« Да будет Мне слову Твоему»

В этом году праздник Благовещения совершается в среду Крестопоклонной седмицы. Одна тайна соединяется с другой тайной.
Благовещение – это восход Солнца правды, пробуждение после ночи греха, праздник соединения Бога с человеком. В этом празднике – любовь Божественная и человеческая, которая «все переносит, всего надеется, всему верит» (1 Кор. 13, 7), потому что она раньше всего. Полнота любви – щедрость нашего праздника, открытость его всем людям. В нём уничтожение до конца всего, что стремилось эту любовь не допустить. Всякое слово о празднике кажется невероятно наивным. Но не о празднике возвещает сегодня Церковь, а предлагает сам праздник. Иными словами – не учение о любви, но любовь.
Тайна творения, чудо Благовещения и дар Креста Христова соединяются в одном всё навеки определяющем слове «да будет». «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему», – говорит в ответ на благовестие Архангела Гавриила Пресвятая Дева (Лк. 1, 38). Она произносит эти слова, и Бог наполняет их Своей Божественной благодатной силой. Она касается высоты и глубины, которых до сих пор никто не касался, которые до сих пор не были известны никому из великих святых во всём роде человеческом. И то, что открывается Ей, превосходит всё, что Она знала о Боге. И превосходит даже то, что Она может знать о Нём сейчас. Она молится Ему, и Её «да будет» тотчас же, в то же самое мгновение принимается Богом. Даром Духа Святого и крепостью всех Её добродетелей, которые запечатлены словами «да будет», открывается новое для всех людей, новое совершается с Пречистой Девой Марией, с Её душою и телом. И для всего рода человеческого открывается новизна той жизни, которая есть у Бога. Исполняется воля Божия на земле относительно всех людей.
«Се, Раба Господня». Этими словами Пресвятая Дева объемлет весь мир. Она произносит это от лица всех, кто готов поверить, от лица всей Церкви. Её смирение таково, что все верующие в Бога уподобляются Ей. В самом деле, хотя Она – избранная Богом, Та, Которой явился Ангел, но и все мы рабы Господни. Она «благословенна в женах», исполнена благодати. Она должным образом отвечает на эту благодать, но как простая раба Господня предпочитает отступить в безвестность. Будучи Личностью, избранной более всех, Она не может не быть со всеми. Пресвятая
Дева знает, что Её избрание – ради самого высокого личного рождения, но, отдавая Себя Богу и людям, Она даёт место всякому, кто хочет войти в это служение. Так непостижимо Её смирение, что как будто нет никакой разницы между Её новым послушанием Богу и продолжением того послушания, которое Она исполняла до сих пор. Это научение всем желающим идти подлинно духовным путём. Хотя небесный мир ангелов уже был Ей знаком, так что Архангел Гавриил явился Ей почти как друг, тем не менее Она, как простая верующая, не ждала ни ангела, ни видения. И потому мы предстоим сейчас там, где всё разделение, все границы упразднены, где всему роду человеческому предлагается спасение. Где Она – Матерь Божия и где Она обручённая Иосифу, где Она не делает никакой разницы между Собою и другими верующими и где границы между небом и землёй уже не существует.
Это значит, что Она открывает нам сегодня нечто совершенно неожиданное о святости. Мы привыкли думать, что святость человека чаще всего проявляется в исключительных обстоятельствах, и придаём слишком малое значение повседневному, обыденному – тому, что каждый день происходит с нами. Своим совершенным смирением и послушанием Матерь Божия говорит нам, что самое чрезвычайное – такое, как Крест Её Божественного Сына, и самое обыденное – всегда находятся на одной плоскости.
Она – вся Мать, и Она до конца – Раба Господня. Всё в Ней устремлено к тому, чтобы ответить ожиданиям Господа Бога Своего. В каждом движении Её – послушание. Во всём, что Она делает, можно найти самое высокое и самое обыкновенное, которому Раба Господня отдаёт одинаковое внимание. Всё, что заповедано и доверено Ей Господом в земной жизни, от самого простого и скромного, незаметного, на что человек не обращает никакого внимания, Она воспринимает как часть Своей судьбы. И Тот, Кто направляет Её жизнь, даёт Ей высшее удостоверение, что всё здесь имеет высшее значение.
Её доверие Богу безгранично: всею душою и телом, юностью и зрелостью, материнством и девством Она принадлежит Господу. Нет ни слова, ни мысли, ни движения в Ней, кроме как по Божией воле. Она в Боге, а не в Себе. «Уже не я живу, но живет во мне Христос», – скажет потом апостол (Гал. 2, 20). И святые отцы, размышляя о Её даре, говорят, что только Бог влечёт Её, а не Его богатство, не Его красота. К Богу влечётся Она, а не к свету, не к благодати, не к той очевидности, которая раскрывается в Боге. И потому среди такой благодати и такого величия, после явления таких чудес, в избытке такого света Она не думает ни о чём, кроме как быть рабой Господней. Но за это смирение Бог избирает Её Своею Материю.
После Благовещения продолжится Её путь на земле, будет благодатное ношение во чреве, будет Рождество Сына Божия, жизнь, сокрытая в Боге, жизнь во время проповеди Спасителя и, наконец, Гефсиманский сад и слова Христа: «Не Моя воля, но Твоя, Отче, да будет». Он предаст всю Свою волю Отцу Небесному. И в эту волю будет включена воля Матери Божией, которая говорит сегодня: «Да будет Мне по слову Твоему и которая у Креста остаётся верной Своему Господу до конца, отдавая Его на смерть, вместе с Ним соумирая, когда оружие Креста проходит Её душу. Из этого послушания проистекает всякое послушание человека в Боге. И в это послушание, в эту волю, в это согласие призываемся войти мы все. «Да будет воля Твоя!» Напомним, что последняя молитва,
которую воспевает Церковь перед причастием, – молитва Господня со словами «да будет воля Твоя».
«Так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного дал» – и это исполнилось в день, когда Бог воплотился от Неё. Так возлюбила Она Бога всем сердцем, всею мыслию, всею душою, всею крепостию Своею, всем смирением, всей чистотою, всею любовью Своею, что Дева стала Матерью Божией. «Бог не стал истинным человеком, если Пресвятая Дева не Матерь Его» – так богословствует Церковь в праздник Благовещения.
Матерь Божия. Вот перед чем мы стоим. И всем святым не хватит веков, чтобы созерцать это чудо. Ангелы с изумлением и трепетом предстоят Ей. Она Госпожа ангелов, Царица неба и земли, но более всего – Мать. И у Креста Христова мы услышим, как Господь говорит эти слова Своей Матери об ученике Своём, которого Он любит: «Жено, се, сын Твой». А затем: «Се, Мати твоя» (Ин. 19, 26–27). Эти слова Господа сегодня сказаны мне и тебе, и каждому из нас. «Се, сын Твой», – говорит прежде Пасхи Господь, обращаясь к Божией Матери, о каждом из нас.
Снова и снова наши голоса присоединяются к безчисленному множеству тех, над кем исполнилось в веках Её пророчество: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1, 48). «Архангельский глас вопием Ти, Чистая, радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». И эти слова звучат с исключительной силой, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин.


Протоиерей
Александр ШАРГУНОВ