Братия

Знакомство с Алатырским Свято-Троицким мужским монастырём я начал с небольшого погоста. Аккуратный ряд крестов выстроился прямо за алтарной частью высокого Троицкого собора. Здесь в 2013 году был погребён человек, сыгравший в возрождении обители ключевую роль.
Архимандрит Иероним (Шурыгин) стал наместником монастыря в 1995 году. Память его здесь молитвенно хранят. Многие насельники и паломники начинают свой день с посещения его могилки. Благочинный монастыря иеромонах Лазарь тоже здесь. Он вспоминает: «В отце Иерониме ощущался духовный, святоотеческий, молитвенный опыт, который он не просто познал, но и сумел усвоить в своей собственной душе. Именно этим опытом, опытом молитвенным, благодатным, он умел делиться и с приходящими к нему».
В иконописном корпусе обители нынешний наместник монастыря игумен Софроний продолжает рассказ отца Лазаря о первом наместнике возрождённой обители. Узнаю, что свой духовный опыт отец Иероним приобретал в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, в Свято-Пантелеймоновом монастыре на Афоне и в Лавре Саввы Освященного на Святой Земле. И только затем Господь поставил его возрождать монастырь в Алатыре. Здесь-то и пригодился ему весь его опыт, причём не только духовный. За долгие годы жизни в прославленных монастырях отцу Иерониму приходилось исполнять множество различных послушаний. К каждодневному, упорному труду он был приучен. Однако то, что он увидел здесь, потребовало от него удесятерить свои усилия.
В наши дни при обители создан музей. На фотографиях видно, в каком виде предстал в середине 90-х монастырь перед первыми иноками. Казначей обители игумен Пантелеймон пришёл сюда в 1996 году: «Всё здесь было разрушено, как после бомбёжки, как Сталинград или как Хиросима и Нагасаки. Ни крыш, ничего не было. Мы жили в келье, где не было двери. У нас было одеяло, на нём была приколота Иисусова молитва. Когда ночью замерзали, шли подбрасывать уголёк в печку. И всё же это было удивительное время. Была общность среди людей. Слово отца Иеронима было силой. Вот он скажет: «Братия»! И у тебя уже мурашки по коже. На службе всех нас пронизывали его возгласы, мы оживали, пробуждались для жизни духовной. Батюшка был пламенного нрава, огненного. У него всё горело, всё он очень быстро делал. И темпы строительства были удивительными, хотя первое время средств не было никаких».
Сегодня, глядя на прекрасные, величественные храмы и строения монастыря, трудно представить, что еще не так давно здесь была полная разруха.
Монастырская колокольня – гордость современного Алатыря! Одна из самых высоких в России – почти 82 метра. В ней есть храм, наверх ведёт лифт. В три яруса установлено 14 колоколов. Колокольня выполнена как бетонный монолит, стены отделаны особым кирпичом, имеющим розовый оттенок, украшены декоративными элементами из белого мрамора.
Отец Иероним строил всё прочно и красиво, на века, завещав последующим поколениям насельников обители серьёзно готовиться к предстоящим временам. Это особенно почувствовалось при посещении монастырского подворья «Рождественский скит». Настоятель подворья игумен Пимен показал два храма – каменный Рождественский и деревянный Иверской иконы Божией Матери, источник преподобного Сергия, а также раскинувшееся вокруг монастырское хозяйство. А оно не маленькое: более 400 гектаров земли, уборочная техника, пруд для разведения рыбы, птичники и коровники. На подворье в настоящее время трудится 60 человек. Кто-то доит степенных коров, кто-то раздаёт корм шумливым гусям. А когда зашли на мельницу, отец Пимен кивнул в сторону кота: «А это Васька, он мышей ловит».
Трудники живут не только на подворье, но и на территории самой обители. Для многих из них монастырь стал вторым домом, если не первым. Беседую с Валерием. Он работал водителем в Чебоксарах. Затем с ним случился инсульт. Оказался особо никому не нужен, а монастырь взял его к себе. Посильную помощь на кухне он оказать в состоянии. Вот и живёт в своей келье. Потрудится, помолится.
Много на Руси одиноких, без определённого места жительства и рода занятий неприкаянных горемык, и славу Богу, что есть у нас монастыри, которые могут приютить, обогреть, накормить.
И требования самые простые: не хулиганить, не употреблять спиртное, иметь паспорт, чтобы не было вопросов со стороны властей.
Получается, что монах уходит от мира для преображения собственной души, но мир не оставляет его в покое, а идёт вслед за монахом. Причём идёт со своими скорбями, горестями, покалеченными судьбами. И вот монах уже не о своей душе печётся, а душу ближнего спасает. Впрочем, и свою, конечно же, тоже, но не только через пост и молитву, но и через социальное служение.
«Людей не хватает, – говорит скитоначальник, отец Пимен, – так что если у кого желание есть приехать потрудиться у нас, то будем очень рады принять. Все бытовые условия для жизни созданы.
Плюс ещё здесь душа отдыхает, потому что природа, воздух, озеро, поля. Силы быстро восстанавливаются».
Возвращаюсь со скита для встречи с алатырским владыкой. На въезде в город, рядом с гербом, указан год основания города Алатырь – 1552. Именно в это время здесь и был основан Свято-Троицкий монастырь. Проходя мимо этих мест во время похода на Казань, царь Иван Грозный дал обет, что, если победит, то, дабы возблагодарить Бога, обоснует здесь Святую обитель. Так оно и случилось.
