Не бояться своих героев

Русский человек, по моему наблюдению, слишком многогранен, чтобы можно было описать его каким-то одним словом или фактом из его жизни.
Это, как правило, человек неуёмной энергии, но достоинство русского человека было всегда в том, что он умел отличать в своей жизни главное и второстепенное. Да, есть какие-то вещи, которые кажутся важными на сегодняшний момент, но всегда перед глазами должна открываться вечность, которую предлагает нам Господь.
Если мы говорим о походе в Сибирь отряда Ермака, то мы читаем в летописи: «Блуд и нечистота у них в великом запрещении, согрешившего же держат на цепи». Когда русский человек решает масштабную задачу, то перед ним чётко обозначаются нравственные приоритеты, без которых решить её невозможно, невозможно выполнять её в грехе. И это характерно вообще для всей русской истории, когда, видя масштабную задачу, люди вдруг очищаются и понимают, что святое дело можно творить только чистыми руками.
В отряде Ермака, по разным сведениям, насчитывалось от 500 до 700 человек. При этом там было три священника. Для духовного окормления столь небольшой дружины хватило бы одного, а тут трое. То есть шли, ведя с собой священников, которые должны были выполнять миссионерские задачи, просвещать местных жителей. В походе, в ладье, место дорого под запас провизии и пороха, а тут казаки на своих плечах несли на себе святую Русь, они несли духовное окормление местного населения. И потом уже позже отмечено, какое огромное количество народу вошло в состав Российской державы, и ни один народ не исчез!
То, что проповедовали русские, было понято и принято. Меня в своё время поразил небольшой рассказ Бориса Шергина «Русское слово». В нём один русский промышленник Устьян со своей ватагой застрял на кочах, поскольку встречная вода наносила лёд. Пришлось встать у берега. И тут приходит к ним оленевод жаловаться, что матёрый медведь пугает оленей. Устьян говорит: «Дитятко, некогда нам твоего медведя добывать: вода не ждёт. Но иди к медведю сам и скажи ему русской речью: ”Русский кормщик повелевает тебе отойти в твой удел. До оленьих участков тебе дела нет”». В тот же час большая вода сменилась на убыль, и Устьяновы кочи тронулись в путь. А олений пастух пошёл в прибрежные ропаки, где полёживал белый медведь. Тот завидел человека и грозно встал на задние лапы. Пастух же выговорил русское слово: «Русский кормщик велит тебе, зверю, отойти в твой удел. До оленьих участков тебе, зверю, дела нет». Медведь это слово выслушал внимательно, повернулся и пошёл восвояси…
Вот какое это, оказывается, весомое явление – русское слово! И вот какое отношение русского человека к народам, населяющим эти пределы земли: «Дитятко!» И даже нет у меня сейчас возможности тебе помочь, ну хоть слово тебе своё передаю… Вот то слово, которое мы несли, та сила любви, заботы, ответственности, которыми мы обладали.
Очень важно изучать отечественную историю, потому что мы видим, почему предки наши могли выполнять гигантской огромности задачи, возложенные на них Богом. А как только мы отрекаемся от этих задач, ничего у нас не получается. Мы можем жить только на пике: на пике возможностей, на пике желаний, на пике усилий – только так. В этом, мне кажется, и есть загадка русского человека.
От нас сегодня требуется приобретение, осознание этих качеств. Тогда открывается горизонт, тот самый горизонт, о котором в известной песне Игоря Растеряева поётся: «У России нет границ, у России только горизонт». Вот нам бы за этот горизонт заглянуть. А мы очень часто, к сожалению, живём сиюминутными интересами, а не так, чтобы идти по дороге, по которой шли наши предки: встречь солнцу! Ведь храмы наши все ориентированы на восток. На самом деле шли, конечно, навстречу Богу, но и по дороге выполняли массу задач. Поэтому мы стараемся молиться за наших первопроходцев, за всех тех, кто шёл за этот горизонт.
Мы ещё в 1998 году с казаками провели конный поход по маршруту воеводы Андрея Матвеевича Воейкова, который окончательно разгромил хана Кучума в устье реки Ирмень 20 августа 1598 года.
Прошли мы тогда тысячу километров по сибирскому бездорожью. Помню, чиновники наши новосибирские говорили: «Как это так! А не обидятся ли татары?
А не будет ли это сеянием розни между русскими, казаками, татарами?». Мы проходили в походе многие татарские деревни. И когда заходили в них: казаки на конях, я в священническом облачении, нас спрашивали:
– Ребят, а что это у вас такое?
– Да вот, в память разгрома хана Кучума поход совершаем!
– О, правильно! Это дело хорошее. Кучум-то не татарин. Он не наш! То есть простые селяне в отличие от чиновников чётко понимали: «Мы татары, мы – жители Сибири. У нас был собственный хан Едигер. Кучум – бухарец, монгол. Пришёл, убил нашего хана Едигера».
