Если девушка или юноша мечтают о супружестве и гармоничной семье, желая, чтобы их дети были счастливы, – очень важно беречь невинность и хранить девство до венца. Почему? Ради мирной, безмятежной и счастливой жизни в браке, ради лёгких, благополучных родов, ради здоровья будущих детей. Современные учёные установили, что жена, имеющая полноту общения с мужем, сродняется с ним и душевно, и физически, так что кожные покровы мужа или его внутренние органы могут быть пересажены и усвоены организмом супруги, что ранее считалось обычным для родителей и детей.
Воистину справедливы слова «и будут двое во единую плоть», то есть в единый организм.
Иногда священник, беседуя в светской аудитории (в институте, банке или департаменте) на тему измены, блуда, прелюбодеяния, слышит: «Батюшка, вы что, с луны свалились? Да как же? Ведь все живут так!..»
Друзья, поверьте, сердце не может не мучиться скорбью от измены второй половины. Иные женщины от невыносимой боли вопрошают священника, поверяя ему семейные тайны:
– Батюшка, как жить с мужем, который постоянно изменяет, и надежда тает, что это когда-нибудь прекратится?
Батюшке хотелось бы утешить страждущую женскую душу, сказать слово помягче... Как объяснить ей, что, по существу, такой муж – это разрушитель? Если он изменяет и не думает каяться – может быть, отпустить его на все четыре стороны?.. Должен сказать, что неоднозначность этих ситуаций часто определяется житейскими условностями.
– А где найти силы его простить?
Прощать – не значит попустительствовать злу. Простить и забыть легко, когда человек осознал своё падение и испросил прощения со всей искренностью... Но ведь не всегда так бывает.
Говоря без обиняков, если муж живёт нечисто, он является жилищем демонов, орудием страстей, и женщина вполне оправданно брезгует им, боясь заразы, духовной и физической...
К гулящему и прикоснуться-то страшно.
Прощать – это значит желать ему не погибели, но со скорбью взывать ко Творцу: «Господи! Вверяю заблудшего мужа моего милости Твоей. Господи, не попусти ему погибнуть во грехах! Господи, не оставь его без покаяния!»
Это и есть спасительное состояние христианского сердца. Но, безусловно, до покаяния изменника совесть требует положить между ним и собой меч разделения, по крайней мере, плотского.
Иная женщина, тайно и тяжко страдая от такой жизни, всеми силами старается спасти семью от развода (дети же растут!) и при этом не потерять веру в Провидение, попросту говоря, не сойти с ума...
Поддержим униженную половину: ей ни в коем случае нельзя оставлять сердечную мольбу ко Владыке Христу! Дай Бог, по возможности чаще причащаться Святых Таин! А согрешить «в отместку» – это значит опуститься до погибельного уровня несчастного гулёны и обречь себя на новые терзания совести, мучительные для нормальной супруги и матери.
Увы, встречаются случаи, когда женщины идут на поводу у диавола и совершают подобный грех.
Что вы думаете: им становится светлее, спокойнее, они чувствуют, что их уязвлённое самолюбие удовлетворено? Из пастырского опыта утверждаю: нет! Приходят, бедные, в конце концов, к священнику с ощущением такой мерзости и мрака душевного, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Храни нас Бог от «погружения во тьму»!
При первом же появлении прелюбодейных помыслов необходимо мысленно устремиться, как дитя, навстречу Спасителю, взывая: «Господи! Помилуй, спаси и сохрани меня и моих детей от этого ужаса!»
Будем, милые страдалицы, идти тернистой стезёй со Христом в сердце, причащаясь Святых Таин с надеждой и верой, что Сам Господь управит всё ко благу...
К сожалению, иные умудряются-таки жить двойной жизнью. Вернее, не жить, а гнить заживо... Муж как бы не знает о том, что творит жена, а жена не ведает о мнимых «победах» мужа...
Но Богу всё открыто, Он «шельму метит» в буквальном, а не только в переносном смысле слова.
Каким же образом? Сейчас у нас пойдёт разговор для взрослых.
Помимо демонических энергий блуда, калечащих и душу, и тело, естество запутавшейся женщины приемлет в незаконном соитии осквернённое страстью семя «человека со стороны». Жизнь свидетельствует, что разрушение и тление распространяются даже на генном уровне.
