Раздрай

Архив: 

27 мая 2022 года Украинская Православная Церковь положила начало церковному разделению. Дорога церковного раскола, на которую встаёт УПЦ, доведёт её либо до новой унии, либо до самоликвидации.
В истории Православия на южнорусских рубежах похожая раскольная деятельность появляется не впервые. При каждом ослаблении Русского государства враги пытаются утилизировать Православие любыми доступными им способами.
После крещения Руси митрополиты Киевские и всея Руси, как предстоятели Русской Церкви, ставились Константинопольскими патриархами. Столичная Патриархия Византийской империи была Церковью-матерью для Русской митрополии в первые века её становления.
До 1299 года местопребыванием главы Русской Церкви был Киев. Но после разорения монголами древнерусской столицы и её последующего запустения русский митрополит Максим (годы правления 1283–1305) переезжает сначала в Брянск, а затем во Владимир-на-Клязьме, оставив в Киеве своего митрополичьего наместника.
Интересно, что именно этот митрополит из греков установил на Руси, кроме уже существовавшего Великого, ещё и Апостольский, Успенский и Рождественский посты.
Следующий русский митрополит Пётр (1308–1326) переносит свою кафедру в Москву (1325), но продолжает именоваться митрополитом Киевским и всея Руси.
В других православных землях, подпавших под власть Литвы и Польши, местные власти делали попытки создать отдельную митрополию. Такие поползновения были в Галиче в XIV столетии и в Киеве, который вошёл в состав Литовского государства (1362–1569), а затем после унии в состав Речи Посполитой (1569–1654), с переходом в состав земель Короны Польской.
Тем временем попав в инославные руки, Киев, как крупный политический и религиозный центр, продолжал терять своё значение. К тому же в 1416 году Киев сильно разорили золотоордынцы эмира Едигея.
Русскому митрополиту Фотию (1408–1431) удалось восстановить единство нашего Православия и упразднить в 1420 году Галицкую митрополию, учреждённую литовским князем Витовтом.
Дальнейшие события тесно связаны с кризисом Византийской империи и заключением Константинопольским Патриархатом Флорентийской католической унии (1439).
Великий князь и Русская Церковь не приняли униатского митрополита Исидора. Борьба в Константинополе не позволила назначить нового митрополита в Москву, и русские епископы избрали сами себе следующего митрополита Иону (1448).
В Киеве, в отличие от Москвы, с унией бороться не стали, митрополит Исидор оставался митрополитом до 1458 года, когда ему наследовал другой униатский митрополит Григорий Болгарин, получивший ставленую грамоту от римского папы Пия II. Южнорусские епископы формально признали его своим митрополитом.
Примерно в те же годы польско-литовский король Казимир IV окончательно ликвидировал киевское русское княжество (1471). А в 1482 году крымский хан Менгли I Гирей взял штурмом Киев, не сильно оберегаемый литовцами и поляками, и полностью разорил город.
Православие в пределах польско-литовского государства сильно ослабло. Только следующий митрополит Симеон (1481–1488) получает санкцию на управление православными епархиями от вернувшегося из унии Константинопольского Патриархата.
Из-за постоянных набегов в XVI столетии крымских татар киевские митрополиты часто жили в Вильно. Зависимость киевских церковных владык от католической литовскопольской власти существенно мешала управлению православными епархиями.
Факторы зависимости от инославной светской власти и усиливающееся влияние католичества привело к тому, что православные епископы и сам киевский митрополит заключили в 1596 году Брестскую церковную унию с католиками.
Это епископское предательство долго не позволяло восстановить каноническое управление православной Церковью в Речи Посполитой.
Католические короли не давали назначать православных епископов в Польшу. Только при личном визите в Речь Посполитую Иерусалимский патриарх Феофан III сумел восстановить западнорусскую иерархию (1620). Но легально действующими православные епископы были признаны поляками только в 1633 году. Польские короли продолжали грубо вмешиваться в дела управления Православной Церковью: были закрыты православные школы, смещались неугодные епископы.
Только после Русско-польской войны 1654–1667 годов, по результатам которой всё Левобережье и сам Киев перешли под высокую руку Московского царя Алексея Михайловича, присоединённые православные люди были освобождены от католического гнёта.
В 1686 году по Вечному миру Киев был окончательно выкуплен у поляков за 146 тысяч рублей. И в том же году Константинопольский патриарх Дионисий IV согласился (были подарены 200 золотых и 120 соболей), при участии Иерусалимского патриарха Досифея II, на переход Киевской митрополии в управление Московским Патриархатом.
Кстати, совершено это дело было по просьбе царей Петра I и Иоанна V. Так что у Петра I есть существенные заслуги в деле воссоединения двух частей Русской Церкви.
