О будущем с надеждой

Архив: 

17 мая 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ выступил с докладом на открытии X Парламентских встреч, организованных в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках XXX Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». Публикуется в сокращении.

Время Петра I принято считать началом секулярного эксперимента в России – преобразований, результатом которых стало привнесение в жизнь нашего народа разделения на церковное и светское, религиозное и секулярное. С прямым подчинением Церкви государственному аппарату была принята в каком-то смысле совсем чуждая и нетрадиционная для нашего народа модель отношений, которая, впрочем, считалась тогда «самой прогрессивной». Но, как справедливо считают некоторые учёные, крутой мировоззренческий поворот, произведённый императором Петром I в отношениях Церкви и государства, имел последствия не только для церковно-государственных отношений, но в каком-то смысле привёл к разделению общества, а в результате – к революционным событиям. Многие считают, что именно в то время и зародились предпосылки к событиям 1917 года, которые положили начало гонениям на веру и отрицанию религии как таковой.
Вместе с тем важно обратить внимание на то, что деятельность Петра I ознаменовала и новую эпоху во взаимоотношениях России с Европой. В XVIII веке Россия открылась Западу, который стал для нас источником знаний,
примером для преобразований в жизни общества.
В то время эта культурная коммуникация строилась во многом с учётом общих христианских ценностей. Однако в Новое время на Западе появились и затем получили широкое распространение опасные, на мой взгляд, идеи, основанные на отрицании христианского наследия и на принятии морального релятивизма как некоего принципа, на котором должны строиться отношения между людьми.
К большому сожалению, за минувшие столетия эти идеи лишь усилились и привели к тому, что европейское общество начало подвергать ревизии незыблемые христианские ценности, что привело к утверждению высокомерия и гордыни, к разрушению доверия между странами и народами.
И сегодня Россия не закрывает «окно в Европу», прорубленное некогда Петром, и не самоизолируется, но это окно остаётся открытым лишь для взаимоуважительного диалога, а не идеологического диктата и начальственных окриков извне. Участие в этом диалоге не должно травмировать наше самосознание и лишать нас законной гордости за нашу страну, за нашу историю, за нашу культуру.
Теперь несколько слов о пандемии.
Коронавирусная инфекция стала для нас своего рода проверкой на прочность. Считаю, что российский подход к решению вопроса о введении пандемических ограничений был в достаточной мере сбалансированным и позволил сохранить возможность для нормального функционирования общественной жизни и экономики. Церковь признательна властям за диалог и поддержку востребованных социально значимых инициатив. Созданные Церковью центры помощи бездомным и нуждающимся многие месяцы работали на пределе своих возможностей, оказывая помощь большому количеству людей. Уверен, что накопленный нами в это непростое время опыт будет важен для дальнейших совместных действий государства, общества, религиозных общин в социальной сфере.
Несколько слов об Украине.
Говорить о ситуации на Украине, а тем более давать ей какие-либо оценки невозможно вне исторического контекста. Как вы помните из отечественной истории, в XII–XV вв. наша страна существовала в виде множества разрозненных княжеств – осколков некогда единого и сильного государства. В этих условиях главной силой, удерживающей нацию от окончательного распада, оставалась Церковь. Тенденциям хаоса и конфликта в Древней
Руси наша Церковь противопоставила идеал совместной жизни, основанной на любви, братстве, мире и взаимном доверии. Этот принцип в XIV в. был провозглашён преподобным Сергием Радонежским, который призывал соотечественников «воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». Преподобный внёс огромный личный вклад в преодоление разобщённости между княжествами, понимая, что продолжение междоусобиц поставит под вопрос само будущее нашего народа, разрушит его духовное и культурное единство.
Не секрет, что на протяжении последних нескольких столетий разделения среди народов исторической Руси искусственно провоцировались, в том числе извне. В этом отношении знаковым событием стало заключение Брестской церковной унии в 1596 году – соглашения, в соответствии с которым часть духовенства православной Киевской митрополии присоединилась к Католической Церкви. Этот акт, нацеленный на разрушение православного единства, решал совершенно конкретную политическую задачу западных держав.