Обыватели, чуждые нравственных понятий, думают, что последствий сомнительного приключения нет, лишь бы всё было «шито-крыто». На самом деле грех вторгается и в физику, и в психику прелюбодеев.
Если те не каются и не исправляются, тёмная энергия разрушения будет обладать потерявшими дар верности. Незаметно, но и неизбежно происходит «расподобление» мужа и жены. Притом достаточно одной-единственной измены. Рознь, отчуждение сказываются даже на физиологическом уровне.
Далее. Если женщина, не очистив содеянного греха в покаянии, зачинает впоследствии от законного мужа дитя любви, дитя их единой жизни, чужие духовные «микробы» (а, может быть, и в союзе с физическими?) вступают в яростную борьбу с оплодотворённой яйцеклеткой, в которую Бог уже вдохнул дыхание жизни. На генном уровне происходит «Бородинская битва»... Нам, священникам Москвы, недавно так образно рассказывал об этом профессиональный генетик, руководящий исследованиями в своём научном центре.
Оказывается, младенчик, который появляется под сердцем у мамы, когда-то с кем-то согрешившей, может оказаться более чем уязвимым к восприятию ещё в утробный период всяких недугов, таких, например, как внутричерепное давление... (генетик-биолог тогда перечислил нам целый перечень болезней). И, представьте, всё это – по легкомыслию его матери!
Неужели в подобных драмах земного бытия виноват Всевышний, Который предупреждает человека заповедью «не прелюбодействуй»; Бог, Который вложил в человеческую совесть органичное отвращение к преступлению, равно и предчувствие наказания, если грех не раскаян и не исправлен?
Исповедуя людей, священник, конечно, никого не должен морально «казнить», осуждать. Наоборот, батюшка призван каяться вместе с согрешившей душой, проявляя сердечное сочувствие и искренно молясь за исповедующегося.
Иногда священник именно для того, чтобы посодействовать умягчению грешного человеческого сердца, может как бы невзначай задать сочувственный вопрос:
– А скажите, пожалуйста, вот когда случился с вами грех... у вас было ощущение безоблачного счастья, какой-то радости, окрыляющей вас, вам открылась жизнь в её новом качестве?
Признаюсь, я ни разу не слышал, чтобы кто-то ответил на этот вопрос утвердительно. Как правило, слышишь иное:
– Батюшка, это было так мерзко, такая страшная тяжесть навалилась...
Итак, не вскрытые в исповеди грехи, до замужества содеянные (а к браку неправильно идти «методом проб и ошибок!»), равно как и неверность, покрытая мраком, могут оказать не только отрицательное нравственное, но и вредоносное физиологическое воздействие на зачатие младенца.
А что сказать о тех, кто, к сожалению, следуя растленному духу времени, употребляют всякие противозачаточные «злохитрости», пичкают ими себя в течение пяти, десяти лет?
Все ложные «поводы» к греховному обычаю известны: защита диплома, потом – кандидатская диссертация, потом – постройка дома и тому подобное... Бедные люди, они сами себя награждают целым букетом психосоматических болезней – ведь природу не обманешь.
Помимо хранения невинности до супружества, помимо сохранения супружеской верности в браке, нравственные уставы и этика православного супружества подразумевают и трепетное, благодарственное отношение обоих супругов к периоду беременности – то есть временное воздержание по взаимному согласию – ради здоровья младенца, разумеется.
Был такой античный государственный деятель Перикл, при котором в Афинах, представьте себе, существовал закон, воспрещавший беременной женщине плотское общение с мужем. Видимо, эллины весьма тщательно и последовательно заботились о здоровье нации. Думаю (позвольте сейчас пошутить), мужей уводили подальше от дома, на Олимпийские игры, чтобы они гонялись друг за другом по стадиону, или их отправляли в военные походы с персами.
Простите, но наши домашние животные, руководствуясь вложенными в них инстинктами, подчас оказываются в отношении родовой жизни едва ли не «разумнее» словесного создания – человека.
Недавно подошёл ко мне молодой человек и спросил, как быть, если его глубоко верующая жена считает, что физическая близость возможна только ради рождения детей. А ребёнок у них уже есть.