Православные, оставшиеся в Речи Посполитой, были насильственно переведены в унию, и только в результате разделов Польши попали в Российскую империю, где вернулись в отеческому Православию. Новые нестроения и расколы начались уже после революции 1917 года и при появлении украинского движения.
Прямое предательство, сепаратистский разброд и управленческие шатания привели к глубоко сомнительному Положению о временном Высшем управлении Православной Церкви на Украине (от 7 (20) сентября 1918 года). По нему новоизбранный патриарх только утверждал Киевского митрополита по решению местного Собора.
На тот момент митрополитом Киевским и Галицким был Антоний (Храповицкий), в 1920 году ушедший в эмиграцию. Патриарх Тихон вынужден был в 1921 году назначить в УССР не нового митрополита Киевского, а учредить экзархат и послать патриаршим представителем митрополита Михаила (Ермакова), поскольку дестабилизация церковного управления нарастала с каждым месяцем.
При поддержке коммунистической власти в УССР быстро расплодились самосвяты Василия Липковского (Украинская автокефальная православная церковь), а затем и обновленцы.
Репрессивными усилиями безбожной власти к 1939 году на территории УССР не было ни одного православного архиерея, которому было бы разрешено совершать богослужения. Патриарший экзарх, митрополит Константин (Дьяков) в 1937 году был арестован и погиб во время допросов в тюрьме.
После Великой Отечественной войны в состав украинского экзархата вливается огромное количество униатских священников, которые переходят в Православие в резуль тате Львовского церковного собора 1946 года. Возвращаются в лоно Церкви и обновленческие приходы.
Вскоре временные послабления сменяются новыми гонениями при Хрущёве. Приходы и монастыри массово закрывают, две из трёх семинарий прекращают свою деятельность.
В 1966 году украинским экзархатом начинает руководить митрополит Филарет (Денисенко).
Затем в 1990 году Украинский экзархат преобразуют в Украинскую Православную Церковь. Это происходит на фоне развала СССР.
Митрополит Филарет (Денисенко) инициирует вопрос о полной автокефалии Украинской Православной Церкви. Кстати, тогда епископ Онуфрий (Березовский) (хиротонисан Филаретом) первоначально подписывает этот документ, а потом отзывает свою подпись.
Филарет идёт до конца и осуществляет глубокий раскол в Православии. Появляется Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата. Дорвавшиеся до власти украинские сепаратисты активно поддерживают всевозможных раскольников: как старых автономистов (УАПЦ), так и новых филаретовцев (УПЦ КП).
Русофобия и неистребимая жажда убить в себе всё русское толкает киевскую власть в 2018 году на создание при содействии Константинопольского патриарха новой альтернативы Православию – неканонической Православной церкви Украины (ПЦУ).
Последним на сегодня актом развала единства Православия на Украине стали события 22 мая 2022 года, когда УПЦ МП решила порвать канонические связи с Русской Православной Церковью. Пословица «Все мы одним миром мазаны» может вскоре стать не актуальна. Украинские раскольники хотят варить своё священное миро только для украинцев.
Заметьте, что разделения в Русском Православии на протяжении всей истории всегда происходили при нашей государственной раздробленности, в результате военных неудач и под давлением врагов Православия.
Собственно, и сегодня государственная раздробленность вследствие поражения в холодной войне ведёт к церковному расколу и военному противостоянию. Онуфрий, на которого возлагалось столько надежд, говорит: «Мы верим, что и в современных условиях Украинская Православная Церковь, как и всё наше Украинское государство, выстоит и победит».
Кого победит Украинская Православная Церковь и украинское государство? Вариант только один – митрополит призывает к поражению России и Русской Православной Церкви.
Страшная картина украинского сепаратизма окончательно дорисовывается на наших глазах. Украинство радикальным образом настроилось на войну на замещение. Конфликту придана настоящая тотальность. Либо русские будут замещены украинцами, либо украинцы русскими.
Я всегда говорил и давно писал, что украинство, как идеология раскола, неизбежно должна попытаться разорвать и церковные ризы. И вот русофобия украинства активно докрашивается в агрессивно антиправославные, раскольничьи цвета.
Украинство не только интегральный, охватывающий все формы человеческой жизнедеятельности раскол. Это вычленение украинца из всего человеческого существования.
Украинца ставят против Бога, против общей русской истории, против родной крови. Украинство насильно, по живому, старается выпилить южнорусских людей из всех реальных сфер жизни. Оставляя его вне этого мира, один на один со своим катастрофическим концом.

Михаил Борисович
СМОЛИН