Пятая ЗАПОВЕДЬ

Архив: 

Житель Самары Юрий Петрович Ерендеев обратился ко мне с просьбой помочь отредактировать его очерк о матери – Ирине Петровне.
После того, как работа была закончена, я предложил Юрию Петровичу выслать этот интересный материал в журнал «Русский Дом». Вот его рассказ.

Моя мама Ирина Петровна Апанасова родилась в большой крестьянской семье в селе Старое Ибряйкино в 1925 году, она была самой младшей из шести детей. Это были годы, когда атеизм возводился в ранг государственной политики. Но сельская чувашская глубинка ещё много лет сопротивлялась насаждаемому безбожию, сохраняя веру, христианские традиции и национальный уклад жизни.
Заповеди Божии
К концу 1774 года в селе Малое Ибряйкино была построена церковь в честь Рождества Христова. И даже после революции невозможно было представить жителя села неверующим, без нательного креста,  без иконы в доме.
Все дети в семье Петра Прокопьевича и Вассы Кузьминичны Апанасовых (родители моей мамы) были крещены. Заповеди Божии как основу жизни и нравственного поведения дети впитывали с молоком матери. И если в школе о Боге уже не говорили, то об этом говорили дома, пусть и вполголоса.
Учитель химии
После школы мама поступила в Бугурусланский государственный учительский институт. Закончила его в 1948 году и работала в школе села Михайловское учителем естествознания и географии.
В 1950 году мама вышла замуж за участника войны Петра Ерендеева. В 1951 году родился я, а в 1956 году – сестра Галя. Мама с бабушкой Вассой и старшими сёстрами нас тайно окрестили в Бугуруслане. Мой крестик мама спрятала в свой свадебный сундучок, который как семейная реликвия хранится до сих пор.
С крестиком вышла такая история. Я служил в армии, и мне командир предоставил краткосрочный отпуск. Дома мама вшила мне в гимнастёрку тот самый крестик. Но мне об этом не сказала, ведь я был комсомольцем. Когда вернулся в часть, меня переодели в другое обмундирование…
Помню, что папа не любил говорить о войне и фронтовой жизни. Но иногда вспоминал труднообъяснимые случаи своего спасения в ситуациях, когда был на краю гибели. Мама, в подробностях зная фронтовую биографию отца, говорила, что его спасало не чудо, а Бог.
Мне думается, именно вера, скрытая от людей, но открытая друг перед другом, помогла моим родителям встретиться и создать нашу семью.
Как сохранить веру и не предать Бога?
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Мама помнила слова родителей: за смирение Бог даст всё нужное в жизни.
Вот это привитое с детства качество – смирение, высоко оценили люди и власти. Вскоре учительница химии стала коммунистом, завучем по воспитательной работе и производственному обучению. В воспитании ребятишек она на первый план вывела нравственные категории.
А что такое нравственность в селе? Это всё те же Божии заповеди: «Чти отца и матерь твою», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй», «Не прелюбодействуй». И ещё применительно к нашему региону: не пьянствуй, не лодырничай, не обижай слабых… Когда об этом говорит человек свой – честный и совестливый – люди реагируют. В школе укрепилась дисциплина, выросла успеваемость.
В 1961 году была принята новая Программа КПСС, в которую вошёл Моральный кодекс строителя коммунизма – свод нравственных принципов. В кодексе были прописаны такие ценности, как уважение к семье, добросовестный труд, взаимопомощь, честность, нравственная чистота, уважение людей друг к другу. Верующие, в том числе и моя мама, сразу смекнули, что коммунисты позаимствовали эти нравственные принципы из Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Председатель сельсовета
В 1971 году мама стала председателем Мало-Ибряйкинского сельсовета. Сельчане вскоре увидели, что Ирина Петровна, которую они до этого знали как скромную учительницу, на руководящей должности может быть решительной и деловой.По предложению мамы (она же власть!) и с её помощью жители принялись за благоустройство села. Были проведены газопровод, водовод, организовано бытовое  обслуживание, построены детский сад, птицеферма, гараж. Из села стал ходить рейсовый автобус.
В чувашском укладе жизни всегда большую роль играло общественное мнение («что скажут односельчане»). Так, например, сельская община резко осуждала нескромное поведение, сквернословие, а тем более редко встречавшееся среди чувашей до начала ХХ века пьянство.
«Не срамите имени чуваша!» – обращалась мама к механизаторам, которые подзабыли чувашские традиции, но зато усвоили традицию обязательно выпивать во время посевной
и уборочной. Эта дурная, неправославная традиция часто оборачивалась несчастьями, слезами, гибелью людей.
Мама запретила директору продовольственного магазина на время активных сельхозработ продавать мужчинам водку и вино. Спиртное могли купить только матери и жёны механизаторов, и то по уважительной причине – на свадьбу, юбилей, день рождения, проводы в армию. Мужчины поначалу роптали: «Вот избрали Ерендееву в председатели сельсовета и получили матриархат».
Но воздержание отменялось на Праздник урожая. Что примечательно, никто тогда не напивался – застолье было открытое, радость была всеобщая. Мама брала в руки семиструнную гитару и со всеми вместе пела народные песни, романсы, частушки. «Председатель не гордая, она из народа!» – одобрительно говорили сельчане.
