Местные называют его «городом художников». И действительно: в этом небольшом посёлке с населением чуть менее 5000 человек почти каждый восьмой занимается росписью или живописью. Здесь до сих пор пишут иконы по старинным техникам и создают уникальные шкатулки, которые узнают и ценят во всём мире. Чтобы увидеть работу мастеров своими глазами, мы отправились за 350 километров от Москвы – в прекрасный Палех.
Как художники «обманули» советскую власть
Уютный и миниатюрный, этот городок завораживает с первого взгляда. Ряды небольших домиков с изящными резными наличниками, узкие, но образцово чистые улочки, построенная в стиле нарышкинского барокко Крестовоздвиженская церковь – в Палехе определённо есть на что посмотреть.
5 декабря – важная дата для всех палешан. В этот день 95 лет назад группа палехских художников основала «Артель древней живописи», тем самым положив начало искусству палехской лаковой миниатюры.
Творение палехских художников легко узнать по характерным чертам – традиционный чёрный фон, разнообразие красок, тончайшая прорисовка деталей и, конечно же, сусальное золото – основной элемент палехской лаковой миниатюры. Палешане сумели сохранить уникальную технику и до сих пор используют те же методы, которыми пользовались их предки. Впрочем, сама палехская миниатюра не такая древняя, как полагают многие.
Дело в том, что, начиная с XVII века, Палех считался одним из главных центров иконописи. Неповторимый палехский стиль сложился под влиянием сразу нескольких школ русской иконописи – московской, новгородской, ростовосуздальской, строгановской и ярославской. Палехские иконы отличала особая тонкость письма и использование золота на одеждах святых и в орнаментах.
Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII – начале XIX века. Палехских художников часто
приглашали расписывать и реставрировать церкви и храмы. Так, палешане занимались росписью Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой Лавры, Новодевичьего монастыря и многих других святынь.
Но всё изменил 1917 год. С приходом новой власти палехским иконописцам пришлось искать другие пути для реализации своего творческого потенциала.
«С момента, когда произошла революция, и до 90-х годов прошлого века заниматься иконами было невыгодно, да и опасно. Лаковая миниатюра появилась как способ сохранить традиционную технику. Благодаря ей художники получили возможность применить своё мастерство в новых реалиях и смогли зарабатывать себе на жизнь привычным делом, – рассказывает PR-директор ООО «Возрождение» Евгений Лакеев. – В какой-то степени палехские художники в 1920-е годы «обманули» советскую власть: сохранили технику, которую они использовали в иконе, и перенесли её на шкатулки, ларчики, пудреницы и портсигары. При этом росток нового искусства палешан обернулся в течение XX века одним из самых красивых цветков русской художественной культуры. Несмотря на падение атеистических запретов, сегодня у палехской лаковой миниатюры есть свои и почитатели, и продолжатели».
Компания «Возрождение» была образована в 2007 году. Её главная цель – сохранять и развивать уникальные традиции лаковой миниатюры и иконописи, созданные палехскими мастерами. Глава предприятия Александр Гусаковский в союзе с художниками тщательно оберегает стиль и узнаваемость всемирно известного бренда «Палех».
Александр Гусаковский и коллектив мастерской – радушные хозяева. В Палехе вообще всегда рады гостям, а приезжает их сюда немало. Удалённость от крупных городов и уединённость этого места никого не пугают. Среди клиентов палехских мастерских – жители Ирландии, Швейцарии, Германии, Франции, Голландии. Многих с Россией связывает семейное прошлое. Нередко бывает так, что в доме у человека обнаруживается маленькая расписная шкатулка, которая становится связующим звеном между поколениями. И самые смелые путешественники отправляются сюда – своими глазами увидеть, что за чудо-мастера творят такие необыкновенные вещи и какой смысл в них вкладывают.
Гёте и восторженные парижанки
Но палешане вниманием иностранцев в хорошем смысле избалованы – за рубежом здешним искусством впервые заинтересовались много лет назад. Так, ещё в 1814 году сам Иоганн Гёте прослышал о легендарных суздальских иконописцах. В ответ на запрос писателя владимирский губернатор сообщил, что среди иконописных сёл своим искусством особо славится помещичье село Палех. Чиновник рассказал, что в Палехе 600 иконописцев, а особым мастерством миниатюрного письма выделяются крестьяне Андрей и Иван Александровичи Каурцевы. В итоге Гёте даже отослали две иконы их работы – «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь». Правда, по некоторым сведениям, они до него так и не дошли.
Около века спустя после этих событий в Европе снова заговорили об уникальной русской технике. И здесь мы вновь возвращаемся к «Артели древней живописи». Первоначально в неё входили семь человек – Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев. Вскоре к ним присоединились Дмитрий Буторин, Алексей Ватагин и другие бывшие иконописцы. А уже через год после основания артели, то есть в 1925 году, работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.
«В 20-30-е годы прошлого века советскую республику стали постепенно признавать в мире. Молодое государство рабочих и крестьян старалось участвовать во многих международных выставках. Успех советских художников, в том числе палешан, на мировом уровне был замечен властью. Сбыт продукции – шкатулок, коробочек, брошей, портсигаров, пудрениц, ларцов и так далее – был организован благодаря помощи правительства. До 90 % продукции артели шло на экспорт, что было очень выгодно государству», – отмечает Евгений Лакеев.