В годы Смутного времени гражданское противостояние привело православных казаков Запорожья под знамёна польских интервентов. Этот исторический прецедент разделения народов Руси, увы, стал не единственным.
Стоит вспомнить и предательство гетмана Ивана Мазепы, который в ходе Северной войны между Россией и Швецией перешёл на сторону шведского короля Карла XII. Большинством русских, украинцев и белорусов Мазепа всегда
воспринимался именно как предатель Руси, а не как личный враг Петра I. К сожалению, последние годы на Украине проводилась сознательная реабилитация гетмана Мазепы, многие исторические факты подверглись кардинальной переоценке, а если называть вещи своими именами, – были искажены или вовсе преданы забвению.
Революционные события 1917 года и последовавшая за ними гражданская война в России в немалой мере стали результатом экспансии западных учений о новом устройстве общественной и политической жизни. Это яркий пример того, что нельзя некритически относиться даже к самым, казалось бы, привлекательным идеям, которые приходят извне. «Равенство, братство, свобода» вскружили голову людям. И замечательно написал Бердяев, просто
разрушив саму эту идею «равенства, братства и свободы».
По его словам, там, где свобода, не может быть равенства. Равенство – на газоне, который подстрижен, но там нет свободы. А луг на опушке леса – это царство свободы, но там нет никакого равенства. Эти замечательные слова привели к очень важному переосмыслению революционных событий – в первую очередь, в среде нашей эмиграции, а затем и в нашей стране.
В ходе Великой Отечественной войны народы нашей страны объединились перед лицом общей угрозы. Смягчение гонений на Церковь позволило опереться на хранимую в сердцах веру и выстоять. Для современной России память о войнах и особенно о последнем крупнейшем конфликте общемирового масштаба – Великой Отечественной войне – поистине безценна и помогает осознать неоспоримую значимость единства.
Трагедия Великой Отечественной войны, унесшей жизни 27 миллионов наших братьев и сестёр, из которых 18 миллионов были мирными гражданами, никогда не должна быть забыта народами исторической Руси. Именно поэтому столь неприемлемыми выглядят любые попытки оправдать не только саму безчеловечную нацистскую идеологию, но и всех её сторонников и пособников. Такие попытки способны вызвать лишь глубокое моральное отторжение и справедливое негодование. Попытки реабилитации, в частности на Украине, тех, кто был связан с немецкими нацистами, увековечение их памяти – всё это является знаком презрения к жертвам Великой Отечественной войны, в том числе к жертвам, понесённым украинским народом.
Распад СССР и появление национальных государств неизбежно поставили вопрос о взаимоотношениях братских народов в новых исторических реалиях. Глубинные народные связи, сложившиеся на уровне родственных отношений, совместной деятельности, многовековой истории, и главное – общей веры, культуры и языка, – обусловили сохранение церковного единства, простирающегося поверх новых государственных границ. Церковь уважает границы и суверенитет государств, но для неё политические разделения имеют второстепенное значение, главным же остаётся духовное единство, добрососедство и взаимопонимание между людьми.
Теперь несколько слов о разделениях, которые начались в 2014 году. Братоубийственное разделение, начавшееся на Украине с 2014 года, Церковь переживает как трагедию. Хотел бы напомнить, что с самого начала конфликта Церковь на Украине и в России непрестанно возносит молитвы о мире и неизменно призывает людей к преодолению разделений. На протяжении всех восьми лет вооружённого противостояния Церковью организовывались многие благотворительные акции в поддержку тех, кто оказался в беде, лишился крова и был вынужден бежать от боевых столкновений. Как вы знаете, при посредничестве Церкви неоднократно проходил и обмен военнопленными.
Помню, как непросто было организовать первый такой обмен. Страхи были с обеих сторон, но по милости Божией именно участие Церкви в этом обмене, инициатива, которая исходила от Церкви, и помогла снять те опасения,
подозрения, напряжённость, которые сопровождали эту безпрецедентную для того времени акцию.
