А.Редкозубов, Р.Илющенко - Слово и дело

 С советских времён хорошо известно, что армия - это школа патриотизма. А учебный и воспитательный процесс в любой школе основан на слове, производных от него образах и понятиях. К сожалению, мало кто из офицеров в полной мере понимает это...

Слово — главный элемент не только в воспитательной работе, но и в любой информационной, идеологической и пропагандистской кампании с ветхозаветных времён до сегодняшних дней. Слова созидают и разрушают мир. Советский Союз сокрушили не ракеты и танки противника, а слова: растиражированная через зарубежные радиоголоса диссидентская литература, политические анекдоты и другие образцы лингвистического оружия. И слово сработало в нужный момент, лишив людей воли, посеяв в их душах сомнения, страх. Защитников советской власти в стране победившего социализма не нашлось.

Хорошо известный специалистам-политтехнологам приём манипулирования информацией, к сожалению, до сих пор мало изучен и не оценён большинством офицеров, работающих с молодёжью. Слова легко «бросают на ветер>>, забывают, не придавая значения, ими пренебрегают. Ведь, по мнению многих, слово — всего лишь «пустой звук». Однако, на самом деле, это не так. Произнося слово, мы выдаём продукт нашей мысли, сознания, всё то, что раньше узнали или увидели. А всё увиденное и узнанное нами — и детский лепет, и сводка погоды, и нацарапанное на стене грязное ругательство -уже информация, а мы — её невольные потребители.

Воздействуя на человека, информация, как завёрнутое в соответствующий «фантик» слово, проникает в сознание и подсознание, начинает там свою работу. Созидательную или разрушительную. Слово, являясь продолжением мысли, всегда оставляет свой след в душе, становится, вопреки учению марксизма-материализма, вполне реальным первокирпичиком будущих поступков и действий. Человек практически не в состоянии контролировать эту незримую работу слова и даже не осознает её, но поступает при этом всегда так, как задумал прежде, на основании полученной информации, которая имеет слабоизученную, но мощную вирусоподобную структуру, способную моментально распространяться.

Информационные бактерии зла: «Made in...»

Наша сегодняшняя жизнь явно перенасыщена не самой доброкачественной информацией, разлагающей нравственность, расшатывающей моральные устои общества. Попробуйте трезво и безпристрастно оценить информационный поток, в который вы невольно ежедневно погружаетесь, сталкиваясь и общаясь с людьми.
 
Вслушайтесь и вдумайтесь в их разговоры, понаблюдайте за стилем поведения (это ведь тоже информация), попытайтесь вникнуть в смысл звучащих отовсюду песенок и телепередач, содержание рекламных роликов и плакатов, газетных и журнальных публикаций, «погуляйте» по интернету. Увидев после этого мрак и хаос в своей душе, поймёте многое.

Наше информационное пространство, словно воздух в инфекционной палате, кишит вредоносными бактериями откровенного хамства, моральной ущербности (с признаками явной дегенерации), неприкрытого цинизма и банального эгоизма. Много в нём бацилл ненависти, озлобления и саморазрушения, вирусов страха, трусости, уныния и безволия, а также измены, предательства и лжи. Регулярное употребление такого «продукта» нашей душой ведёт к деградации и разложению личности, потери способности осознания себя гражданином с обязанностями перед обществом, нормальным человеком.

Если есть продукт, то должны быть и его производители. Логично предположить, что ими являются те, кому выгоден хаос и дегенерация личностей в нашей стране. Вот они-то и распыляют в российском информационном пространстве нужную им информацию: от идей богоборчества и марксизма, до очернения наших героев и всей нашей истории. А дальше ситуация развивается по описанной выше схеме круговорота информации в природе. Увидев, услышав и, порой невольно, запечатлев в памяти (подцепив) полученную информацию-инфекцию, человек становится инфицированным переносчиком и возбудителем этой информационной заразы в своей среде. Теперь легко предают, лгут, изменяют и совершают преступления вовсе не вражеские агенты, а наши сограждане, в том числе и носящие погоны. А у «мирового сообщества» появляется очередной повод тыкать в нашу сторону пальцем и истошно вопить: «Oh, that's bad Russians!»

Увы, Россия и её армия давно и крепко «сидят» на информационной игле, символом которой, к сожалению, часто становится и «родная» Останкинская телебашня. Не щадящий ни стар ни млад информационный понос, ежесекундно изливаемый мутными потоками оттуда на граждан страны в погонах и без, напрочь замусоривает им головы, лишает зрения и слуха, т.е. всех основных каналов поступления информации.
 
В зоне поражения

Военное руководство, осознавая опасность разложения духа военнослужащих, часто не замечает частностей, а ведь в зоне её поражения находится практически 100% личного состава ВС и других силовых ведомств.

