Два Соборных послания апостола Петра и четырнадцать Посланий апостола Павла – это наш Новый Завет с Богом. Они, как и четыре Евангелия, безконечно таинственны, глубоки, благодатны и спасительны для нас. Мы можем размышлять над каждой их строкой, и нам не хватит для этого всей нашей жизни. И всему человечеству не хватит для этого никаких жизней, даже если оно всё своё время посвятит только тому, чтобы размышлять над тем самым главным и единственным, от чего всегда и во веки веков будет зависеть человеческая судьба.
В праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла мы призваны увидеть их святость в свете Креста и Воскресения. Всё раскрывается у Креста Господня. Мы знаем из Евангелия эту страшную картину толпы, пришедшей взять Христа. Эта толпа – тот самый народ, который приветствовал Христа, грядущего во Иерусалим, крича: «Осанна Сыну Давидову!» Этот народ стал толпой, как становится толпой любой народ, когда среди него нет Бога. Кипящая страхом и волнением толпа, которая позже будет кричать: «Распни Его!», сейчас является, вооружив себя дрекольями, чтобы взять Того, Кто Сама кротость, Кто «льна курящегося не угасит». Народ, потерявший Бога и ставший толпой, может выбрать вместо Христа только Варавву-убийцу – вполне демократически, большинством голосов. Вот то, что, по словам святых отцов, будет в последние времена, когда избрание будет не просто навязанным, но совершённым самими людьми. Те, кто отвергают Христа и готовы Его предать, в итоге всегда готовы принять антихриста.
Как ведёт себя Петр у Креста Спасителя? Ведь именно он на Тайной Вечери сказал, что если даже все предадут Христа, все разбегутся и отрекутся от Него, то он не отречётся. Он как бы не слышит слов Христа: «Истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня», потому что он весь исполнен преданности Христу и готовности положить за Него свою душу. Он исполнен уверенности, что нет такой силы, которая могла бы его в этом поколебать.
Все последующие события – в Гефсиманском саду, когда не хватило у него сил одного часа помолиться вместе со Христом, и во дворе первосвященника, могут создать впечатление, что Петр – малодушный человек, что он лицемер и лжец.
Но не будем торопиться с выводами. Посмотрим, что происходит с другими учениками Христовыми в этот решающий для всего человечества час.
Вот Иуда, который предаёт Христа не как-нибудь, а лобзанием любви. На всякий случай он говорит: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно» (Мк. 14, 44), потому что темно и как бы не вышло ошибки. Это целование предателя, может быть, самое страшное, что есть во всём Евангелии. Оно страшнее, чем глумливое поклонение воинов Христу со словами «Радуйся, Царь Иудейский!», которые бьют Его по ланитам и плюют на Него и «пакости Ему деют».
И ещё глумливее – потому что это было особое целование, которое входило в таинство общения, открывающего пути к Богу. Это лобзание, в котором заключена тайна самого сатаны – того, кому была известна благодать Божия и кто предал Бога. Предал, чтобы быть самому по себе «богом» – не в общении и любви с Богом, а вне зависимости от Него. Это то осквернение святыни, которым, по слову апостола Павла, совершается «тайна беззакония» в Церкви, там, где рядом с благодатью священнодействия – предательство и «мерзость запустения».
Мы видим, как все остальные апостолы при появлении вооружённой толпы, пришедшей взять Спасителя, разбегаются. Им страшно, что с ними поступят так же, как с их Учителем. И вот апостол Петр. Когда взяли Спасителя, Петр с гневом извлёк меч, ударил раба архиерея и отсёк ему ухо. Он дышит смелостью, он готов один сразиться со всем множеством этих вооружённых людей. Но Господь останавливает его: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26, 52–53). Теперь мы понимаем, что не следовало Петру так поступать. Но по-человечески не можем не радоваться, что в час, когда все предали Христа, когда все разбежались, нашёлся хоть один человек, который заступился за Него.
После того как Петр поднял руку на раба архиереева, ему надо было бы, по человеческому рассуждению, благоразумно где-то затаиться, быть, как говорится, тише воды, ниже травы. Но он продолжает идти вслед за Христом в самое опасное для себя место – во двор дома архиереева. Вспомним, что было с апостолом Петром, когда он шёл по водам.
И сейчас, как тогда, он идёт, тонет и снова идёт, шаг за шагом, отчаянно борясь со страшной бурей, охватившей в этот час тьмы всех и прежде всего его самого.
Господь показывает нам через апостола Петра, что может человек, когда от него отнимается защита Божия. В эту холодную ночь, стараясь быть ближе к тому месту, где Христос, Петр стоит у костра, чтобы согреться. Какая-то служанка, помешивая костёр или подкладывая в него новые ветви, от которых взметнулось пламя, увидела его освещённое лицо и сказала: «И ты был с Иисусом Назарянином». И Петр начинает тонуть. Он говорит: «Не знаю и не понимаю, что ты говоришь». Казалось бы, сейчас он должен бежать отсюда со всех ног, потому что и с ним поступят, как с его Учителем. Однако он не уходит. Он переходит с одного места на другое. Он тонет и снова идёт. Повторяется тот же вопрос, и он опять отрекается. Он «вышел вон на передний двор; и запел петух». Ночь разделялась на четыре стражи от шести вечера до шести утра. И в третью стражу, когда тьма предельно сгустилась, Петр третий раз отрёкся от Христа, начав клясться и божиться, что не знает этого Человека. «Тогда петух запел во второй раз». Это пение ударило ему в самое сердце, он вспомнил, что сказал ему Христос на Тайной Вечери, «и начал плакать».
