Неповторимость и обезличивание

Ответы протоиерея Александра ШАРГУНОВА

Я прочла в одной из Ваших книг, что у каждого из нас единственное и неповторимое имя. Как же – ведь одним и тем же именем, например, как у меня – Мария, – названы миллионы людей?
Мария Рогова, г. Тверь

Вспомним Евангелие о явлении воскресшего Христа грешной женщине Марии Магдалине – той, из которой Он изгнал семь бесов. То есть ту полноту помрачения, какая только может быть в человеке. Предельного помрачения. Только с благоразумным разбойником можно сравнить, наверное, её состояние. Но Господь первым является этой грешной женщине и открывает ей Самого Себя, делая её способной узнать то, что неузнаваемо обычным зрением. Он делает эту женщину способной увидеть Бога, благодаря одному-единственному слову – когда Он называет её по имени. Да, каждый человек назван единственным и неповторимым именем и дороже всех для Господа. Ради каждого из нас Бог сотворил этот дивный мир, ради каждого из нас Он воплотился, принял страдание и воскрес. Чтобы каждый из нас увидел Воскресение Христово и узнал, что Господь любит его больше всех.
Всё делается в мире, чтобы люди потеряли свою единственность и неповторимость. Мы часто говорим, что обезличивание человека происходит прежде всего там, где неповторимое человеческое «я» растворяется в так называемом коллективизме, как это было при недавней безбожной идеологии. А сегодня личность человека исчезает, оттого что грех становится нормой, и опасность всеобщей слепоты ещё более очевидна.
Человек прозревает и становится человеком только в той мере, в какой он делает добро и правду. Он становится единственным и неповторимым сам и способен в другом человеке узнавать образ Божий – его единственность и неповторимость. Там, где грех считается нормой, наступает полная тьма. Там нет надежды на покаяние. И нет возможности увидеть Воскресение Христово, к которому должен быть причастен каждый человек, потому что оно совершено ради каждого человека. Только когда свет Воскресения Христова касается нас, каждый из нас становится единственным и неповторимым. Тем, кто слышит, как Господь обращается к нему по имени. Как обращается Иисус к этой грешной женщине: «Мария!» – так обращается Он к каждому человеку, которого любит, к его имени, и всё ему дарует. Только этой Его любовью через все заповеди Божии возможно для нас соблюсти заповедь о любви.
Когда исполнятся все сроки, мы встанем лицом к лицу с нашим Господом и будем подобными Ему, как говорит слово Божие, потому что увидим Его таким, каков Он есть. Мы увидим друг друга в Господе нашем и узнаем, какого дара от Бога – в свете Пасхи Христовой – сподобились мы.

Как-то после воскресной литургии одна старая женщина сказала мне в храме: «Если бы не было чудес, никто бы не уверовал. Посмотрите, сколько людей здесь, – и с каждым, по крайней мере с большинством, наверняка произошло что-то чудесное». У меня, естественно, возникает вопрос: почему же Бог не явит Своё чудо всем людям, чтобы они уверовали? Или требуется что-то более значительное? И можем ли что-нибудь сделать мы, чтобы помочь увидеть Христа самым дорогим для нас людям?
Е.Н. Васильчук, г. Сергиев Посад

