Любовь к ближнему

Из Евангелия известно, что других людей необходимо любить так же, как и самих себя. Но как же этого трудно добиться! Попробуем поразмышлять, кто наши ближние, как самооценка влияет на проявление любви и что такое «широкая душа»?

Возлюби ближнего твоего…

Кто наш ближний? Родители, супруг, друг, сын или дочь, родственник, сосед, коллега? Добрый самарянин из евангельской притчи решился оказать помощь израненному и совсем незнакомому человеку.
Ближний – человек, который оказывается с нами в каждый момент жизни. Он отражает в себе образ Бога, пусть даже и будет носителем иных религиозных убеждений и мировоззренческих ценностей.
Ситуация довольно тривиальная: лежит человек на обочине дороги, весь в крови, ворочается. Что с ним?
Может, пьян? Или ввязался в драку? Ну, наверное, он пострадал заслуженно! У прохожего, завидевшего подобную картину, букет чувств – страх, отвращение, презрение. Он желает пройти и скорее забыть увиденное.
Самарянин же принёс в жертву свои ложные чувства, деньги, время.
Вышел из зоны комфорта, выбрался из футляра, проникнувшись болью незнакомого человека. Самарянин совершил немыслимый для повседневности поступок человеческого милосердия.

Только любя…

Когда к Христу подошёл законник и спросил о наибольшей заповеди, Спаситель ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сие есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37–39).
Иисус показывает, что любовь к Богу как к Личности неразрывно связана с любовью к человеку как к личности. Люди, все без исключения, созданы Отцом Небесным, в них заложен Божественный образ, ради восхождения к которому Христос умер на кресте и воскрес. Только любя, мы можем называться людьми в полном смысле. Хорошо, но фраза о любви к ближнему продолжается словами «…как самого себя». Вроде всё понятно, просто не желай другому того, чего не желаешь себе. И поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой. Но всё ли так просто?

Как самого себя!

В оторванности от закона Бога и опыта общения с Ним заповедь любви можно понимать и довольно превратно. Преподобный Иустин (Попович) толкует её как спасение ближнего от греха: «Ты лжёшь себе, если думаешь, что любишь человека, но угождаешь его греху, его страстям: тогда ты любишь его смерть, а не его самого. Лишь когда любишь человека во Христе: всей душой своей… – только тогда ты его истинно любишь».
У каждого христианина наверняка есть печальные примеры, как «ближний», более ревностный верующий, «выбивал» грех из них «ковровыми бомбардировками» поучений свысока. Придирки, одёргивания,
замечания, резкий тон… Бывали и случаи, когда подобная любовь просто «ломала» людей. Кто-то получал серьёзную психологическую травму, а кто-то покидал церковную ограду навсегда, находя любовь – как доброе отношение к личности – совсем в других местах.

Помощь ближнему

Доброе отношение к личности другого человека – ключевой момент любви. Некоторые «христиане» отказываются садиться за стол с блудниками, презрительно относятся к алкоголикам и другим людям, попавшим в трудные жизненные обстоятельства. А между тем грешник – не преступник, а больной человек.
И это ключевой момент. Закон без любви превращает человека в надзирателя. И тогда за «законничеством» скрываются элементарные психологические проблемы неуверенности и низкой самооценки. Как самооценка влияет на наше отношение к ближнему? Прямым образом. Ведь мы транслируем человеку то отношение, которое имеем в глубине души к самим себе.
Смирение есть адекватная, то есть здоровая оценка самих себя. С завышенной самооценкой более-менее всё понятно. А что с заниженной?
Характерными чертами заниженной самооценки человека являются зависть, пессимизм, враждебность к людям, идеализм и неприятие критики, человекоугодие, невротическое чувство вины. Заниженная самооценка – не смирение, а комплекс греховных страстей и психических расстройств. Можно ли в подобном состоянии совершать хотя бы малый, но каждодневный подвиг любви, оказывая ближнему помощь, проявляя о нём искреннюю заботу?

Широкая душа

Неправильное отношение к себе и ближнему превращает нас в мелочных и слабых существ, мы не можем творить любви.
Человеком широкой души называют того, кто сумел раскрыть в себе фундаментальный талант отношения к ближнему. Его ещё называют великодушным, ведь внутри него просияло величие образа Божьего – Любви.
Широкая душа, устремлённая к Богу, не видит в людях дурного, а ищет хорошее и со щедростью одаривает окружающих заботой и добротой.
Великодушный становится примером, которому хочется подражать.
Любовь, исходящая из него, ни к чему не принуждает, но невидимо учит и притягивает. Его любовь не эгоистична. Наоборот, он чтит образ Божий в себе и другом человеке, и это делает его сильным, свободным, полным любви, которой он готов делиться.
Как полюбить ближнего? Увидеть Бога в самом себе. Понять, что Бог отражается в каждом человеке. Любить этот Образ в людях, пытаясь рассмотреть Его среди всех встречающихся на жизненном пути.

Владимир Вячеславович
БАСЕНКОВ