Приведу примеры. В одно из солидных военных учреждений еженедельно привозят пачки бульварной прессы, которую «добросовестно» читают офицеры, загружаясь свежей порцией информационного мусора. В газетном киоске, расположенном на территории одного из подмосковных военных городков, вблизи штаба соединения, свободно продают газеты и журналы деструктивной, эротической, эзотерической, криминальной направленности. По радиостанции «Милицейская волна», стоящей на балансе МВД России, транслируют блатной шансон, а на концерт, посвящённый Дню милиции, приглашается содомит Боря Моисеев. Далеко не случайны и совершенно не безобидны заполнившие компьютеры штабных работников прикольные заставки: «Ты, работа, нас не бойся, мы тебя не тронем!» — или встречающий посетителя, повешенный каким-нибудь хохмачом в погонах при входе в рабочий кабинет самиздатовский плакат: «Заходи реже, проси меньше, уходи быстрее». Отдельный разговор об оскорбляющей человеческое достоинство матерщине, которая становится для многих в армии вторым родным языком. Всё это как-то мало способствует желанию добросовестно служить Отечеству и мешает восприятию армии как большой, дружной семьи единомышленников.

Вряд ли добавит оптимизма мониторинг телепрограмм и прессы, пользующейся особым спросом у солдат и офицеров, или опрос работников солдатских и курсантских библиотек. Но, даже если и захочет солдат или курсант почитать что-нибудь серьёзное, душеполезное, сделать это будет непросто. Ведь из 130 миллионов экземпляров художественной литературы, выпущенной в прошлом году, на долю русской классики приходится всего около 10%. Остальное — детективы, дамские романы, триллеры, боевики, фантастика. «Что же в этом плохого?» — искренне возмутится любитель подобного чтения. Вот что говорит по этому поводу профессор Михаил Ненашев, действительный член РАЕН и Академии Российской словесности: «Негативное влияние подобной литературы в том, что она не просвещает, не образовывает, а исполняет лишь функцию развлечения, а точнее отвлечения, и тем самым опускает читателя до некого усереднённого посредственного образца. Можно утверж¬ать, что усереднять познания читателя, воспроизводить посредственность — таково социальное предназначение подобной литературы».

Увы, усереднять, а ещё чаще откровенно «опускать» читателя, зрителя, слушателя и пользователя компьютера — цель многих современных информационных проектов. Коварное оружие не только опустошает душу и нивелирует личность, но разрушает, извращает и высмеивает главные, традиционные ценности нации и государства: Родину, армию, семью, веру, историю, традиции. Именно этому способствуют раскрученные сериалы и телепроекты типа «Счастливы вместе», «Дом-2», «Осторожно, модерн!», вся бульварная пресса, абсолютно неконтролируемое интернет-пространство, паразитирующее на низменных чувствах человека.

Легко и почётно защищать то и служить тому, что любишь, чем гордишься. Гораздо сложнее делать это в отношении «объекта насмешек», в который усилиями СМИ на наших глазах долгое время превращалась Россия. Увы, полюбить такое чудовище, как «Наша Раша», под силу не каждому русскому офицеру и солдату. А если не полюбишь, то и жизнь за неё не захочешь отдать. Для военного человека — это принципиальный вопрос!

Не менее важно и то, какие песни слушают военнослужащие. В 50-е годы во всей Восточной Европе были популярны советские песни, ставшие символом нашей Победы. Чьи песни звучат сегодня в офицерских канцеляриях и солдатских кубриках российской армии, каков их смысл? Ответив на этот вопрос, можно узнать, кто кого победил в информационной войне.

Плюс дезинфекция всей страны

Сегодня нам не выжить без «дезинфекции» российского информационного пространства, проще говоря, введения цензуры и изменения законодательства, потому что, как пишет наш современник, философ и писатель архимандрит Рафаил (Карелин): «Только жёсткий отсев внешних впечатлений и информации даёт возможность творчески перерабатывать те знания, которые преображают человека и те реалии, с которыми он встречается». Заключительным этапом должен стать переход в наступление, прежде всего, в армии, активная пропаганда традиционных ценностей при поддержке властей и максимальной активности командования. В России должна быть выстроена эффективная и независимая информационная политика в интересах безопасности государства.

Надо признать, что ныне ситуация начала постепенно меняться в лучшую сторону, но делается это крайне медленно, с частыми оглядками на западных «партнёров». События в зоне грузино-осетинского конфликта показали нам ещё раз их истинное лицо и цели. У вас ещё есть в этом сомнения? Значит, вы стали жертвой информационной войны.

Андрей Дмитриевич РЕДКОЗУБОВ,
полковник запаса,член Совета ветеранов военной разведки,

Роман Алексеевич ИЛЮЩЕНКО,
подполковник