Мне кажется, священнику уместно в таких деликатных вопросах сглаживать крайности воззрений, ибо тайна брака «велика есть».
Жизнь по плоти является естественным стремлением супругов друг ко другу и выражением их взаимной любви.
Другое дело, что дети – не помеха счастью мужа и жены.
Малыш – это Божие чудо и благословение!
Помнится, я тогда сказал с мягкой улыбкой доверившемуся мне как пастырю молодому человеку:
– Когда у вас будет пятеро, вы почувствуете себя редким счастливцем. А государство не останется равнодушным и выделит вам приличную дотацию. Верю, мы доживём до времён, когда и таунхаус вам подарят! Сколько я знаю многодетных семей – ни одна из них не оставлена Богом. «Нищету плодят» пьющие, точнее, нищета бывает там, где пьют, а там, где люди детей рожают и воспитывают с верой и любовью, всегда бывает достаток. Господь ещё выводит добродетельных родителей на благотворителей. Как это происходит?
Подходит однажды ко мне как-то дяденька, православный человек, и говорит:
– Батюшка! Вот я имею своё дело, торгую португальской обувью, всё идёт успешно. Мне хотелось бы помогать храму, но как?
Я пошутил:
– А что же здесь трудного? Пожалуйста. Видите, какой широкий у меня правый рукав рясы? Сюда вкладываете, а через левый рукав я за ваше здоровье пожертвованное изымаю и отдаю нуждающимся.
И действительно, у меня есть на приходе семья, муж и жена с семью детьми.
С тех пор каждый месяц тот добрый человек приносит в храм известную сумму. Многодетная чета этого благотворителя даже в лицо не знает, а батюшка служит лишь передающей инстанцией. Деньги – средство перераспределения любви...
Возвращаясь к интимной стороне супружеской жизни, будем помнить, что вопросы эти очень деликатные, и священнику лучше их самому не затрагивать. Но если известная тема всё же стала предметом обсуждения, то уместнее всего ссылаться на собственный пример, либо помалкивать, сказав:
– Читайте Новый Завет и святоотеческие толкования...
Христианским супругам более всего потребны взаимопонимание и доверие, дипломатичность и такт, предупредительность и уступчивость. Не скроем, нередко случается, что воцерковлённые жены бывают повинны в жёстком подходе, иные из них, действуя только «по букве», искушают и даже озлобляют ещё далёких от благочестия мужей.
Позвольте нарисовать следующую словесную картину: перед нами семья – супруга верующая, а муж – не совсем...
Как же поступать в случаях, когда у непросвещённого супруга не обретается никакой снисходительности к воззрениям жены и он мгновенно «вспыхивает», когда та напоминает ему о «правилах»? Ведь жизнь часто в учебники
не помещается, и бытовые, тем паче этические ситуации по параграфам не распишешь. Поэтому становится очевидным – дипломатия, любовь, понимание, психологизм должны преобладать в наших отношениях. А главное – непрестанная, тайная молитва об обоюдном умягчении сердец!
К примеру, вы недавно уверовали, а ваш муж – капитан дальнего плавания. Он пока ещё Бога не знает и «поклоняется», так сказать, Посейдону, морской стихии. Благо, крещёный... И вот возвращается супруг из дальнего плавания, с коралловых островов, радостный приближается к вам, желая обнять... А вы ему с порога:
– Руки прочь от Вьетнама, сегодня вечер вторника под среду!
Он в растерянности и недоумении:
– Как? Ты мне жена или не жена?
– Я-то тебе жена! Зато ты в религиозном отношении пока нуль, ничего не смыслишь в православном уставе!
И бывает такого наговорит мужу воцерковлённая по букве, но не по духу жёнушка, что «отважный капитан» вскоре и приходского батюшку попом назовёт, и вообще ко всему, связанному с храмом, будет плохо относиться.
Из этого примера ясно, что христианской душе потребна мягкость, мудрая уступчивость, иначе с водой, по присловию, можно выплеснуть и ребёнка.
Пусть уж лучше капитанша с любовью и улыбкой снизойдёт к своему Одиссею, тайно укорив себя пред Создателем; зато своей кротостью и обаянием приобретёт мужа для Господа...