Подобные выставки также были организованы в Милане, Венеции и других европейских городах. Заправские модницы щеголяли друг перед другом брошами, расписанными в палехском стиле, а джентльмены с удовольствием носили булавки для галстуков с изображением русских сказочных персонажей.
«За рубежом на это среагировали, потому что икона и палехский стиль технически и мировоззренчески близки к тому искусству, которое бытовало в Европе в Средние века и в эпоху Возрождения, – объясняет Лакеев. – Кроме того, лаковая миниатюра предполагает работу с темперными красками, которые в Европе тогда уже были практически забыты: писали в основном маслом. Палех – декоративный, завораживающий, отчасти “восточный”… Конечно, европейцам это было интересно».
Евгений ведёт нас в небольшую светлую галерею. Это мини-музей при мастерской, сюда приводят туристов и школьников, здесь проводят мастерклассы. Дальше – сувенирный магазин, где можно купить буквально всё что душе угодно. Помимо знаменитых шкатулок, здесь есть расписанные вручную панно, ручки, ёлочные шары, пасхальные яйца, броши, браслеты, бинокли, столовые приборы, зеркала, футляры для очков... Глаза разбегаются от такого разнообразия и богатства красок!
Ценники разнятся. В качестве небольшого сувенира сгодятся магнит или зеркальце – цены на них совсем не кусаются. Конечно, это не палех в полном смысле этого слова. Зато такие подарки доступны обладателю любого кошелька.
А вот всё, что расписано вручную, стоит действительно немало: цифры на чеках здесь будут четырёх-, пяти- и даже шестизначными.
«Настоящая палехская миниатюра не может быть дешёвой, потому что каждая шкатулка и икона – это кропотливый труд нескольких человек, – объясняет Евгений. – В разработке одного изделия принимают участие до пяти мастеров».
Но как же творится всё это волшебство? Нам повезло: сотрудники мастерской организовали специальную экскурсию по всем помещениям.
Краски на яйце, волчий зуб и другие орудия мастера
Первым делом мы отправились в столярный цех. Отсюда начинает свой путь будущая лаковая шкатулка – коронное творение палехских мастеров. В зависимости от формы, размера и сложности композиции на изготовление одной шкатулки может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев. Основой для изделия служит папье-маше. Этот материал прочнее дерева, легче и к тому же, по мнению художников, благороднее.
С новым для них материалом палешане познакомились в 1920-х годах при поддержке известного искусствоведа, уроженца Палеха Анатолия Бакушинского. До этого папье-маше на протяжении века служило основой для знаменитой лаковой миниатюры Федоскина.
Для изготовления папье-маше лучше всего подходит пористый картон, получаемый из хвойных пород дерева.
Листы картона проклеивают мучным клейстером, наматывают их на деревянную форму, которую затем зажимают в механическом прессе.
«Получается такая заготовочка, – Евгений показывает основу для будущей шкатулки. – Её нужно покрыть особым грунтом и покрасить: в чёрный цвет снаружи, в красный – внутри, затем покрыть несколькими слоями лака, чтобы на ней уже мог работать художник».
Покрытые лаком шкатулки ставят на большие подносы и помещают в печь, где они сушатся при невысокой температуре. Здесь их называют «горячие пирожки». «На то, чтобы просушить один слой лака,
уходит день, иначе технология будет нарушена», – объясняет наш гид.
Для того чтобы краски не скатывались с лаковой поверхности, изделия и рисунок лучше наносился, перед началом росписи поверхность «рыхлят» – зачищают порошком пемзы до тех пор, пока она не станет матовой. Когда заготовка попадает на стол к художнику, начинается самое интересное.
Мы заходим в комнату, где работают мастерицы. На каждом столе разложены необходимые принадлежности, среди которых непременно есть увеличительное стекло: в работе с такими мелкими деталями без лупы не обойтись. Перед каждой художницей – несколько деревянных чашечек с красками. Их палешане до сих пор готовят по старинке, используя яичный желток. Художник разбивает яйцо, аккуратно отделяет желток от белка, кладёт желток обратно в скорлупу и смешивает с водой. Затем туда добавляют несколько капель уксуса, после чего тщательно растирают с сухой темперой. В старину вместо уксуса использовали забродившие пиво или квас. Так получается эмульсия для краски: желток служит связующим веществом, а уксус растворяет сухие краски, съедает излишнюю жирность желтка и защищает краски от порчи.
Поверх чёрной краски сперва наносят белила. Это делается для того, чтобы чёрный фон не заглушал остальные краски. Белым цветом прописываются фигуры персонажей, одежда, пейзаж и другие детали.
Перед тем как нанести изображение, художник тщательно продумывает сюжет миниатюры. «Сначала мы делаем рисунок и переносим его на тонкую кальку. У нас есть такой инструмент – цировка, это
тупая игла. Мы прикладываем её к кальке и начинаем обводить изображение.
