыре росписи на тему жития святого благоверного князя Александра Невского – небесного покровителя трёх российских императоров, в царствование которых происходило строительство Храма, а также запрестольная картина «Тайная вечеря» и композиции «Крещение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим». Работы Семирадского были высоко оценены Комиссией по постройке Храма. «Замечательно блестящие по колориту и освещению», – было написано в её заключении. Даже такой противник академизма, как передвижник Репин, отметил: «Семирадский молодец… его вещи хорошо написаны, – словом, по живописи это единственный оазис в храме Спаса».
Семирадский был прекрасным мастером декоративно-монументальной живописи. Он расписывал костёлы в Варшаве, Кракове, написал образ евангелиста Луки в Исаакиевском соборе в Петербурге, создал два панно для Исторического музея в Москве – «Похороны знатного русса в Булгаре на Волге» и «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году».
А в мае 1876 года Генрих Семирадский завершил почти четырёхлетнюю работу над главным произведением своей жизни – «Светочи христианства. Факелы Нерона». Смысл этого огромного (3, 85 х 7,04 м) полотна глубоко верующий художник определил так: «Сюжет картины взят из первого гонения христиан при Нероне. В великолепном саду “золотого дворца“ Нерона произведены изготовления для пышного ночного праздника; на полянке перед дворцовой террасой собралось общество, нетерпеливо ожидающее начала великолепного зрелища, приготовленного тираном; это зрелище – живые факелы, христиане, привязанные к высоким шестам, обвязанные соломой и облепленные смолой, расставлены в равных промежутках: факелы ещё не зажжены, но император уже прибыл, несомый на золотых носилках и окружённый свитой наёмных льстецов, женщин и музыкантов, сигнал уже подан, и рабы готовятся зажечь факелы, свет которых осветит самую безобразную оргию; но эти же самые светочи разогнали тьму языческого мира и, сгорая в страшных мучениях, распространили свет нового учения Христа». Картина стала подлинным триумфом художника. В Российской Академии художеств Семирадскому было присвоено звание профессора. Он также получил звание члена Римской, Берлинской и Стокгольмской академий; был награждён французским орденом Почётного легиона и орденскими знаками «Короны Италии»…
Ещё одним крупным произведением Семирадского стало полотно «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» (1889). В основе сюжета древнегреческая легенда о прекрасной молодой женщине, дерзнувшей бросить вызов самой богине любви и красоты Афродите и понесшей наказание за это. Картина понравилась Александру III. Покупая её, император высказал идею создания большого музея национального искусства, который дожил до наших дней и ныне известен под названием Государственный Русский музей.
А евангельский цикл Семирадского завершили картины «Христос у Марии и Марфы» (1886) и «Христос и самарянка» (1889). В первой из них на переднем плане изображена Мария, благоговейно внимающая словам Спасителя. На
заднем плане – суетящаяся Марфа, почти сливающаяся с фоном. Великолепен пейзаж, проникнутый светом и воздухом и создающий ощущение гармонии и покоя. И этим же гармоническим ощущением наполнено полотно «Христос и Самарянка».
Генрих Ипполитович Семирадский скончался 23 августа 1902 года в своём польском имении Стжалков. При жизни его произведения вызывали ожесточённые споры между академистами и передвижниками – сторонниками прямолинейно трактованной «жизненной правды» и формальной красоты. В последнее время возрос интерес к творчеству художника, о чём свидетельствует успех выставки произведений Семирадского, которая проходила в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу.
«Красотою мир спасён», – гласит знаменитая фраза Фёдора Достоевского. А Генрих Семирадский утверждает красоту как ту силу, которая позволяет преодолеть все невзгоды и тяготы окружающей жизни.

Владимир Дмитриевич
СОКОЛОВСКИЙ