Убеждён, что разделение народов исторической Руси, дошедшее до кровавого конфликта, как и прежде в истории, является результатом вмешательства внешних враждебных политических сил. Хорошо известно, что колониальные державы, руководствуясь принципом «разделяй и властвуй», и в других регионах земного шара создавали точки военного напряжения и междоусобных конфликтов.
Сегодня это постыдное правило, к большому сожалению, применяется и для эскалации русско-украинской вражды.
Да, ссоры случаются и между родными братьями, но довести её до братоубийства оказалось возможно путём целенаправленной пропаганды агрессии и лжи. Я говорил уже ранее, что нельзя считать виновниками этой ситуации народы России и Украины, которые вышли из единой Киевской купели Крещения, объединены православной верой и связаны общей исторической судьбой. Нет и не может быть у них заинтересованности в конфликте.
Наша паства – и в России, и на Украине, и мы горячо молимся о восстановлении мира, о том, чтобы Господь ниспроверг замыслы злой внешней силы, подпитывающей ненависть. Нельзя не сказать и о том, что раскол украинского Православия – ещё одно звено этой порочной цепи разделений. Действия Константинопольского Патриархата, легализовавшего раскол, достойны исторического сравнения с униатством. Окончательной целью этого проекта является переориентация Украинской Православной Церкви таким образом, чтобы она более не могла служить единству братских русского и украинского народов.
Политическая цель создания всех этих автокефалий, всех этих раскольнических объединений – ослабить влияние Православной Церкви, единой Православной Церкви Руси, Украины и Беларуси, используя идеологические штампы для поджигания вражды и создания новых мифов, которые отчуждали бы один народ от другого.
Да, военные столкновения действительно сопровождали всю историю человечества после грехопадения. Будучи одним из печальных проявлений греховности, военные столкновения, по всей вероятности, будут сопровождать человеческую историю и далее. Однако даже в условиях вооружённых конфликтов человек может и должен сохранять своё достоинство и заботиться о достоинстве окружающих.
Исключение запрещённых методов ведения военных действий, защита гражданского населения, соблюдение международного гуманитарного права, уважение к пленным и раненым, – вот то, к чему я как Патриарх всея Руси призываю стороны конфликта и прошу сделать всё возможное, чтобы избежать жертв среди мирных жителей.
Убеждён, что из происходящего на Украине следует извлечь правильные уроки, дав оценку тому эксперименту, который совершался над украинским народом после распада СССР. Случившаяся трагедия вновь заставляет Церковь возвысить голос во имя защиты национальных языков и культуры. Никто в мире не должен быть ущемлён только по той причине, что он говорит или думает «не на том» языке.
Из уст определённых политиков и в СМИ нередко звучат призывы к повсеместному ущемлению прав русскоязычного населения, проживающего в бывших союзных республиках, ныне независимых государствах. Так называемая «отмена русской культуры» на Западе стала свидетельством печального нравственного состояния общества. Попытка искоренить культуру той или иной нации – это апогей ненависти. Хуже – только попытка физически уничтожить ставший неугодным народ.
Наше общество чувствовало связь с европейской культурой даже в непростые времена «холодной войны» и борьбы идеологий. Западная классическая литература, музыка и живопись всегда высоко ценились нашими соотечественниками, воспринимающими европейскую культуру как неотъемлемую часть богатого христианского цивилизационного наследия. Так мы продолжаем воспринимать её и ныне, несмотря на всё происходящее. Надеюсь, что к тем, кто сейчас «борется» с Пушкиным и Достоевским, бойкотирует конкурсы Чайковского и отказывается исполнять Рахманинова, рано или поздно придёт осознание постыдности и безумия совершаемых действий.
Но всё-таки хотелось бы сказать и о будущем, и сказать с надеждой. Несмотря на то, что военные действия ещё не закончены, уже сегодня необходимо работать ради восстановления мирной жизни на Украине и в Донбассе. Уверен, что наши молитвы будут услышаны и воцарится долгожданный и прочный мир.
Цивилизационные и ценностные различия между западными странами и Россией неизбежны и в настоящий момент представляются труднопреодолимыми, но они не должны быть препятствием для мирного сосуществования, для равноправного и взаимоуважительного диалога культур.
