О всенародном покаянии в грехе цареубийства

Архив: 

Как-то раз после службы шёл домой с одним нашим прихожанином, молодым парнем, который всю дорогу убеждал меня, что нам надо всем народом каяться в грехе цареубийства, иначе России конец. Я глубоко почитаю царястрастотерпца и царственную семью, много раз был в монастыре на Ганиной Яме, жил там с будущей женой, прося благословения царственных страстотерпцев на наш брак, и, когда у нас родилась дочь, назвал её в честь великой княжны Марией, поэтому спросил, как он себе это представляет? Без красивых рассуждений, а конкретно. Даже в отдельно взятой современной семье просто договориться о чём-то бывает невозможно, а в нашем обществе, где одни – за белых, другие – за красных, третьи – за зелёных, а четвёртые вообще против всех, они дружно оставят все разногласия, возьмутся за руки и начнут каяться? С чего бы вдруг?
Покаяние – это глубокое сердечное чувство, его нельзя провести на собрании или вызвать по приказу. Это от сердца идёт. Иначе будет показуха и цирк. Говорить о покаянии можно как минимум с воцерковлёнными людьми, которые имеют представление о духовной жизни. Реально таких в нашем обществе, несмотря на красивую статистику, около 2 %.
Проблема даже не в верующих, пускай большинство из них станут сплошь святыми, а в том, что кроме нас в этом мире живут другие люди, которые НЕ разделяют наших взглядов и нашей веры, но которых Бог ЛЮБИТ не меньше нас.
Господь дал человеку свободу воли, чтобы выбирать между добром и злом, поступать по совести или как хочется, служить Богу или мамоне. И эту свободу Он никогда у человека не отнимет, даже когда тот хочет совершить самое страшное на свете зло, как это сделал Иуда. Он был ближайшим учеником Христа, и Господь Иуду не остановил против его воли, хотя, как Бог, знал, чем всё закончится. Но Христос любил его, любил даже заблуждающегося, озлобленного, предающего. Любил, как любит всех нас, независимо от нашего к себе отношения. Потому что Он – Христос, Спаситель мира, возлюбивший людей больше своей жизни. Свою любовь Господь предлагает, никогда не покушаясь на свободу человека. Иоанн Креститель говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное!» Он не говорил: «Покайтесь, иначе гореть вам в аду!» И вряд ли богобоязненные царственные страстотерпцы захотели бы, чтобы их почитали не по любви, а из-за страха наказания любимой России, ради которой они отдали свою святую жизнь.
Своему знакомому я сказал: «Если ты почитаешь царственных страстотерпцев, то постарайся подражать им в своей жизни. Поступай как они. Старайся завести в душе те же добрые чувства, такое же отношение к ближним, какое было у них. Те тёмные страсти, которые поразили народ, что привело к той страшной трагедии: лицемерие, двоедушие, трусость, ложь, равнодушие, хамство – не пускай в своё сердце, заменяя добродетелями, которые жили в душе царственных страстотерпцев: любовью, жертвенностью, состраданием, терпением, смирением и верой. Это и будет твоё самое настоящее личное покаяние». Если каждый захочет так поступать, покаяние станет всенародным.

Денис Теймуразович
АХАЛАШВИЛИ