Прежде чем совершить чудо исцеления, Господь, как мы читаем в Евангелии, как правило, спрашивает: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» И доныне этот вопрос Господа обращён к нам, приходящим к Нему за помощью. Веровать в силу Христову – значит не только не сомневаться в ней, но предавать себя ей и устремляться к ней всем своим существом. Господь опирается в исцелении на нашу веру. Он не вопрошает нас о нашем богатстве, о том, способны ли мы заплатить Ему за исцеление, но только о нашей вере. Великое утешение для подлинно верующих, что Господь знает их веру и радуется ей. Хотя наша вера может быть слабой, хотя другие могут не замечать её, хотя мы сами можем сомневаться, насколько она крепка, Господь знает, что мы веруем в Него. Все, кто обращается к Нему, получат по своей вере, а не по одному внешнему исповеданию. Подлинно верующие не должны сомневаться, что получат от Господа всё, что обещано в Писании. И утешение Господне среди многих наших нынешних скорбей возрастает или ослабевает в зависимости от нашей веры. При этом, получив исцеление, мы не должны стараться показать кому-то, что мы такие особенные.
Узнав милость Божию, мы должны становиться милостивыми по отношению к другим. И в подлинном добре, которое мы делаем, вернее, которое Бог делает через нас, мы не должны искать похвалы себе, но только славы Божией. Нашей заботой и нашим трудом должна быть польза других, а не наша известность и выставление себя напоказ.
В Евангелии мы часто читаем об исцелении слепых, глухих и немых. Сколько несчастий в этом исполненном слепоты и немоты мире, и как должны мы благодарить Бога за наше зрение и дар говорить! Непостижимы Божии дары, но мы не должны забывать: когда диавол овладевает душой, она становится слепой и глухой по отношению к добру, и немотствует в молитвах и хвалении Бога. Дело не только в чуде. Свидетелями чудес Христовых было множество людей, и среди них учителя веры – книжники и фарисеи. Простой народ дивился и говорил: «Никогда не бывало такого явления в Израиле». Хотя немногие уверовали, но многие удивились. Удивление толпы бывает чаще, чем то, что требует подлинной глубины. Тем не менее были те, кто уверовал.
И вот самое поразительное. Дело, оказывается, не в чуде – по крайней мере, не только в чуде. Вы помните, как порой реагируют фарисеи на дар Господень. Они могут даже сказать о Христе: «Он изгоняет бесов силою князя бесовского». Когда они не могут отрицать очевидности этих явных чудес, они приписывают их диаволу, как если бы чудеса исцеления могли совершаться его действием. В их словах нет ничего, кроме злобы и лжи, и адской вражды против Бога. Оттого что народ так изумлён, им надо умалить чудо, и ничего другого они не могут придумать.
Нам показано, что никому невозможно остаться нейтральным по отношению ко Христу. Одно и то же событие кого-то приводит к вере, кого-то заставляет хотя бы на время задуматься, а кого-то ещё более ожесточает. Не зря говорят: глаз видит то, что чувствует сердце. Фарисеи видели Христа в союзе со всеми злыми силами. Не так ли было с гадаринцами после исцеления бесноватого, когда они со страхом просили Господа отойти от пределов их?
Тех и других подвигало на это их внутреннее устроение. Чем объясняется такое неверие? Почему для фарисеев живая вера оказывается смертным грехом? Прежде всего потому, что всю духовную жизнь они сводили к соблюдению внешнего закона. Всё великое и святое для них на деле не существовало. И когда пришёл Христос с благодатной верой и новой жизнью, с подлинной религией, это вызвало у них ненависть. Они возненавидели Его, как когда-то их отцы ненавидели пророков. Кроме того, они были слишком исполнены гордости и самодовольства, чтобы подчиниться истине. Они были так довольны собой, что не видели необходимости что-либо в своей жизни менять.
И они ненавидели всякого, кто хотел изменить их самих. Покаяние – это единственные врата, через которые все люди без исключения приглашаются войти в Царство Божие. А покаяние означает способность признать, что мы ходили до этого ложными путями, осознание, что только во Христе возможно обрести подлинную жизнь, только в подчинении Ему и Его воле, и силе. Потому что только Им мы можем стать другими. И наконец, фарисеи настолько заранее были предубеждены против Христа, что не могли увидеть Его таким, каков Он есть. Они были так ослеплены собственными идеями, что не видели во Христе правду и силу Божию. Толпы смотрели на Христа с изумлением, потому что это были простые люди, знающие беду и нужду. И им открывалось, что во Христе их беда и нужда может быть утешена самым поразительным образом. Христос всегда чудесно явится тому, кто, обращаясь к Нему, остро сознаёт свою нужду. И чем глубже это осознание, тем чудесней является Христос. Святые отцы говорят, что мы ещё не начинали настоящей духовной жизни, если не видим, что находимся в смертельной опасности, и, подобно утопающему, не взываем: «Господи, спаси меня, я погибаю!» Человеку с острым чувством беды и нужды дано будет видеть чудеса во Христе Иисусе. А кто упорствует в своих заблуждениях, кто уверен, что он никогда и ни за что не переменится и никому не уступит, кто горд своей самоправедностью, кто так ослеплён своими предубеждениями, что теряет способность видеть, тот всегда будет противиться Христу, ненавидеть Его и искать, подобно этим фарисеям, только внешнего чуда.
Церковь призвана к благовестию Евангелия не знающим Христа. Мы живём в век неверия и неопределённости, когда люди перестают быть уверенными в чём бы то ни было. Никогда не было такого времени, когда люди нуждались бы в истине так, как сегодня. Церковь должна быть вестником несомненной истины, которой все люди призваны жить. И мы тоже должны быть способны сказать: «Я знаю, в Кого я уверовал».
Трудность заключается в том, что мы должны проповедовать христианство не словами о нём, но живя им. Не столько спорить о вере с невежественными людьми, сколько показывать им, что такое христианство. Не столько говорить о Христе, сколько являть Его. Потому что святой, как говорит апостол Павел, это тот, в ком живёт Христос. А мы все, уверовавшие во Христа и во Христа крестившиеся, призваны к святости. К тому, чтобы свидетельствовать о новой жизни не как книжники и фарисеи, а как власть имеющие по дару Христа.