Думаю, мы призваны к глубокому переосмыслению вектора общественного и государственного развития последних десятилетий. Важно сосредоточиться не на том, что подумает о нашем дальнейшем развитии какой-то внешний наблюдатель, а на том, как выстраивать будущее страны, исходя из нашего исторического опыта, национальной и духовной культуры, нашего христианского наследия. Нам не нужна изоляция от внешнего мира, но нам необходимо обновлённое понимание суверенитета. Суверенитета не только политического, но и культурного; суверенитета, который распространялся бы на многие сферы – от экономики до права. Мы переворачиваем страницу
отечественной истории, это факт, и нам необходимы великие созидательные силы, чтобы строить наше государство и общество на новых исторических основах и в новых исторических условиях.
Глянцевая идеология и нацеленная на удовлетворение страстей массовая культура должны навсегда остаться в прошлом. Позвольте сделать предложение: не настало ли время и для российских законодателей приложить особые усилия для нового – без оглядки на кого бы то ни было, кроме российского народа, – взгляда на правовое регулирование нашей жизни? В нынешней обстановке в мировой политике сохранение традиционных ценностей призвано стать стратегическим курсом Российской Федерации.
Выступая в прошлом году в Государственной Думе в рамках Парламентских встреч, я подчеркнул, что внесённые в Конституцию Российской Федерации поправки содержат потенциал для разрешения вопросов народосбережения. Эта задача требует больших интеллектуальных усилий и сплочения всего нашего общества.
Сегодня под влиянием новых социальных технологий и гендерных идеологий институт семьи подвергается большому давлению, которое запускает опасный процесс его разрушения. Некоторые политики, особенно за рубежом, следуя моде и, быть может, не всегда в полной мере осознавая ответственность за принимаемые решения, готовы вносить изменения в законодательство вопреки непреходящим нравственным нормам и традиционному общественному укладу. Тем самым в национальную демографическую политику закладывается мина замедленного действия.
В нашей стране, сохраняющей связь с многовековой культурной традицией, имеющей глубокие религиозные корни, к счастью, эта проблема не является столь ярко выраженной, как в ряде западных стран. Однако некоторые явления и привнесённые в соответствии с духом времени новшества вызывают обеспокоенность в обществе.
Один из примеров – это вывоз за рубеж иностранными гражданами детей, рождённых в результате применения технологий суррогатного материнства. Русская Православная Церковь, родительская общественность, ряд общественных организаций крайне обеспокоены затягиванием установления соответствующего запрета.
Нам нужно создавать все необходимые условия для сохранения и возрождения традиционных семейных ценностей, мы об этом постоянно говорим. Почему? А потому, что сегодня массовая культура в большей своей части не поддерживает этих ценностей. Возьмите содержание фильмов – все эти безконечные интриги в семьях, вся эта параллельная жизнь представлены так ярко в кинематографе, и всё это формирует представление о якобы нормальной модели человеческого поведения. Я далёк от того, чтобы призывать всех с сегодняшнего дня изменить образ своей жизни, но я бы хотел призвать всех подумать о том, что семья и семейные отношения – это несомненная, реальная духовная скрепа всего народа. Ведь если разрушается семья, то ослабляются и общество, и государство.
Я хотел бы сказать, что семья продолжает нуждаться в защите на законодательном уровне от необоснованного и незаконного вмешательства в семейную жизнь, в том числе под предлогом защиты прав детей. Семьи нередко встречаются с административным произволом органов опеки и попечительства. Ответственность чиновников за причинённый ущерб семье при этом законодательно не установлена.
Мы в этих стенах не первый год говорим о необходимости принятия специального закона, касающегося статуса многодетных семей. А ведь демографическая ситуация является поистине опасной. Ещё немного – и лишённые всесторонней поддержки многодетные семьи не смогут переломить ситуацию падения рождаемости, и закон принимать будет слишком поздно. Предлагаю разработать подобный законопроект в кратчайшие сроки, привлекая к
этому родительскую общественность, а также традиционные религии России.
