Самый лучший антистресс

Потерявшему Бога человечеству жизнь подбрасывает всё новые задачки, которое оно не в состоянии самостоятельно разрешать, пропуская всё больше голов в свои ворота. Это порождает в обезбоженном, секулярном обществе социальное и психологическое напряжение, результатом чего являются различные потрясения, катаклизмы, войны, революции, чудовищные стрессы. Выхода из этого тупика нет, но слепые и одновременно гордые и самонадеянные люди, не желая обратиться к Проводнику и Поводырю – Богу, возлагают свои надежды то на чудо-таблетку, то на чудо-вакцину, то на чудо-доктора, то, наконец, на искусственный интеллект, который выведет человечество из тупика, присвоив каждому индивидуальный номер и определив ему нужный вектор дальнейшего развития, гарантирующего безсмертие, счастье и вечную радость…
Я отнюдь не смеюсь над этими проблемами, так как сам, являясь верующим человеком, периодически наступаю на те же «грабли», т. е. волнуюсь, переживаю, терплю бедствие, унываю, негодую, отчаиваюсь… Но знаю, в чём причина – она в выпадении меня из колыбели Матери-Церкви, дарованной нам Творцом мира и Вселенной, пришедшего на землю в образе Богочеловека Христа более 2000 лет назад.
И стоит вновь вернуться в эту колыбель – настоящий ковчег спасения, как утихают бури, нивелируется опасность, пропадает страх, исчезают терзающие сомнения и проясняется горизонт.
Встав пораньше, откроем утренние молитвы, наложим на себя крестное знамение, освятив чело, плечи и чрево, представив себя пред Всевидящим, Всеведущим Отцом, и, подобно евангельскому мытарю, упадём на колени: «Боже! Милостив буди мне, грешному!». Грешному? Именно так.
Чему удивляться, если вспомнить свою жизнь, полную малоприятных, а то и позорных моментов, чередующихся с более мелкими пакостями, которые многие и за грех-то не считают: осудил, оговорил, раздражился, не помог, не уступил и т. д. и т. п.
И потому естественной будет, наверное, самая часто повторяемая молитва: «Помилуй нас!». Помилуй не меня одного, но нас – членов Своей Церкви и вообще всех людей, ибо мы все нуждаемся прежде всего именно в помиловании! Нет смысла обращаться за новыми милостями к Тому, Кого ты много и систематически огорчал, обманывал, обкрадывал, в Ком постоянно нуждаешься, прежде чем не попросишь снова прощения.
Зная, что Отец наш Небесный многомилостив и долготерпелив, взогреем в себе надежду, что Он в очередной раз простил нас и готов слушать. И после этого призовём на нас Духа Святого: «Царю Небесный, Утешителю (вот его свойство, о котором надо помнить), Душе Истины (что может быть выше и надёжнее?), Иже везде сый и вся исполняяй….
Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны». И наконец, самое главное: «И спаси, Блаже, души наша!» Как крик тонущего в море, как вопль стоящего на эшафоте – когда приговор уже прочитан и петля наброшена на шею…. Последний шанс умилосердить Судию. Других нет!
И вот Она – Троица – предвечный совет при сотворении мира и до его кончины. Что мы Ей-Им скажем?
«Пресвятая Троице, помилуй нас! Господи, очисти грехи наша! Владыко, прости беззакония наша! Святый, посети и исцели немощи наша…».
Что же тут добавить? Ведь Богу известно всё, что мы скрываем или забыли, – крыть нечем и простить нас можно только «…имени Твоего ради!
Господи, помилуй! Господи, помилуй, Господи, помилуй!» Не сомневайся, именно сейчас ты обращаешься к Нему – своему Творцу и Судье, который взирает на тебя с иконы.
Ведь Он сам, что засвидетельствовано в Евангелии (Лк. 11, 1-4), дал нам Свою молитву, начало которой, уверен, знают почти все: «Отче наш…».
Прочти её с соответствующим вниманием, если надо, прибегнув к переводу: «Отец наш, сущий на Небесех, да святится имя Твоё; да придёт Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на Небе; хлеб нам насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Удивительная молитва, вобравшая в себя всё Евангелие и всё христианство! По сути, это инструкция по выживанию, путеводитель к Богу.
Задумайся, что ждёт от нас Отец?
На мой взгляд, особо надо обратить внимание на «и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему». Этакая сделка: ты – мне, я – тебе, только товар для обмена предлагается необычный.
Отец безоговорочно обещает нам простить все наши грехи, которых целый воз и маленькая тележка, в обмен требуя одного – прощения нашим должникам долгов. Всяких: от нанесённых обид до взятых взаймы денег. И неизвестно, что проще простить. Но если решитесь пойти этим путём, от души, безоговорочно простив ваших обидчиков и должников, то непременно ощутите и обетованную радость, и облегчение.
