Святое дело: почитай отца и мать

Архив: 

Почитать родителей – это поклоняться им или как? А если они меня
«прессуют» ежедневно? Почему любовь к родителям – это любовь к
Богу? О пятой Синайской заповеди – в материале Владимира Вячеславовича БАСЕНКОВА.

Верховный Родитель
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх. 20, 12).
Пронзительная, трогательная и исполненная болью, но в то же время и теплом, покоем, надеждой и мирной уверенностью заповедь. Она стоит на границе Синайских «постановлений», разделяя блок предписаний в отношении Бога и общества. И заповедь о почитании принадлежит в равной степени и первым четырём и следующим пяти.

Первые люди
7527 лет назад родились первые люди, Адам и Ева. Интересно, что каждый из них произнёс, появившись на свет? Папа? – обращаясь к Богу, любовь Которого пронизывала всё человеческое естество, ощущалась каждой струной чистой и непорочной души. Первый Отец первых людей – Бог, Причина начала жизни человеческого рода. Дети получили от Отца задание, наставления, щедрый дар в виде Эдемского сада. Казалось бы, что ещё нужно для счастья? Человек создан свободным, а значит, финишной чертой его желаний всегда будет горизонт. Любопытство, как это свойственно маленьким детям, оказалось сильнее страха ослушаться родителя.
Взрослые ведь предупреждали нас, что не стоит совать пальцы в розетку, трогать раскалённую конфорку и играть с ножницами? Мы смиряемся с непоседливостью и искренней любознательностью малышей, принимая это как естественную данность. Увы, последствия непослушания нередко становятся причиной травм детей, дай Бог, чтобы незначительных, пополняющих копилку их личного опыта.
Адам и Ева не попытались спросить у Господа ещё раз, на всякий случай, чтобы уж наверняка разрешить внутреннее противоречие: а стоит ли вкушать от древа, нарушать предостережение Отца? Если мы искренне желаем своему чаду добра, а он горделиво идёт нам наперекор, мы испытываем тихое сожаление. Нам больно от того, что близкий человек совершает губительную ошибку, «роет себе яму», пренебрегая по-настоящему ценным советом родителя.

Пятая заповедь
Наверное, и Господь сожалел, но уже ничего не мог сделать с людьми, спалившими мосты с вечностью. Нужно было искать решение проблемы. Поэтому в разговоре с Моисеем Бог и устанавливает заповедь почитания родителей. С одной стороны, Он даёт ей широкое понимание о родительстве. С другой – устанавливает послушание как инструмент подавления внутреннего бунта человека, учит его кротости, способности обуздывать гнев, несогласие, эмоциональные срывы. Первый бунтовщик – денница. Бунт ради бунта, ради самомнения и самоутверждения не имеет пользы.
А родители – те самые «тормоза», которые вырабатывают в человеке нужные качества, посредством которых он легко сможет принять Бога. Послушание, забота, милосердие, уважение, терпение, кротость, смирение, любовь… Всё это безсознательно растёт в человеке, наученном уважать отца и мать. В нём рождается некоторая внутренняя степенность, божественный ритм, настраивающий душу на звуки вечности.

Будешь долголетен на земле…
Я не раз обращал внимание, что долгожители среди русских – люди верующие или происходившие из патриархальных, верующих семей. Недавно читал о бабушке-старообрядке, которая через месяц справит 109-летие. Поморский наставник из Пенсильвании, отец Лаврентий, ведёт богослужения в свои 104 года. Пару лет назад в одной из экспедиций мне довелось пообщаться с современницами священномученика Иоанна Ильинского. Трём соседкам от 92 до 96 лет, они в силах и в памяти. Господь обещает долголетие тем, кто с уважением и почтительностью, любовью и заботой относится к родителям.

«Считается величайшим благом… счастливая старость и долгая жизнь, это (Бог) назначил в награду почитающим их [родителей]; а что кажется крайним несчастием… ранняя смерть, это Он назначил в наказание оскорбляющим их», – писал святитель Иоанн Златоуст.
Презрение завета и наставлений отцов можно рассматривать в исторической ретроспективе. Набивший оскомину, но довольно яркий пример – революция 1917 года и последующая богоборческая вакханалия с красным террором вперемешку.
Недаром белоэмигранты с грустью писали, что тогда Россию захватил сплошной Хам. Хам – это не просто сын Ноя, а нарицательное имя человека, презрительно, без почитания отнесшегося к своему родителю, целому наследию предков, укладу и быту народа. Разрушение храмов, убийство священников, издевательство над верующими – что это? Настоящий бунт непослушания отцам, предкам. Да, возможно, на фоне каких-то противоречий в обществе. Но это всё равно показатель нетерпеливости, неспособности вести пусть длительную, но созидательную работу. Отсутствие внутреннего духовного стержня у человека приводило его к зависимости от революционных идей или их апологетов.