Священноархимандрит Алатырского Свято-Троицкого мужского монастыря, епископ Алатырский и Порецкий Феодор рассказал, что если город создавался как форпост военный, то монастырь нужен был как форпост Православия.
Сам владыка до монашеского пострига служил военным врачом. Как связаны между собой служение Царству Небесному и царству земному, спросил я у епископа Феодора.
«Церковь имеет основным попечением – попечение о душе человека. Если отобрать у человека душу, он умирает. Точно так же и государство. Если убрать духовные основы, то ничего хорошего из этого не получится. И поэтому, когда мы обращаемся к людям, то говорим, что в первую очередь нужно менять самих себя. Конечно, легче обвинять кого-то вокруг, осуждать то, что происходит, или пытаться совершать какие-то действия, которые, может быть, косвенно расшатывают власть. Однако могу вам пример привести, показывающий и другое отношение. Одна женщина приходит в монастырь на богослужение, крестится и на весь храм говорит: «Дай Бог здоровья Владимиру Владимировичу»! Ставит свечку. Все так на неё смотрят с удивлением. А она говорит: «Вот у меня три дочери, я с ними не могу справиться. Ни со всеми вместе, ни с каждой по отдельности. А у него целая Россия: дай Бог здоровья Владимиру Владимировичу»! И опять ставит свечку. Устами этой простой женщины и выражается отношение Церкви к власти.
А если возвращаться к истории монастыря, – продолжает владыка Феодор, – то в первое время всё было очень не просто. Народы, населявшие эту землю, были не крещены, и монастырь стал центром просвещения и христианизации.
Не все это встречали с радостью. Были даже нападения на обитель со стороны язычников. Погибали и послушники, и монахи. В это трудное время монастырь под свой покров взяла Троице-Сергиева Лавра».
Монастырь был приписан к ТроицеСергиевой Лавре с 1615 по 1763 годы. Строгий, аскетический дух преподобного Сергия Радонежского соседствует здесь с духом кротости и смирения преподобного Серафима Саровского.
Дело в том, что в конце XVIII века настоятелем обители стал сподвижник преподобного Серафима архимандрит Авраамий, принесший в Алатырь атмосферу Саровской пустыни того времени.
Интересно то, что самый вместительный храм обители, по форме напоминающий корабль (корабль спасения в житейском море), освящён в честь преподобного Сергия Радонежского. Рядом с ним храм в честь Казанской иконы Божией Матери. А храм преподобного Серафима Саровского, часто называемый пещерным, расположен под ними.
Храм этот был освящён в 1905 году. Вскоре сюда принесли раку с мощами схимонаха Вассиана. Алатырский подвижник Вассиан был очень известен и почитаем в прошлые века. В 1748 году стали закладывать Троицкий храм и обнаружили его захоронение. Когда гроб подняли и сняли крышку, увидели, что лежащий там схимник полностью нетленный. От него исходило благоухание. Было решено соорудить раку, от которой вскоре стало происходить множество исцелений. Так продолжалось до самого закрытия монастыря в 20-х годах прошлого века. Монахи, которые позднее были репрессированы и расстреляны, чтобы уберечь мощи от поругания, успели их спрятать. До сих пор поиски мощей ни к чему не привели. Однако уже сделана и установлена в храме новая рака. Так, предвосхищая события, братия монастыря молится и надеется, что мощи вскоре вновь откроются.
В тихой прохладе храма я разговорился с духовником обители, игуменом Пахомием, который только что завершил исповедование братии и паломников. Опыт духовничества у него уже больше 20 лет.
– Меняется ли природа греха, – спросил я у него, – или и двадцать, и десять лет назад, и сейчас люди обращаются к вам с одними и теми же душевными недугами?
– Греховная природа человека – это наша сущность. При этом свойства грехов могут меняться. Жизнь в миру становится более трудной, человеку приходится выживать. Это всё накладывает свой отпечаток. В основном это психические расстройства. От них происходят разные недомогания. Безсонница, допустим, у человека или навязчивые мысли.
И с этим приходится нам бороться, читать специальные молитвы.
– Вы говорите про жизнь в миру, а в самом монастыре удается поддерживать мир и согласие?
– Мир и согласие – это наша самая главная цель, – улыбается отец Пахомий.
– Мы – семья большая. А в семье бывают всякие житейские ситуации. Иногда кто-то не сдержит себя, вспылит, например. Но у нас принято так: сразу просить прощения. Люди разные и по возрасту, и по духовному опыту, но все понимают, что грех нужно исповедать обязательно, нужно очиститься, исправиться.
…Моя паломническая поездка подходит к концу. Пора возвращаться домой. Перед дорогой вновь подхожу с монастырскому кладбищу поклониться архимандриту Иерониму, вернувшему России такую святыню, как Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь.
Впрочем, сам себе он никаких заслуг не приписывал. За всё благодарил Божию Матерь, говорил, что всё, о чем Её ни попросит, она исполняет. На табличке под распятием надпись, завершающаяся словами: «Почил о Господе 28 августа 2013 года». Вспомнилось, что это день Успения Пресвятой Богородицы. Да, всё у Господа не случайно. Всё не просто так.

Андрей Викторович ПОЛУШИН