Так возблагодарим Бога за дарованный нам ещё один день, ведь мы могли просто…
не проснуться: «От одра и сна воздивгл мя, еси, Господи, ум мой просвети и сердце и устне мои отверзи… пети Тя, Святая Троице!..
Господи, помилуй!» Аж всего-то 12 раз! И закрепляем в сознании этот факт: «От сна восстав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, ленивого и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими, но человеколюбствовал еси обычно (потому что Он долготерпелив, но не вечно милостив!) и в нечаянии лежащего воздвигл мя еси…» Мы проснулись – и это не биологический факт, а милость Божия! А для чего?
«Во еже утренвати и славословите державу Твою». Ответ понятен – для благодарения Творца за проведённую в безопасности ночь и возможность проснуться нам утром. А ещё «просвети мои очи мысленная, отверзи уста моя поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати всесвятое имя Твое…» – вот главная цель не только нового дня, но всей нашей кратковременной земной жизни.
Дальше нам предлагается 50-й псалом царя Давида – удивительного и легендарного библейского царя. Ему были открыты глубины тайн Божиих, которые он воспел вперемежку со своими пережитыми человеческими скорбями. Тем и близок нам Давид и его псалмы.
Далее читается Символ веры – как напоминание той клятвы, которую мы давали Богу при крещении, где есть и такие слова: «…И паки грядущего со славою судити живых и мёртвых, Его же Царствию не будет конца…», в которых мы вспоминаем о неумолимо надвигающейся встрече с Отцом, когда придётся давать отчёт за всё. Не знаю, как кого, но меня особо впечатляют два последних пункта Символа: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» – это как пасхальное «Христос воскресе!», ведь каждое утро мы просыпаемся от сна, словно усопшие (уснувшие) для жизни будущего века. Круто! И гарантом этого выступает Сам Христос!
И на таком подъёме приступаем, собственно, к самим молитвам. Важно ещё знать тех, кто дал нам их, чтоб олицетворить строки, рождённые в сердце конкретного человека.
Об этом можно и нужно прочитать в «Житиях святых» (к слову, моей любимой книге). Первые четыре молитвы нам подарил живший в начале IV века преподобный Макарий Великий – житель египетской пустыни, отшельник и чудотворец, воскресавший своими молитвами мёртвых. Как удивительно повторять вслед за этим святым отфильтрованные его сердцем и настоянные столетиями слова молитв, обращённые к Богу: «Боже, очисти мя грешного, – взывал к Творцу этот чудный старец, – яко николиже сотворих благое пред Тобою…». Удивительно: святой просит у Бога очистить его – грешного, ничего не сделавшего доброго пред Ним! Удивительный пример сокрушения сердца для нас – гордецов, преисполненных собственного достоинства и кичащихся своими мнимыми подвигами, которые на поверку оказываются показухой и пустым сотрясением воздуха. «Не даждь ми уснути во греховней смерти», – взывает к Богу преподобный, опасаясь, что может в другой раз не проснуться, не получив прощения, представляя эту жизнь сном. И умоляет:
«…и по сне нощнем возсияй мне день безгрешен… и спаси мя». Если святой так просит Бога о прощении и оставлении грехов, то что же должны делать мы, на что можем рассчитывать? И нам даётся шанс: «К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна восстав, прибегаю на дела Твоя, подвизаюся милосердием Твоим… Помоги ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирские злые вещи и диавольского поспешения…». Т. е. от следования за диаволом, буквально его заманчивыми для нас, грешных, предложениями и искушениями, которые словно сети окружают нас, атакуя помыслами, разжигают и распаляют воображение. И потому: «…Ты сам, Владыко, всяческих Творче, сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творите волю Твою, ныне и присно и во веки веков».
Далее нам предлагаются две молитвы другого святого – святителя Василия Великого, жившего примерно в одно и то же время с Макарием, мечтавшего о пустынной жизни, но вынужденного бороться с различными ересями, отстаивая чистоту Церкви в сане епископа Кессарийского – ныне это Турция – бывшая Византийская империя.
Это уже другой молитвенный настрой и опыт, за которым стоит блестящее разностороннее образование, но суть молитв остаётся прежняя. На мой взгляд, он вносит свежую струю в букет утренних молитв, уверяя нас, что «Безначальный, т. е. не имеющий над собой начальников, и Присносущный, т. е. всегда существовавший свет, у которого «несть пременения, или приложения осенения», т. е. буквально Тот, у Которого нет ни перемен, ни каких-то изменений в Его планах и обетованиях. И важно понять, что здесь речь идёт не о ежегодной индексации пенсий или о нерушимости наших прав на приватизированную квартиру и даже не о том, что после понедельника обязательно насупит вторник, ибо всё это на самом деле слишком иллюзорно и неустойчиво. Здесь речь идёт о торжественном обещании Бога людям, что будет именно так, как Он сказал, и не иначе!
И потому «прими моления наша, яже в настоящее время, на множество щедрот твоих дерзающе…». Захватывает дух от того, что прикоснулись к великой тайне и стали участниками – равноправной стороной – договора с Самим Творцом Вселенной!