Потомки Хама
В широком смысле модерн, пришедший на смену традиции, также попрал основы пятой заповеди. Христианский мир не может отделаться от последствий насильного расцерковления общества и по сей день. Институт семьи в масштабном преломлении разрушен. Нет преемственности, а значит, нет традиции послушания и благоговения перед многовековыми традициями, передававшимися из поколения в поколение.
Проблема в том, что незнание закона не освобождает от ответственности. Непослушание и непочтение к родителям и старшим вообще приводит к деградации и гибели не только целых родов, но и целых народов.

Претерпеть за веру и любить
Хорошо, а что делать с почитанием родителей, когда они, вот хоть тресни, но не правы? Или, ещё хуже, встают между Богом и детьми, сами будучи невоцерковлены, а то и враждебно настроены в отношении веры?
Святитель Филарет (Дроздов) так высказывался на этот счёт: «Если случится, что родители… потребуют чего-либо противоречащего вере или закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: Судите, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4, 19). И следует претерпеть за веру и закон Божий всё, что бы ни последовало».
Григорий Палама, создатель учения о нетварном Свете, радикальнее высказывается о духовных противоречиях отцов и детей: «Посему и ты почитай и люби их [родителей] после Бога, если любовь к ним споспешествует любви к Богу. Если же она не ведёт к любви Божией, убегай от них вовсе».
Очевидно, что речь идёт о требованиях родителей, которые противоречат Божьему закону. «Убегай» можно рассматривать не как буквальный призыв к побегу, а выбор дистанции в общении, дабы негативное родительское влияние не принесло вреда душе. Но это всё же скорее редкость, да и у нас давно не традиционное общество, когда слово родителей – непререкаемый закон, а мы не имеем даже моральных сил им возразить. Увы и к счастью. Разногласия в вере также могут стать моментом проявления терпения для того, чтобы любовью попытаться повлиять на родительское сердце.

Родители – образ Бога
Достойное отношение к родителям делает нас христианами. В общении с ними мы учимся общению с другими людьми. Мы критикуем их про себя или даже вслух, но если разобраться, становимся ли мы лучше от этой критики? Мы, молодые, уже привыкли критиковать прошлое, при этом оценивая то самое прошлое через сухие страницы истории, доктрины и идеологии. Белые критикуют красных, и наоборот; старообрядцы сходятся в схватке с новообрядцами и получают отпор; атеисты атакуют верующих, и верующие переходят в контратаку.
А ведь за всем этим потоком критики мы почему-то в последнюю очередь видим конкретных людей, обстоятельства их жизни, поступки, внутренний надрыв. Нецерковные родители в годы перестройки и «лихие 90-е» сумели не только выжить, но и дать жизнь нам, воспитать, накормить, одеть, обуть, дать образование, выпустить в жизнь, в которой у нас кое-что, но получилось. Ведь мы сейчас, такие умные, в своей самоуверенности стоим именно на том фундаменте, который нам заложили вот эти самые люди, подверженные нашей критике и становящиеся жертвами нашей несдержанности.
Вот эти дедушки и бабушки, те самые «совки», оплот воинствующего коммунизма, детьми пережили войну, работали годами ради небольшой зарплаты, возможности съездить с семьёй в санаторий и отправить детей в лагерь, получить квартиру или машину. И стали родителями наших родителей. И так далее. И при всём мраке прошлого, в котором мы себя убеждаем, история нашего рода, теряющаяся в веках, каким-то образом не пресеклась, а вынесла в современность нас, таких умных и замечательных.
Нам не хватает не просто послушания, а искренней благодарности. Наше рождение стало волей Бога. Наши родители – это воля Бога о нас, смысл которой нам ещё предстоит раскрыть. Родители познали Бога прежде нас, даже если они в Него не верили. Ведь они уже кое-что пережили, как бы не пытались себя убедить в их спокойной молодости. Они смогли пережить наше рождение, наше взросление, нашу неспокойную молодость. Для кого-то они по-прежнему остаются материальной опорой. Для всех безусловно – подспорьем для души. Они всегда готовы принять нас как блудных детей, обнять, подарить любовь и заботу. Так через них с нами говорит Бог, без гласа с небес, громов, и молний, а обычным, но столь желанным обедом за семейным столом, живым участием и искренним переживанием, окутывающим нас теплом, спокойствием и уверенностью. Если мы хотим быть счастливы, нам стоит чаще вспоминать о пятой заповеди Бога. Почитая родителей, мы почитаем Его. Помогая старым и немощным родителям, да даже и ещё в силах, – мы воздаём благодарность Богу. Вспоминая о родителях, мы вспоминаем о Боге.
Любите родителей. Они у нас одни.
Так же, как и Бог у нас один.