Церковь неизменно свидетельствует о важности и ценности жизни, данной человеку Создателем. В последнее время государство обращает серьёзное внимание на профилактику абортов. Здесь необходим целый комплекс мер – ограничительных, организационных, а также поддерживающих материнство и поощряющих рождаемость. Представляются важными предложения, которые звучат сейчас от законодателей, в частности, о прекращении совершения абортов в частных клиниках, благодаря чему точнее станут статистические данные, исчезнет стимул гнаться за прибылью за счёт уничтожения детских жизней.
Можно лишь приветствовать новые социальные формы, направленные на стимулирование рождаемости и поддержку в виде ежемесячных выплат женщинам, ставшим на учёт по беременности. Но, к сожалению, такую поддержку получает очень небольшое количество женщин, среди которых лишь безработные и не состоящие в браке. Предлагаю изучить возможность распространить выдачу пособий если не на всех женщин, то на гораздо более широкий круг лиц – в первую очередь женщин, вынашивающих ребёнка, вставших на учёт по беременности, до достижения их детьми возраста полутора лет. Для многих женщин это может стать важнейшим фактором в решении сохранить жизнь и отказаться от аборта.
Напомню, что российский Гражданский кодекс защищает право нерождённого наследника. Существующие нормы, как представляется, вполне могут быть отредактированы таким образом, чтобы жизнь ребёнка, будущего члена нашего общества, защищалась законом с момента зарождения. Удивительно: право наследования защищается, а право ребёнка на жизнь не защищается. Откуда это у нас – от какой культуры, из какой традиции? Призываю
законодателей смелее подходить к вопросу защиты жизни, не обращая внимание на мнения, пугающие нас якобы ростом нелегальных операций. Любые нелегальные действия должны получать достойный ответ.
Вновь хочу подчеркнуть: позиционирование аборта как безплатной медицинской услуги, финансируемой из государственного бюджета, то есть из налоговых отчислений граждан, остаётся большой моральной проблемой нашего
общества, терпящего не только духовный урон, но и переживающего демографический кризис. И хочется спросить: неужели пандемия, смерть миллионов людей, в том числе от множества несчастных случаев, не научат нас бережнее относиться к жизни человека?
Формирование представления о традиционной семье как ценности необходимо начинать со школьной скамьи, последовательно привнося в образовательный процесс воспитательное измерение. Представляется важной разработка единой программы воспитательной работы, а также введение ставок советников директора школы по воспитательной работе. При этом данная инициатива не должна превращаться в бюрократическую рутину и формализм, не должна вызывать у детей обратный эффект. Ещё раз хотел бы подчеркнуть, что важнейшее воспитательное значение имеет изучение основ религиозных культур и светской этики – курса, который также помогает приобщить ребёнка к традиционным культурным и семейным ценностям.
Нельзя не приветствовать решение об использовании в российских школах государственной информационной системы «Моя школа» так называемого «белого интернета» – безопасной цифровой среды для наших школьников. Насколько мне известно, министерство сейчас проводит большую работу в этом направлении, в системе «Моя школа» будут только проверенное содержание и проверенный контекст, включающий лекции, познавательные фильмы, иные информационные, учебные и воспитательные материалы.
Это позволит защитить детей от рисков посещения ресурсов, которые имеют разрушительное воздействие на их психику.
Нынешнюю миссию законодателей я вижу в последовательном возвращении нравственного измерения в сферу правового регулирования. Необходимый базис для этого уже создан путём внесения поправок в Основной закон нашей страны.
Сегодня всё чаще говорят о реализации конституционного положения о социальной ориентации нашего государства. Уверен, что дискуссия о социальной справедливости должна воплотиться в конкретных решениях законодателей. Я имею в виду поощрение социально ответственного бизнеса, снижение или полную отмену налогов для малоимущих, справедливое распределение ресурсов и многое другое. Надеюсь, что в ходе дальнейших экспертных обсуждений, в которых Церковь также примет активное участие, мы, действуя сообща, будем способны достойно ответить на те вызовы, которые сегодня стоят перед нашей страной.

Патриархия.ru