Жажда Древней Руси

18 августа 1921 г. – 100 лет назад почил епископ Симон (Шлеёв)

Вечером 18 августа 1921 года, накануне праздника Преображения Господня, трагически оборвалась жизнь первого единоверческого епископа – Симона (Шлеёва). Владыка, выросший в старообрядческой семье, всю свою жизнь посвятил служению Христу, врачеванию глубокой раны русского раскола XVII века и отстаиванию прав канонической части Русской Церкви, именуемой Единоверием. Символично, что мученический венец владыка принял на Уфимской кафедре, за короткое время пребывания став добрым пастырем для всех православных христиан вверенной ему епархии.
Родился будущий святитель в семье крестьянина-старообрядца Алатырского уезда Симбирской губернии Ивана Шлеёва 20 апреля 1873 года. Спустя три года семья воссоединяется с Церковью, а отец семейства становится священником в Троицкой единоверческой церкви родного села Явлей. Несомненно, служение отца, а также строгость воспитания и неукоснительное соблюдение правил церковной жизни становятся определяющими для будущего священнослужителя.
По благословению отца богобоязненный Симеон, повзрослев, поступает в Лысковское духовное училище. Тяга к знаниям о Боге по окончании в 1889 году толкает Шлеёва-младшего отучиться сначала в Нижегородской духовной семинарии, а затем закончить Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Здесь же в Казани Симеон Шлеёв женился.
Диссертацию будущий епископ защитил на тему «Единоверие, его сущность и устройство». Именно в Казани молодой Симеон Шлеёв знакомится с тогда ещё архимандритом Антонием (Храповицким), выдающимся церковным деятелем XIX–XX веков. С момента знакомства и до вынужденного отъезда из пределов Русской земли митрополит Антоний и епископ Симон будут поддерживать крепкую духовную связь, благодаря которой будет принесено немало плодов для всего Единоверия.
Здесь, в Казани, святитель Симон, уже будучи рукоположённым во священника, выпускает свою первую книгу «Единоверие и его столетнее организованное существование в Русской Церкви». Основной мыслью, которую Шлеёв пытается донести до читателя, становится тезис о тождественности Единоверия Православию.
Служение «без преград» закончилось с приходом на казанскую кафедру архиепископа Димитрия (Ковальницкого). Архиерей, абсолютно не понимавший благочестивого древнего церковного обряда, смотрел на священника Шлеёва с недоверием и подозрительностью, за глаза называя новым протопопом Аввакумом. «Этот архиепископ… до своего архиепископства живых единоверцев не видал. Представлял их чисто раскольниками… На Единоверие смотрел как католики на унию», – напишет в своих воспоминаниях отец Симон. В то же время отцу Симеону поступило приглашение прибыть на служение в Санкт-Петербург. Казанские единоверцы с горькой болью отпускали своего батюшку, ревностно служившего в храме Четырёх Евангелистов.
В 1905 году, по переезде в Санкт-Петербург, священник Симеон Шлеев становится настоятелем Никольской единоверческой церкви. Именно здесь начинается длительный и яркий период служения отца Симеона. Уже через два месяца, 19 апреля, выходит подписанный государем указ «Об укреплении основ веротерпимости». Для единоверцев таковое событие давало надежду на обретение своих единомысленных епископов и было настоящей «пасхальной радостью». Ещё на истоках своего зарождения, в конце XVIII века, Единоверие ставило принципиальный вопрос о необходимости иметь своих архиереев в лоне матери-Церкви. Единоверческий епископ, безусловно, глубже понимал проблемы единоверцев и старообрядцев, пребывавших в расколе. Он сам жил той «старой» жизнью, молился и организовывал свой быт в соответствии с «заветами святой старины». Единоверие с самого начала было движением воссоединения, однако оно не терпело грубости и канцелярских мер, а стремилось сохранить свою самобытность. Конечно, это требовало владык-единоверцев, горячих, понимающих все проблемы паствы досконально.
В 1906 году отец Симеон вместе с другим единоверческим священником Петром Аксеновым и группой мирян приступает к выпуску журнала «Правда Православия». Издание не было направлено только на единоверцев или старообрядцев, по своему содержанию оно охватывало важные события общественно-государственной жизни, давало оценки, затрагивало самые острые темы своего времени. Главной задачей создатели журнала видели возможность объединить единоверцев между собой, обозначив зримый центр в виде издания. Отец Симеон не раз обращался к единоверцам со страниц журнала с горячим призывом пробудиться, не замыкаться в пределах своих приходов, оживиться и включиться в общецерковную жизнь, свято храня древние предания. 70 выпусков увидел свет, прежде чем в 1908 по неизвестным причинам издание прекратило своё существование. Спустя 100 лет трудами единоверцев-современников журнал «Правда Православия» пережил второе рождение, став своеобразным вестником единоверческой жизни наших дней.
