Cветлый человек

Архив: 

Отца Вячеслава я впервые увидел в Даниловом монастыре вскоре после его открытия. Чрезвычайно скромный и кроткий, он казался сошедшим с летописных гравюр Древней Руси. Напоминал инока, погружённого в молитвенное созерцание. Чистота его души, абсолютная безкорыстность и умиротворённость отражались в великолепных образах, написанных им. Под стать ему была и его матушка Наталья (+2007 г.). Во второй половине 60-х годов прошлого века Вячеслав и Наталья были студентами Строгановского училища, а затем Полиграфического института. Для их брака было характерно, как пишет друг семьи Ю.И. Чувашев, «взаимопонимание, любовь, уважение и искренняя привязанность друг к другу, которую они пронесли через всю жизнь».

На воцерковление супругов очень повлияло знакомство и дружба с замечательной художницей Екатериной Ивановной Беляковой (+1980 г), в квартире которой на Гончарной улице столицы собирались реставраторы, художники, искусствоведы. В то время молодые иконописцы расписывали храм Рождества Богородицы в Волоколамске (по заказу митрополита Питирима), трудились в Святодуховском монастыре Вильнюса.
Вскоре после рукоположения в сан священника о. Вячеслав был переведён в Москву в связи с открытием Свято-Данилова монастыря. Много потрудились батюшка с матушкой в храме Св. Отцов Семи Вселенских Соборов.
В 1991 году отец Вячеслав был назначен настоятелем храма Спаса Нерукотворного Образа Андроникова монастыря – старейшего храма Москвы, в древней росписи которого участвовали прп. Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.
Вот что пишет об этом инокиня Христина (Буткевич): «Я была здесь впервые, и храм просто ошеломил меня непривычно суровым видом голых каменных стен, аскетичностью обстановки. Таким же был и стоящий у аналоя священник, небольшого роста, с удивительно выразительным, каким-то иконописным лицом, настоящим ликом, с задумчивым взглядом больших усталых глаз».
Первое время отец Вячеслав служил в неотапливаемом холодном храме, что не мешало ему писать для него иконы. Много было сложностей в отношениях с администрацией музея, располагавшегося в монастыре. Батюшка инициировал раскопки под стенами храма – были обнаружены останки иноков обители. Очевидцы события вспоминали, что при этом ощутили тонкое благоухание, были и чудесные знамения. Службы в храме сопровождались знаменным пением под руководством Б.П. Кутузова.
Отец Вячеслав является издателем журнала «Хоругвь», на страницах которого описывается реставрация Спасского собора, публикуются материалы на аскетические темы, рассматриваются вопросы иконописания.
Недавно вышел пятнадцатый номер журнала. Приход храма под руководством батюшки восстановил разрушенную часовню на улице прп. Сергия Радонежского, на месте прощания великого святого Земли Русской со своим учеником Андроником («Проща»). В Ростове Великом отец Вячеслав организовал керамическую мастерскую, в которой изготавливаются великолепные рельефные иконы, и открыл православную гимназию.
В настоящее время батюшка в основном служит в небольшом храме св. благоверного князя Дмитрия Донского, рядом с Андрониковым монастырём – на месте захоронения воинов, павших в Куликовской битве. В воскресные дни здесь на литургии бывает более пятидесяти причастников.
Ещё штрихи к его портрету: ни разу не слышал слов ропота из его уст на какую-то несправедливость в отношении него, недовольство своим положением. За всё он всегда благодарен Богу. Неизменно избегает похвал и почестей, в частности, в связи со своими юбилеями. Вот и сейчас, по случаю его восьмидесятилетия, духовным чадам батюшки стоило больших усилий, чтобы как-то отметить эту важную веху в его жизни.
С большой теплотой он всегда вспоминает свою матушку. Поддерживает и остаётся верен её жизненному кредо: «Стремиться к восстановлению канонической цельности иконописи, поколебленной после реформ патриарха Никона». Кстати, сам отец Вячеслав крестится двуперстно и келейно молится по старопечатным книгам.
Побывав в его скромном домике на окраине Сергиева Посада, я был поражён благодатностью атмосферы его жилища. Светлая иконописная мастерская со «скворечником» на втором ярусе – для уединённых молитв и чтения.
Большое количество книг по церковному искусству, старинная мебель. Огромные образа и Царские врата – в процессе работы. Мне и моим спутникам было предложено скромное угощение из блюд традиционной русской кухни. Батюшка лично нарубил дров, истопил для гостей баню. Много рассказывал о своей жизни, о том, как два года назад участвовал в Великорецком крестном ходе на Вятской земле, уроженцем которой он является.
Многая лета этому замечательному подвижнику нашего времени!
Игумен Кирилл (САХАРОВ)