И с Русью Кучум поступил нехорошо. Разорвал все дипломатические отношения, которые были тогда с Россией, с Иваном Грозным заключены. Начал нападать на наши восточные пределы. Ведь опорный край державы – Урал – тогда только начинал развиваться. Сил-то не было защищать всю эту гигантскую территорию, войско было занято Ливонской войной. Тогда-то и принимается такое асимметричное, как сказали бы сегодня, решение. Строганов приглашает казаков (откровенно говоря – вчерашних разбойников) помочь защитить Русь. Возможно, перед казаками и не стояла задача принять Сибирь в подданство России. Нужно было просто отбить нападение орд, которые насылал на нас Кучум. Получается, отомстили за смерть татарского хана Едигера и изгнали из Искера, из Сибири пришлого Кучума, который и был захватчиком Сибири. 440 лет назад мы, по сути дела, выполнили свои союзнические обязательства перед Сибирским ханством.
И в конце концов самого хана Кучума убили ведь не русские, не казаки, убили сами чатские татары. Мощь военную, да, сломили казаки, а непосредственно убили его, уже после Ирменского сражения,
чатские татары, для которых он был чужаком, покорителем. И, конечно, дико, когда спустя годы появляются некие возмутители со словами: «Казаки празднуют разгром нашего татарского хана!» Да какого же татарского?! Он же сам был ваш поработитель! …А ведь подобный исторический мазохизм как какая-то зараза распространяется сегодня в сознании многих народов…
В Новосибирске, слава Богу, нашлись знающие историю представители сибирских татар, и нынче праздник, посвящённый Ирменскому сражению, проводим совместно с местной татарской общиной, ведь разгром хана Кучума – наш совместный с сибирскими татарами праздник! Ведь в войске татарского воеводы Андрея Матвеевича Воейкова, кроме казаков, значительную часть составляли татарские воины.
А в прошлом году произошла ещё такая история. Мода пошла: аэропорты стали называть в честь тех или иных российских деятелей, имеющих отношение к данной территории. В Новосибирске аэропорту дали имя лётчика Александра Ивановича Покрышкина.
Это абсолютно правильно. В Ростове-на-Дону аэропорту присвоили имя атамана Платова. Тоже понятно. В Тобольске, казалось бы, кто больше атамана Ермака достоин?! Тем более Тобольск  практически стоит на месте расположения древнего Искера. Чьё имя ещё может носить аэропорт города Тобольска?
Нет, назвали именем Семёна Ремезова. Это, безусловно, достойнейший человек. Многие специалисты по истории его знают. Однако сам факт, что имя Ермака просто исключили из голосовани
по настоянию некоего национал-активиста, очень настораживает. По сути, наши чиновники прогнулись перед теми, кто на самом деле сеет рознь между народами России. Мы ведь прекрасно понимаем, какое государство стоит за так называемой пантюркистской идеей! Это же люди явно не наши. И не нашлось никого из государственных мужей, кто бы сказал: ну-ка ребята, кыш отсюда!
Мы боимся, боимся своих героев. Причём тех героев, которые собирали Россию воедино, многонациональную, многорелигиозную Россию! Мы идём на поводу у тех, кто её разделяет, разрушает сегодня. Вот эта недальновидность, безграмотность историческая и политическая тех, кто сегодня управляет государством, удивляет. Но, слава Богу, что народная память, о которой я уже говорил, ещё жива. Люди не забыли историю и уважают друг друга, и главное – ценят наших великих предков. И Ермак Тимофеевич по праву среди них в первом ряду.
Для того чтобы не только отдать дань уважения нашим предкам, но продолжить их дело, сегодня наш приход ведёт строительство церкви Спаса Нерукотворного Образа, церкви-памятника казакам и всем Русским первопроходцам, освоившим Сибирь. Проект церкви выполнен в архитектурной традиции острожных сибирских церквей, и это памятник не столько русской архитектуре, сколько мужеству русских переселенцев. Образ Спаса Нерукотворного издревле считается воинской хоругвью.
А на личном штандарте атамана Ермака, с которым он пришёл в Сибирь, были изображения Архистратига Михаила и великомученика Димитрия Солунского.
Поэтому, чтобы закрепить духовное преемство с нашими благочестивыми предками, в храме Спаса Нерукотворного планируется устройство ещё двух приделов – в честь Архистратига Михаила и св. великомученика Димитрия Солунского – покровителей воинства земного и Небесного.
Интересно также и то, что святая Евфросиния Полоцкая, в честь которой назван сам приход, построила в основанном ею монастыре церковь именно в честь Спаса.
Строительство церкви Спаса Нерукотворного – дань памяти нашим предкам: казакам, стрельцам, священникам, монахам, крестьянам, купцам, инженерам, ремесленникам – всем сибирским первопроходцам.

Протоиерей Димитрий ПОЛУШИН,
настоятель прихода
святой Евфросинии Полоцкой,
руководитель отдела
Новосибирской епархии
по патриотическому воспитанию
и взаимодействию с казачеством