Видите, остаётся след», – говорит художница Ирина. Мы застали её за росписью ёлочной верхушки.
«Если художник ранее выполнял похожую работу, он может потратить на неё несколько дней. Если же ему нужно разработать сюжет с нуля (для какой-то сказки, события или он сам что-то предложил), то это займёт значительно больше времени. После того как художник закончил работу, шкатулку нужно покрыть лаком, расписать сверху сусальным золотом, отдать обратно лакировщику и наложить ещё около семи слоёв лака», – комментирует Евгений.
В арсенале палехских художников есть ещё несколько необычных предметов. Так, на столе у каждой мастерицы обязательно лежит перо – чаще всего гусиное. Таким пером смахивают остатки пемзы после того, как рисунок был переведён на матовую поверхность шкатулки.
Но, пожалуй, самый загадочный артефакт в мастерской – «волчий зуб». Клыки волков (как выяснилось, палешане – хорошие охотники) с давних времён использовали для того, чтобы полировать
сусальное золото.
«Сейчас используют аналог – камень агата. Но раньше у охотников брали волчьи зубы и ими полировали золото. Это очень твёрдый и гладкий материал, он хорошо подходит как инструмент для полировки», – объясняет художница Евгения. Она легонько проводит камнем по золотому орнаменту, и он тут же начинает ярко блестеть. Это золото называется творёным. Художники в буквальном смысле творят его: растирают лист сусального золота и смешивают с водой и гуммиарабиком (особый растительный клей).
Маленький мир, где добро побеждает
Лаковой миниатюрой в Палехе сейчас занимаются в основном женщины, хотя изначально это ремесло, как и иконописание, напротив, считалось мужским. Евгения занимается миниатюрой уже около двадцати лет. Как и другие, она четыре года училась в Палехском художественном училище имени М. Горького, после чего пришла в мастерскую – под крыло опытных художников.
«У нас всё так же, как было в советское время, когда учились четыре года в училище, потом приходили в мастерскую и там ещё лет пять набирались опыта. В дореволюционных иконописных мастерских это только так и работало: тебя подсаживают к мастеру – и ты у него учишься. Он тебе что-то подсказывает, ты смотришь, пробуешь, копируешь. Мы сейчас развиваемся, набираем новых мастеров, к нам приходит молодёжь. Конечно, сразу у них не получается выдать тот уровень качества, который необходим. Это нормально, как и в любом деле», – говорит Евгений Лакеев.
Каждый год палехское училище выпускает 15-16 молодых художников, которые в дальнейшем занимаются лаковой миниатюрой или иконописью. Здесь это до сих пор одна из самых популярных профессий.
«Сейчас в Палехе работают примерно 500 художников. Это и представители старшего поколения, и молодые ребята.
Получается, что где-то каждый седьмойвосьмой житель Палеха – художник. По отношению к количеству жителей это очень много! Не знаю, где ещё в мире есть такой же город художников», – говорит Евгений.
И в самом деле, атмосфера в этом месте царит творческая, сказочная и понастоящему добрая. Это в полной мере раскрывается как в характере местных жителей, так и в искусстве. А если сказать
точнее, их характер находит отражение в творчестве, которым они себя окружают.
Недаром в лаковых миниатюрах и иконах палешане всегда использовали золото. Оно здесь не просто для украшения. Золото в палехской миниатюре – не только ключевой элемент техники письма, но и часть художественного мировосприятия. Оно связано с символом света. В христианской символике свет становится прообразом божественной благодати.
В 1920-е годы это даже порождало конфликты художников с властью. Тогда лаковая миниатюра только начинала развиваться, и, пытаясь встроиться в новую реальность, палехские мастера экспериментировали с актуальными сюжетами. Помимо привычных им бытовых, песенных и сказочных образов, начали появляться и другие – идеологические. «Встреча Ленина на Финляндском вокзале», «Новая деревня», «Изба-читальня», «На страже революции», «Приезд специалиста на село», «Мандат на продразвёрстку», «Селькор Дуняша» и прочий так называемый «агитлак» – все эти сюжеты палешанам диктовала жизнь.
«Конечно, палехских художников 20-30-х годов, бывало, ругали: «Как-то у вас красноармеец слишком на апостола похож!» – смеётся Евгений.
И в самом деле: палехская лаковая миниатюра всегда несёт в себе что-то доброе и светлое – в этом её предназначение.
«Поскольку новый палехский стиль – это продолжение и развитие иконописных традиций, искусство это всё равно духовное. Лаковая миниатюра не состоится, если что-то изображено слишком реалистично или будет очевидно, что произошла победа зла, какой-то страшный сюжет. Каждая миниатюра – это такой маленький мир, в котором добро побеждает, в котором светло и хорошо.
Добро и какое-то любопытство по отношению к жизни, к миру – в этом сама философия лаковой миниатюры. Как и настоящая иконопись, палехская миниатюра – это высокое духовное искусство», – заключил Евгений Лакеев.
Мы уезжали из Палеха с полными пакетами сувениров. Конечно, на настоящую лаковую шкатулку ещё копить и копить, но, думаю, прикоснуться к волшебству этого светлого искусства нам всё-таки удалось.
mirtv.ru