В одном из своих посланий на страницах журнала, отвечая на обвинения в расколе, отец Симеон писал: «Чтобы быть православным, мало понимать и учить по-православному, нужно и жить… Не раздора мы ищем, а торжества Православия, его правды, которая светится и в Единоверии… Мы стремимся к развитию того добра, которое сложено в сокровищнице православного старообрядчества, ценность коего полагаем не в обрядах».
Став настоятелем Никольской единоверческой церкви, отец Симон приступил к активной деятельности на новом поприще. Им было организовано братство, ставившее серьёзные задачи и успешно добивавшееся их реализации под его опытным руководством. При приходе было открыто реальное училище, велась катехизаторская и образовательная работа, готовились кандидаты в церковно- и священнослужители, оказывалась благотворительная помощь неимущим. Симеон Шлеёв заботился о сохранении церковного быта и истовом совершении уставного богослужения. К 1914 году в возглавляемом отцом Симеоном училище обучалось более 400 человек, состоялось и открытие женской гимназии.
В 1910 году Симеон Шлеёв издаёт книгу «Единоверие в своём внутреннем развитии. Труд становится первым в своём роде, поскольку до святителя данная тема была мало кем исследована. Единоверие, наконец, показывается не как временное учреждение, а полноценная часть Православия, призванная к святой миссии единения русского народа в духе братской любви друг к другу.
В 1916 году у отца Симеона умирает супруга. На руках у Шлеёва остаётся десятилетняя дочь, которая будет сопровождать отца вплоть до его последних дней.
Активная деятельность отца Симеона привела к возможности созыва первого Всероссийского единоверческого съезда. Со всех уголков Российской империи съезжаются делегаты. Наконец, Единоверие имеет возможность обсудить ряд накопившихся вопросов. Конечно, в первую очередь они были посвящены поставлению епископа. Эта тема была для единоверцев ключевой, но никогда ещё не звучала так мощно и организованно.
Пройдёт ещё пять лет, и состоится второй съезд, итогом которого, слава Богу, станет поставление во епископы к тому времени уже архимандрита Симона (Шлеёва). Батюшка неоднократно брал самоотвод, но горячие просьбы единоверцев сделали своё дело. 16 июня 1918 года уже архимандрита Симона (Шлеёва) Патриарх Московский и всея Руси Тихон возвел в сан епископа Охтенского, проведя поставление по старопечатным книгам в Троицком соборе Александро-Невской лавры.
По своему глубокому смирению владыка Симон (Шлеёв), мечтавший, наверное, более всех единоверцев о епископе, меньше всего стремился к этому сам. Он любил богослужение не как акт механического, «законнического» исполнения уставных указаний, но как выражение искренней любви к Творцу. Христианин спасается «узкими вратами», и монастырский быт, который был присущ и мирянам в течение многих веков, был любим владыкой Симоном. Он считал, что отступление от обряда – «одежды догмата» – неизбежно приведёт к оскудению веры. Владыка горевал о двухсотлетнем расколе и верил, что придёт время, и Церковь вновь будет едина.
В епископский сан святитель Симон был возведён во время торжествующего безбожия. В 1920 году по указу патриарха Тихона епископ Симон занимает Уфимскую кафедру. По епархии прокатилось несколько волн гражданской войны, на плечи Шлеёва лёг тяжкий труд по восстановлению приходской жизни, которая во многих приходах просто замерла. Требовались новые поставления священнослужителей, активная проповедь слова Божия, чем владыка активно и занялся.
В Уфе владыка окончил свой земной путь. На новом месте служения епископ Симон пользовался большим уважением. Верующие сразу полюбили его. Владыка был очень доступным для общения, добрым, простым, безкорыстным. Раздавал всё, что имел, не заботясь о завтрашнем дне. Сила духа помогала в непростое время вести переговоры с советской властью, заступаться за тех, кто по религиозным или политическим мотивам попадал под судебное разбирательство. Авторитет сыграл свою роль: открыто устранить святителя местное ЧК боялось. И в ход была пущена целая злодейская комбинация с убийством и инсценировкой ограбления. Накануне праздника Преображения Господня епископ Симон (Шлеёв) был застрелен во дворе своего дома…
Святитель окончил свою жизнь, встав в один ряд с сонмом новомучеников и исповедников российских.
Полвека своей короткой, но яркой жизни Симон (Шлеёв) посвятил делу Единоверия – сохранению подлинно-церковной жизни от мирщения и врачеванию тяжкой раны раскола. Никто ни до, ни после святителя не сделал столько, сколько сумел с Божией помощью совершить священномученик. Единоверие стало полноценным учреждением в Русской Церкви, упорядочилось в своём внутреннем укладе, впервые с момента раскола появились архиереи, поставленные по старопечатным книгам. Наследие древней Руси, выраженное в высокодуховном уставном богослужении, крюковом пении, канонической иконописи, хранении старинных преданий, воцерковлённом быте и пространстве жизни – всё это не без стараний епископа Симона сохранялось, преумножалось, становилось достоянием всей Церкви. А сколько чад Христовых вернулись в лоно своей Матери! Не счесть…


Владимир Вячеславович БАСЕНКОВ