Художник русского народа

6 августа 1856 г. – 165 лет назад родился Аполлинарий Михайлович Васнецов

В историческом центре Москвы, в Фурманном переулке, в окружении маленьких узких улочек стоит трёхэтажный особняк старинной постройки. Здесь на третьем этаже расположился музей-квартира Аполлинария Васнецова – художника, археолога, искусствоведа, прожившего в Москве около 55 лет и посвятившего столице многие свои выдающиеся произведения. Однако он ни в коем случае не был домоседом. В музее хранится карта России, на которой отмечены свыше ста мест нашей необъятной Родины, которые за свою жизнь посетил художник. И каждая из этих точек на карте отмечена созданием замечательных, самобытных произведений, оставивших яркий след в истории русского национального пейзажа.
Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 6 августа 1856 года в селе Рябово под Вяткой в многодетной семье сельского священника. Отец Михаил был образованным и разносторонним человеком. Увлекался астрономией, естественными науками, хорошо рисовал, знал и любил природу. Его способности и интересы передались детям. Из шестерых сыновей двое – Виктор и Аполлинарий – стали художниками, один агрономом и трое учителями.
Когда Аполлинарию исполнилось тринадцать лет, на него обрушился тяжёлый удар: он остался круглым сиротой. Приехавший на похороны отца Виктор Васнецов, который был старше Аполлинария на восемь лет, обнаружил у брата несомненные способности к рисованию. Виктор познакомил брата с известным польским художником Михалом Эльвиро Андреолли, который был сослан в Вятку за участие в польском восстании 1863 года. Занимаясь у Андреолли, Аполлинарий зарисовывал вид из окна его квартиры, а также копировал работы популярного в те времена швейцарского художника Александра Калама, автора горных и лесных пейзажей, которые оказали влияние на выбор сюжетов и манеру самого Аполлинария. Как вспоминал впоследствии художник, в те времена наряду с Каламом его кумиром был также И.И. Шишкин. А позднее их обоих затмил для него А.И. Куинджи с его романтическими живописными сюитами из цвета и света.
По рекомендации Виктора Аполлинарий затем отправился в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Академию художеств, студентом которой был старший брат. Но поступать в Академию Аполлинарий не стал из-за внезапно захватившего его увлечения идеями народничества. Сдав экзамен на звание народного учителя, он поехал в село Быстрицы под Вяткой, где и преподавал в течение трёх лет. Однако утопические идеи народников вскоре разочаровали молодого человека. В 1878 году он уехал в Москву к старшему брату, который ввёл его в круг знаменитых художников-передвижников Репина, Поленова, Куинджи. Их рекомендации и оценки его ранних работ стали очень полезны для начинающего художника. В 1883 году Аполлинарий Васнецов впервые принял участие в Передвижной выставке, на которой представил свою работу «Серый денёк».
Это полотно стало подлинным успехом Аполлинария. Его приобрёл для своего собрания В.М. Третьяков. Начав с незатейливой, но с большой любовью написанной картины русской природы Аполлинарий затем перешёл к созданию подлинно эпических образов. В 1886 году он пишет свою известную картину «Родина». В ней показанные с высоты холма необъятные просторы очерчены низкой линией горизонта, открывающей всю мощь небес. На переднем плане сверкает зелень полей и заливных лугов, а чуть поодаль – словно вросшие в землю крестьянские избы. И наконец, далеко впереди, стоящая у самого горизонта и почти сливающаяся с небом белая церковь – как образ Небес на земле… Так с любовью и некоторым оттенком грусти увидел свою страну Аполлинарий Васнецов, который впоследствии создал множество символически-обобщённых образов родной природы – Подмосковья и Урала, Сибири и Крыма, Украины и Кавказа…
И всё же главная заслуга Аполлинария Васнецова в том, что он стал подлинным зачинателем жанра исторического пейзажа. Художник создал около 100 картин, посвящённых прошлому Москвы от ХII века до XVII-го. Чтобы воссоздать образы далекого прошлого, Васнецов обращался к архивам, сам участвовал в археологических раскопках и даже однажды (в 1900 году) поднимался над Москвой на воздушном шаре, с которого зарисовывал панораму города.
«Многие задают мне вопрос, –писал художник, – почему я занялся старой Москвой и так увлёкся ею? На это трудно ответить. Может быть, потому, что я люблю всё родное, народное, а старая Москва – народное творчество в жизни прошлого. Может быть, повлияло и то, что, очутившись в Москве в 1878 году после деревенской жизни в селе Быстрице – месте моей учительской деятельности, был поражён видом Москвы, конечно, главным образом Кремлём… я любовался его башнями, стенами и соборами».