А значит: «Даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящего жития нощь прейти…». Т. е., проснувшись, мы всё равно находимся как бы во сне – в настоящей жизни ночи, которая пройдёт, сменившись утром – пришествием «светлого и явленного дне Единородного Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», Который нас застанет «да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижине в делание обрящемся готови», чтобы «в радость и Божественный чертог славы его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную»! Вы слышите, что обещано нам, если мы выполним свою часть договора? Постоянно пребывать с Богом – источником Жизни и подлинной Радости!
Но для этого Господь, творящий «присно с нами великая же и неизследованная, славная и ужасная, их же несть числа» – посылает нам многочисленные испытания, Сам же помогая нам их перенести, подавая в т. ч. «нам сон во упокоение немощи нашея и ослабление трудов много-трудныя плоти». И вот по восстанию от сна мы «молим безмерную Твою благость, просвети наша мысли, очеса, и ум наш от тяжкого сна лености восстави: отверзи наша уста, и исполни я Твоего хваления, яко да возможем непоколеблемо пети же и исповедатися Тебе…»
Отдельные молитвы посвящены Богородице, к которой христиане традиционно прибегают в молитвах как первой своей помощнице, ходатаице и заступнице. Так же и здесь мы просим Её по пробуждении: «Ступати право мя настави, путём Христовых заповедей. Бдети к песни укрепи, уныния сон отгоняющи!» Все унывающие, потерявшие надежду, это вас в первую очередь касается! «Связана пленницами грехопадений мольбами твоими разреши Богоневесто» – освободи меня от цепей и уз греховного рабства. «Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти.
Волнующася житейскую бурею, ко стези мя покаяния направи…». Очень глубокие и насыщенные молитвы. Особенно меня трогают слова: «Руце воздею и устне к похвалению, осквернены скверною, Всенепорочная…», когда я представляю, как пытаюсь достучаться до Пречистой Девы руками, которыми творил безчинства, или докричаться устами, которыми так часто произносил непотребства, злословия, роптания, клевету… и потому «душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи».
И следом, собственно, молитва ко Христу святителя Василия, дающая нам надежду: «Аще убо вера в яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель». Никаких оправдывающих меня перед тобой дел у меня нет, но «Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел, отнюд оправдающих мя».
Только враг мой – сатана не встал на пути: «Да не убо похитит мя сатана и похвалится…», ведь он настоящий мой хозяин, когда я грешу. «Сподоби мя, Господи, поработати тебе без ленности тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во все дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»
Не должен быть забыт и ангелхранитель, которого мы получаем при крещении и который неотступно пребывает с нами. «Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мне грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертного сего телесе…». Это ещё один защитник от влияния на нас тёмных сил – защитник реальный, как и сами тёмные безтелесные силы: «Покрый мя настоящий день и сохрани мя от всякого искушения противного, да не в коем гресе прогневаю Бога….»
И снова Богородица, к которой мы уже, как к своей Маме, обращаемся за помощью: «…отжене от мене …окаянного раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаянного моего сердца и от помраченного ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави меня от многих и лютых воспоминаний, и предприятий, и от всех действ злых свободи мя…»
Подключаем и других помощников, Божьих друзей – святых: «Молите Бога о нас, святые…»
В Православии принято воздавать особые почести Кресту, на котором Господь принял спасительную для нас смерть, поэтому в молитвы включён тропарь Кресту и молитва за Отечество: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». До революции в Русской армии этот тропарь пели на каждом утреннем построении.
А дальше переходим к прошениям о даровании здравия нашим духовным отцам, родителям, сродникам, друзьям, начальникам, наставникам, благодетелям, перечисляя их по именам, «и всех православных христиан». Очень важно поминать не только своих начальников, начиная от главы государства (слава Богу, с православным президентом в главе) и высшего духовенства, но и своих личных врагов. Смысл в этом самый простой: власти мы просим о даровании им, прежде всего, мудрости с помощью Божией в управлении страной и Церковью, а обидящих нас от души стараемся простить, что заповедал нам Господь. Что же касается обидимых нами, то нужно решительно подвигать себя к скорейшему с ними примирению, ибо это состояние загоняет нас в тупик, как не исполнивших главную Божию заповедь, высказанную в «Отче наш».
Следом поминаем наших усопших – покойных родственников, друзей, благодетелей – и просим простить им всякие согрешения вольные и невольные и даровать им Царствие Небесное.
Завершается утреннее правило классическим обращением к Божией Матери молитвы «Достойно есть…», где мы чествуем Её, уверенные в скорой помощи, славословием Троицы, троекратной просьбой о помиловании – как непременного атрибута Спасения.
Призываю вас, чередуя утренние правила с вечерними, начать с этого малого, чтоб приблизиться в меру своих сил к Большому!

Роман Алексеевич
ИЛЮЩЕНКО,
религиовед