Семь лет мама проработала в должности председателя сельсовета. Перенесла два инфаркта. Уволилась по инвалидности. Когда её провожали на пенсию, новый председатель колхоза сказал такие слова: «Главное качество Ирины Петровны – её личный пример интеллигентности, порядочности, трудолюбия, доброжелательность и стремление помогать людям».
Помогать людям…
Я на всю жизнь запомнил, как в конце 50-х годов по нашему селу ходили слепые музыканты и просили милостыню. В некоторых домах их встречали бранью, в других просто не открывали двери – помочь было нечем. А моя мама всегда им выносила что-нибудь из еды. О том, что мама помогает сирым и убогим, в селе мало кто знал, а нам, детям, это было примером.
Когда мама вышла на пенсию, она сразу надела нательный крестик. И мне сказала: «Сынок, и ты надень крестик. Мы всегда должны быть с Богом». (Я до времени так и не носил открыто крестик.)
Мама старалась больше узнать о жизни святых из редких в то время духовных книг. Она читала Новый Завет – на русском и на чувашском языке. Святое Писание на чувашском – это была книга её родителей.
Мама познакомилась в церкви со священником отцом Николаем. И он стал помогать ей в воцерковлении. Когда мама пришла на первую исповедь, из её глаз полились слёзы. Она покаялась в самом тяжком, как считала, грехе – антирелигиозной пропаганде, которую вынуждена была проводить, но в которую не верила. Её поразил ответ священника: «Вы не виноваты в этом. Время было такое. Важно, что душа ваша была с Богом, важно, что вы пришли в Церковь».
20 мая 2005 года маме исполнилось 80 лет. Было много народа – многочисленные родственники, гости, учителя, медработники, администрация села и района. В доме все не поместились, поставили столы во дворе. Собрались практически все родственники разных поколений из разных городов и населённых пунктов, жители окрестных деревень. Мама поблагодарила всех за поздравления и сказала, что всех очень любит, и пожелала: «Дай Бог здоровья вам, вашим родным и близким!»
…Закончилась встреча, мама прошла в дом отдохнуть. Мне с Галей она сказала: «Дети, спасибо вам, что пригласили так много людей. Вот мне бы теперь и умереть».
Когда мы на следующий день уезжали в Самару, мама расспросила о моих планах в доме и на работе, с волнением в голосе попросила: «Сынок, когда вернешься из командировки, сразу навести меня». И добавила: «Буду просить Бога, чтобы я смогла дождаться тебя». Видимо, она почувствовала приближение кончины.
Как только прилетел из командировки, поехал к маме, сестра уже была у неё. Галя говорит: «Мама очень молилась, очень просила Бога и Пресвятую Богородицу, чтобы тебя дождаться». Слава Богу, мы дождались тебя!
Мама была очень довольна, что её соборовали – домой приезжал священник. После радостных приветствий, небольшого отчёта «Как там на работе? Как там дома? Как жена, дети, внучата?» я занялся хозяйством. Через некоторое время сестра позвала меня к маме. Она сказала: «Мама попросила, чтобы ты отложил все дела и подошёл к ней».
Мы с сестрой сели возле кровати мамы, по её просьбе поправили подушку. Она взяла нас за руки, тихо помолилась и… её душа отошла ко Господу. На третий день после кончины были похороны.
А потом произошло чудо
…Когда в полдень вынесли гроб с телом мамы во двор дома, я машинально посмотрел на небо – ни облачка, а жара всё усиливалась. Ещё подумал: «Хотя бы тучку – до кладбища».
По народному преданию или обычаю, любившие и уважавшие её женщины подняли гроб на полотенцах и понесли. Неожиданно для меня все люди, а провожали маму всем селом, вдруг запели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».
Это было необыкновенное пение и по звучанию, и по восприятию. На душе стало спокойно, умилительно. Слезы высохли. Я запел вместе со всеми. И не сразу понял, почему люди вдруг стали смотреть в небо. Оказалось, над нами внезапно возникла небольшая тучка, набросив тень на всю похоронную процессию.
Мы шли медленно, медленно двигалась и тучка. Мы поворачивали – за нами поворачивала и она. Тучка шла за гробом до самого кладбища – все полтора километра. Когда первые комья земли упали на крышку гроба, тучи не стало. Кто-то в изумлении выкрикнул: «Так это же чудо!» А в моей душе окончательно произошёл переворот, я вдруг понял, что стал верующим, стал православным.
Стал верующим и я.
Для чувашского народа наиболее характерной национальной чертой является подчёркнутое уважение к родителям. Гимн чувашского народа начинается словами: «Незабываемые отец с матерью».
Когда я впервые прочитал Евангелие, а потом узнал о десяти заповедях Божиих, понял, почему они мне так близки и понятны, – по этим заповедям мама прожила все свои 80 лет. Выполняя эти заповеди, она показывала пример самоотверженного труда, любви, смирения, сострадания.
Святитель Иоанн Златоуст писал: «Почитая отца и мать, мы научаемся почитать Самого Бога, Отца нашего Небесного. Родителей можно назвать соработниками Господу. Они дают нам тело, а Бог вложил в нас безсмертную душу».
…Часто, обращаясь к маме, мысленно говорю: «Мама, твои молитвы обо мне Господь услышал. Как и ты, буду стараться жить по заповедям Божиим, буду стараться не сбиться с пути Истины».
Нам очень не хватает её участливых, тёплых слов одобрения и поддержки, лучистой улыбки, мудрого совета, заботливых и нежных рук.
Спасибо, мама!
Записал Олег Иванович БЕДУЛА