Аполлинарий Васнецов впервые обратился к исторической тематике в 1891 году, когда создал иллюстрацию к «Песне о купце Калашникове» для юбилейного издания собрания сочинений М.Ю. Лермонтова. Затем последовала работа над декорациями и костюмами к опере «Хованщина» Мусоргского для театра Мамонтова (1897). Васнецов также оформлял и другие спектакли на исторические сюжеты – оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Царская невеста», оперу «Опричник» П.И. Чайковского.
Его собственные сцены из истории древней Москвы – это не сухие реконструкции, а прекрасно отрежессированные действа, полные жизни и движения. И обязательно воссоздающие замечательные памятники древнемосковской архитектуры. Благодаря его картинам и акварелям можно увидеть воочию, как менялся облик Кремля, который был главным объектом интереса художника – от первого деревянного ХII века (при Юрии Долгоруком) до краснокирпичного XV века (при Иване Великом), а также последующее развитие кремлёвской архитектуры вплоть до петровских времён. Исторические картины Васнецова – радостные и праздничные. На них показано московское общество, состоящее из представителей разных сословий – бояре и монахи, скоморохи и юродивые…
Но есть среди них и картины трагического звучания, например, «Московский застенок. Конец XVI века» (1912), где показана Константино-Еленинская башня Кремля, около которой в ступенчатых пристройках над рвом во времена Иоанна Грозного проводились пытки людей. И совершенно иная по своему настроению картина «Московский дворик зимой» (1920-е), где припорошённые снегом московские здания и деревья создают атмосферу доброй и прекрасной зимней сказки.
Пейзажи Аполлинария Васнецова, их яркость, самобытность и подлинный профессионализм были по достоинству оценены его современниками. Хотя художник и не имел академического образования, в 1900 году он стал академиком Петербургской академии художеств, а в 1901-м был назначен руководителем пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества (после смерти И.И. Левитана) и занимал эту должность в течение 17 лет.
Увы, после октябрьского переворота и прихода к власти большевиков, одержимых страстью «разрушения старого мира до основания», Аполлинарий Васнецов, так же как и другие подлинные хранители русских национальных культурных традиций, оказался не у дел. В 1920 году он был уволен с должности преподавателя и лишён мастерской в училище. Художник был вынужден работать в квартире, которая в связи с проводившейся в те времена кампанией по уплотнению была превращена в коммуналку.
В 1926 году Аполлинария постигла тяжёлая утрата: умер брат Виктор Васнецов – самый духовно близкий ему человек. На кончину брата Аполлинарий откликнулся картиной «Всё в прошлом», изображающей сидящего в позе тягостных раздумий старика на каменной скамье в окружении старинного парка. По сюжету и силе трагического звучания полотно напоминает картину Ван Гога «На пороге вечности». Из цензурных соображений название картины Васнецова было заменено на «Тени старого парка».
В 1931 году Аполлинарий Васнецов стал единственным художником, публично выступившим против сноса Храма Христа Спасителя. По этому поводу он направил статью в газету «Известия», в которой писал: «Помимо того, что этот памятник – народное достояние огромной материальной ценности, над которым работали более 50 лет, представляет он и несомненную художественную ценность. На его стенах мы видим работы таких известных художников, как Суриков, Семирадский, Марков, Сорокин, Савицкий, Маковский и другие. Кроме того, масса скульптурных изображений, украшающих его наружные стены и бронзовые двери, также сработаны известными в то время скульпторами. Помимо того, прекрасной тщательной работы мраморная облицовка стен внутри храма стоит того, чтобы её сохранить как художественную и техническую ценность. Разрушить его, конечно, легко, но когда памятник архитектуры, характерный для целой эпохи, исчезнет без следа, жалеть будет поздно…» Однако от этих слов великого художника, проникнутых болью сердца, власти просто отмахнулись.
Аполлинарий Михайлович Васнецов скончался 23 января 1933 года. И лишь более тридцати лет спустя – в 1965 году стараниями искусствоведов и художников был открыт Музей-квартира А.М. Васнецова, где собраны его произведения, а также личные вещи, документы и фотографии, освещающие его жизнь и творчество.
И сейчас, когда мы стремимся возродить историческую память нашего Отечества, особую актуальность приобретает творческое наследие Аполлинария Михайловича Васнецова – выдающегося художника, историка и патриота России.


Владимир Дмитриевич СОКОЛОВСКИЙ