Завершая столь необычную и болезненную для многих тему, спрошу у наших читателей: кто из них ведает, какими правилами руководствовались на Святой Руси кормящие матери? Представьте себе, что святые Кирилл и Мария, подарившие миру преподобного Сергия Радонежского, следуя православной этике, блюли воздержание в супружеской жизни, покуда младенец питался материнским молоком... Опытные духовники и врачи говорят, что потеря молока у кормящей матери бывает связана с несвоевременной супружеской жизнью, хотя врачи новой формации утверждают совершенно иное – по принципу: «У кого чего болит, тот о том и говорит».
Во всяком случае, несомненно: правильно выношенное и благоговейно вскормленное дитя у святых по жизни родителей явственно носит в себе благодать Божию. Такой ребёнок, взращённый в любви, сияет здоровьем, ясен умом, скор на учение и всё доброе, стоек против соблазнов; он наверняка вырастет нужным для общества человеком, а может быть, принесёт и великие духовные плоды Господу Богу, став одушевлённым орудием Его святой воли.
Спускаясь с неба на землю, замечу: в наше лукавое и в нравственном отношении ущербное время девушке, воспитанной в правилах целомудрия, бывает как-то неуютно при мысли о необходимости пройти диспансеризацию или медицинскую консультацию по вопросам женского здоровья. Посетила недавно одна чистая девушка (в регентской школе учится) гинекологический кабинет, а врач с иронией ей и говорит:
– Вам нужен партнёр, у вас какая-то нездоровая бледность на щеках...
Печально. Хотя, безусловно, нельзя обобщать: цинизм отнюдь не удел всех медиков...
А знаете, друзья, кому должно молиться, если у кормящей матери вдруг оскудело молоко? В этом случае призывают на помощь древнего святого мученика Илиана: «Святый мучениче Илиане, помоги! Даруй младенцу материнское молочко!»
Иногда спрашивают:
– Как долго кормить ребёнка?
Добрые люди в старину говорили: если хотите, чтобы у вас вырос Илья Муромец, который очистит землю русскую от супостатов, её казнящих и губящих, кормите чадо грудью до двух-трёх лет!
Конечно, современные родители могут думать об этих предметах по-своему, вне традиции, однако идеал семейной жизни останется неизменным: родовая жизнь у супругов должна быть подчинена не себялюбию, эгоизму, а высшей цели – духовному и физическому здоровью их детей.
Быть православным супругом едва ли не труднее, чем монахом. Монах раз и навсегда принёс обет воздержания и смотрит уже только на Небо, а супруг – это земной подвижник. Но ради ребёнка, ради счастья супружеского он, конечно, должен быть готов на всё доброе.
К слову сказать, в традиции древнерусских свадеб только что повенчанных мужа и жену вином на застольях не потчевали. Могли налить молодым для вида сбитня или другого хмельного напитка, но те его не отведывали.
Почему? Да потому что в те времена всем было известно: не хорошо и даже опасно накануне «жизни по плоти», или родовой жизни, пить вино, ибо содержание в крови алкоголя отрицательным образом воздействует на зачатие младенца.
Если дитя находится в утробе, а мама живёт невоздержно, то хочешь не хочешь растлеваются душевные и телесные качества младенца: он рождается со слабой волей, может проявлять немотивированную агрессивность, склонен к капризам, бывает нервичен, впоследствии страдает гиперактивностью, рассредоточенным вниманием и много ещё чем.
Отрицательно сказывается на здоровье малыша эгоистическое плотское общение мужа с уже имеющей плод под сердцем женой. Представьте себе, утесняемое дитя сидит калачиком и барабанит в мамочкин живот: «Душно! Душно!
Воздуха хочу! Ой, помогите, ой, освободите!» Когда хорошенько вдумаешься в тайну жизни да поставишь себя на место этого младенчика, становится всё так ясно и наглядно...
Кстати, иногда батюшек ещё спрашивают, как относиться к кесареву сечению? Обычно отвечаю так:
– Я сам родился через кесарево сечение! Но в том была РЕАЛЬНАЯ необходимость, а не надуманная, как сейчас бывает нередко, к ущербу для здоровья малышей.
Врачи сначала извлекли на свет Божий меня, а минутой позже и брата-близнеца. Он пианист-исполнитель, а я филолог, да теперь ещё и в батюшки попал!..
Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