Пока длится жизнь

 

Мне нравятся дни Великого поста. К своему удивлению, всегда находится время поразмышлять, задуматься не только о насущном, но и вечном, почитать в семейном кругу Библию ну и, конечно, побольше помолиться, чаще исповедоваться, собороваться.


И вот как-то после службы, исповеди и причастия было такое благостное настроение: всех люблю – и ближнего, и дальнего, что решил – буду жить по Евангелию. Но не успел дойти до дому, как уже испытал и гнев, и раздражение: кто-то перекрыл своей машиной выезд моей. Так и не получилось у меня сохранить чувство любви ко всем людям.

«Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» – спрашивает поэт. И впрямь, зачем? В круговороте забот и дел, в потоке соблазнов, расслабляющих душу, этот вопрос запрятан у нас в глубины подсознания. Редко мы извлекаем его оттуда. Ссылаемся на нехватку времени в современной жизни, а зачастую просто лень. А земная жизнь так коротка. В молодости этого не понимаешь, а когда тебе за семьдесят – каждый день на вес золота. Как его прожил, как распорядился Божиим даром?

Стал наблюдать за своими чувствами, мыслями, словами, поступками. Сколько же открылось пустоты и ненужности. Живём, как умеем, но не всегда умеем жить, как положено христианину. Погрязли в своих мелких грехах. Они стали для нас настолько привычными, что мы их воспринимаем как должное и раз за разом перечисляем на каждой исповеди. Вот и я рад бы избавиться от них, а не получается, хотя и пытаюсь.

Но унывать не стал. Вспомнил, как батюшка говорил в проповеди о том, что безгрешных нет, что «во гресех родимя мати моя» (Пс. 50, 7) и что святые и праведные тоже с грехами всю жизнь боролись. Так что не надо пытаться все грехи и страсти преодолеть одновременно. Попытайтесь справиться с одним, на ваш взгляд, самым лёгким, а там и за следующий примитесь. Недаром говорится, что Господь «намерения целует» и радуется каждому твоему сокрушению. И то, что вы видите свои грехи, – уже хорошо.

И сразу как-то на душе спокойней стало. А тут ещё прочитал письмо игумена Никона (Воробьёва) своему духовному сыну. Оно написано более полувека назад, а как будто нам, сегодняшним. «Ты читал в Евангелии, что Царствие Божие подобно закваске, которую вложили в муку, пока она вся не скисла. Так и душа человеческая не сразу бывает заквашена новой евангельской закваской. Иногда этот процесс заквашивания идёт быстро, иногда замедляется. Ты понимаешь, о чём я говорю. Не смущайся поэтому, не видя никакого исправления. Одно нужно: стремись жить по заповедям Евангелия, борись, сопротивляйся добровольно каждому греху, делом ли, словом или помышлением, а не отдавайся добровольно дурному влечению. Если поддашься – кайся пред Господом, проси прощения. И опять борись, и так до смерти.

Помни, что своей силой ты ничего не возьмёшь, а всегда призывай Господа Иисуса Христа на помощь при всяком искушении. Тогда твоему доброму произволению будет содействовать сила Божия, поборающая всякий грех, всякое бесовское действие.
Выбор в твоих руках. Господь смотрит на тебя, куда склоняется твоя воля. Земная жизнь и дана человеку для того, чтобы он здесь избрал свободно или Бога, или дьявола. Будущая жизнь потому и зависит от здешней, что работавшие всю жизнь греху и дьяволу, будут с ним и по смерти навеки. А те, кто всю жизнь тянулся к Господу, хотя временами и падал, после смерти будут с Господом в вечном блаженстве».

В современном мире греха перестали бояться. Переступать через Божественные заповеди стало нормой. Ничто не должно ограничивать так называемую «свободу» человека. И хотя зло сегодня непомерно умножилось, а грех как болезнь души поразил многих, будем помнить, что у Бога нет лучших и худших. Сказано, что об одном раскаявшемся грешнике Бог радуется более, «нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 7). Представляете, покаялся человек. Искренне покаялся. От всей души и от всего сердца. Ведь истинное покаяние – это полное оставление греха. И на небесах радость! Праздник! Радуется Бог Отец, радуется Сын Божий, Спаситель наш, радуются ангелы. Если бы об этом не свидетельствовал сам Христос, то трудно было бы поверить, что кающийся грешник стал «виновником» праздника на небесах. Одним своим покаянием.

Паисий Святогорец говорил, что каждый человек подобен птице: одно крыло – воля Божия, другое – те поступки, которые он совершает. Если у птицы хотя бы одно из крыльев будет сломано, она уже не сможет взлететь. Так и Господь не сможет помочь грешнику, когда тот сам вместо раскаяния находит утешение в жизни греховной.

В пятнадцатой главе Евангелия от Луки мы находим три притчи Иисуса Христа. Это притчи о потерянной овце, потерянной драхме и о блудном сыне.

Во всех трёх притчах говорится о том, что Бог желает, что-бы мы пришли к Нему с покаянием, и Он простит нас. Потому что он любит нас. Всех. И праведников, и грешников. Но это не значит, что Господь не обращает внимания на грех. Он прощает нас потому, что полное искупление наших грехов совершено в смерти Иисуса Христа, Сына Божия.

Пока длится жизнь, остаётся вера, надежда, любовь, и мы не должны отчаиваться. Бог всех любит и хочет всем спасения.

Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №4, 2021 г.