Лет пятнадцать назад готовилась Всероссийская конференция на тему «Краеведение и русская литература». Но где её проводить? Конечно, это престижно для любой области. Был объявлен конкурс. И первое место в нём заняла Ярославская область. Она, последняя по алфавиту, оказалось первой по обилию памятников истории и культуры, по сохранению наследия. И постоянно давала образцы и примеры отношения к памяти предков и об использовании их опыта для современности.
Много раз я бывал в Ярославских пределах. И на той конференции был. И в который раз услышал имя Анатолия Николаевича Грешневикова, депутата Государственной Думы. Он уже и тогда был депутатом нескольких созывов. Как было не заинтересоваться человеком, который, имея каждый раз при выборах в Думу серьёзных соперников, каждый раз побеждал. Значит, он завоевал великое доверие ярославцев, которое дороже всяких званий и наград.
Но личное знакомство было впереди, а пока были поездки по всей области, её городам, нанизанным в основном на главную артерию России – Волгу. И Рыбинск – бурлацкая столица России с храмами дивной красоты, с выходцами из этого города, организаторами Голливуда (конечно, не о таком они Голливуде мечтали, каков он сейчас), и былинные места Пошехонья, Берендеева. И огромные водные зеркала Рыбинского водохранилища, и Плещеево озеро с таинственным Синим камнем, и город Мышкин, названный в память о мышке и живучем роде её, спасшем князя от змеиного укуса. И трагическая страница истории – начало Смутного времени – город Углич, красные камни его главного собора, напоминающие кровь отрока Димитрия. И незабываемая молитвенность Переславля-Залесского, родины великого Александра Невского, место посвящения преподобного Сергия Радонежского в священнический чин. А Ростов Великий, напоминающий, что именно здесь святителем Димитрием Ростовским написаны Жития святых Православной Церкви! Борисоглебской монастырь, Иринарховский крестный ход. Что говорить! Не охватить, не перечислить. Да, такое богатство просто необходимо охранять и умножать. И такая роль охранителя русской культуры досталась совершенно не случайно именно Грешневикову. Счастлива область, имея такого заступника. Даже не верится, что есть такой депутат. Но его заслуги не надо и ни в какие книги никакого Гиннеса заносить, деятельность депутата занесена в народную память. Он депутат семи (!) созывов, более четверти века в Госдуме. Это ли не подвиг во имя России.
С кинооператором и фотохудожником Анатолием Заболоцким мы участвовали в конкурсах документальных фильмов, много ездили по области, любовались Тутаевом, Даниловом, даже до тверских земель, до Кашина и Калязина добирались. И везде слышали самые добрые слова в адрес Грешневикова.
Спокойный, улыбчивый, рассудительный Анатолий Николаевич может быть и грозным обличителем того и тех, кто служение России превращает в личное обогащение. В Думе помнят его выступление и горькие слова в адрес Москвы во время так называемого «мусорного» шумного дела.
– Мы производим мясо, молоко, молочные продукты, кормим Москву, даём лес, а что производит Москва? Мусор. Которым заваливает земли моей Ярославщины и других окружающих её областей.
Боль и радость его сердца – его родина. Вот он сидит в своём кабинете в Госдуме, а мысли его каждый день в тех событиях и мероприятиях, которые проходят сейчас в Ярославле и области, во всех её районах. Потому что он знает о них, он многие вдохновлял, начинал и поддерживал. Память его изумительна. Телефоны трещат, поминутно входит секретарь, докладывает о выполнении вчерашнего задания, получает новое. Кто бы ни звонил, Анатолий Николаевич мгновенно входит в ситуацию, обязательно вспоминает имя-отчество человека на том конце провода, даёт совет, хмурится или улыбается, выговаривает или хвалит, помечает что-то в календаре. И так часами. Ещё и слушает, и в курсе проходящего сейчас заседания. И встаёт в конце рабочего дня, спокойный, будто и не напрягавшийся целый день, и объявляет, что сейчас едет на выступление на вечере, посвящённом такому-то вопросу или на юбилей уважаемого ветерана. «Нельзя не выступить, нельзя не поздравить».
Член Союза писателей России Анатолий Николаевич был долгие годы дружен с Василием Беловым, Валентином Распутиным, написал о них как о гражданах Отечества, об их стороне жизни, назовём которую государственным служением и о которой мало что знают читатели. А они, в свою очередь, многое почерпнули из его книг, посвящённых ведению народного хозяйства. Уже одни только названия его книг говорят о его отношении к природе России: «Экологический словарь для школьников», «Ёлки-палки, лес пустой», «Казнь русского леса», «Вот приедет в деревню барин». А вот книги по древней и новейшей истории России: «Копьё Пересвета», «Расстрел парламента», книги о возрождении русских ремёсел.
Даже когда возникает проблема совсем, что называется, не из его епархии, он вмешивается и обязательно помогает. Прямая заслуга Анатолия Николаевича в установке памятной доски Владимиру Солоухину. Сейчас он помогает установке памятника Василию Белову в Вологде. Белов и Распутин вообще особая любовь нашего депутата. Поездка с Василием Ивановичем по своей области описана так, что видишь всё воочию: и встречаемых людей, и разговоры, и пытливость народного писателя. А книга о Распутине ценна необычайно: в ней незнакомый его читателям образ борца за Россию. А сейчас только что вышла книга о самородном музыканте-балалаечнике Юрии Клепалове, в прямом смысле национальному достоянию России.
Когда мы узнаём всё новые факты продажности властей, депутатов обеих палат, губернаторов, я невольно думаю: эх, не успели отдать их в выучку Грешневикову. И душу бы спасли, и народу помогли.
Сила его в том, что он в своей деятельности ставит упор на нравственное состояние общества. От нравственности зависит всё: экономика, политика, культура, образование. Каков человек, такова от него и жизненная отдача.
Да, скажу в конце ради улыбки: клонировать бы нам Грешневикова да возглавить бы таким Грешневиковым все регионы России. Россия была бы спасена.
Владимир Николаевич КРУПИН
«Русский Дом» поздравляет с 65-летием нашего верного друга и соратника Анатолия Николаевича Грешневикова!
Многая и благая лета!
Александр Николаевич Крутов
Редколлегия «Русского Дома»