Церковное предание говорит нам, что в течение всей своей жизни апостол Петр – тот, кто был уже прощён Христом и знал тайну Воскресения и Пятидесятницу, тот, кто приводил ко Христу тысячи и тысячи людей своим вдохновенным словом, – каждое утро при пении петуха горько плакал, так что на его лице образовался глубокий след от прожигающих его слёз.
Мы не должны думать, что поведение Петра было малодушным. Напротив, он обладал великим мужеством. Но для каждого человека существует предел благородства, мужества, добра. Для того Христос и пришёл, чтобы показать, что этот предел существует и что в мире царствует грех и смерть.
И апостол Петр является как раз тем, кто больше других проявил своё мужество и отдачу себя и всё равно был сокрушён грехом. На месте Петра девятьсот девяносто девять из тысячи отступили бы от Христа гораздо раньше, может быть, с первых же шагов. А он продолжает отчаянно бороться, чтобы не предать своего Спасителя.
Господь обозначает предел каждому человеку, чтобы он знал, как мы слышим в Великую Пятницу, что «плоть убо сый, не хвалися», потому что только крепостию Христовой, только Его благодатью жив каждый человек. И мы узнаём об этом отречении от самого апостола Петра. Он говорит о своём позоре, чтобы все люди, которые когда-либо прочтут Евангелие, узнали, как предал он Христа и как простил его Господь: «Посмотрите, – говорит он нам, – какая любовь у нашего Господа! Как продолжает Он меня любить после всего, что я совершил!» И это есть самая сильная проповедь Церкви.
Так же было и с апостолом Павлом. Он был жестоким гонителем Церкви Христовой, неким «извергом», как он сам говорит о себе. Но после того, как явился ему воскресший Христос и ему дано было узнать благодать Божию, он больше всех потрудился для Церкви. «Не я, впрочем, – как свидетельствует апостол, – а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15, 10).
Мне приходилось слышать об одном священнике, который был очень благочестивым человеком, что называется, рабом Божиим. В юности, до принятия крещения, он вёл дикую жизнь. Однажды в храм, где он служил, приехали люди из того места, где он провёл свою юность. Один из них подал в алтарь записку-письмецо, что, дескать, как хорошо он проповедует и говорит о Христе. «Но если всё это у тебя на самом деле серьёзно, – было написано в записке, – так выйди и расскажи всем, как "замечательно" ты жил в молодости». Этот священник вышел на амвон, прочитал письмо и сказал, что всё, что в нём написано, правда: «Всё это было, но вот что сделал для меня Христос: Он простил мне все эти грехи, Он дал мне увидеть, что существует другая жизнь, и дал мне силы всё преодолеть. Он дал мне узнать, что быть христианином – это значит быть новым творением во Христе Иисусе». Так позор этого покаявшегося священника стал его славой, и это привлекло ко Христу многих из тех, кто пришёл тогда в храм.
Чудо, которое сотворил Господь с апостолом Петром и апостолом Павлом, может привлечь всех без исключения людей. Каждый человек может узнать, что Господь прощает всякого кающегося грешника, приходящего к Нему.
В книге Деяний повествуется о том, как Господь является благочестивому Анании, протестующему против принятия в Церковь недавнего гонителя христиан, и говорит ему: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деян. 9, 15– 16). И мы помним, как ангел у гроба воскресшего Христа говорит женам-мироносицам: «Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее». Господь особо выделяет Петра, чтобы утешить его, показать, что Он не исключает его из числа Своих учеников, несмотря на его предательство.
Христос думает не о ранах, которые нанесли Ему Петр и Павел своим отречением и гонением, а о терзаниях совести, которые испытывают они. И всегда Господь думает не о том, как наказать человека за его грехи, а как исцелить душу человека от его грехов. В этом тайна Креста.
Только когда Господь пройдёт впереди нас Своим Крестом, Своей смертью, принятой за наши грехи, – за тот предел, который знает наше добро, – сможем мы последовать за Ним, сможем стать безпредельными в выборе истинного добра. Как апостолы Петр и Павел, прощённые Господом и укреплённые благодатью Его Воскресения, с радостью последовали за Ним даже до собственного креста. Мученическая кончина апостолов Петра и Павла – как бы зримое утверждение того, что человек должен приобщиться в полноте Кресту Христову, тайне Божественной любви, когда Господь спасает нас от гибели и спасает в нас всё истинное, всё доброе, всё благородное, искажённое грехом, для того чтобы придать ему совершенство любви Самого Христа.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