О сложностях, с которыми сталкиваются православные общины в Ирландии, об отношениях с инославными, трудностях воцерковления соотечественников и связях с исторической Родиной, о выстраданном пути к Богу – наша беседа с клириком Сурожской епархии, настоятелем храма святителя Николая города Голуэй отцом Иоанном Казадоевым
– Отец Иоанн, почему оказались в Ирландии?
– Сначала я переехал в Ирландию, а затем уже принял священный сан. Родился и вырос в Литве, в Клайпеде. После окончания средней школы поступил на дневное отделение химического факультета Вильнюсского государственного университета. К моменту окончания магистратуры моя семья – мама и младший брат – уже жили в Ирландии, поэтому решение о переезде было продиктовано скорее практическими соображениями.
В 2011 году я поступил в ПСТГУ на факультет дистанционного образования по курсу «Теология», где обучался три с половиной года. В декабре 2017-го, в день памяти святителя Николая Чудотворца, в лондонском кафедральном соборе Успения Божией Матери города архиепископом Сурожским Елисеем я был рукоположён в сан диакона, а в августе 2018 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, там же епископом Сурожским Матфеем – в сан иерея.
– Расскажите, пожалуйста, о приходе, на котором служите. Кто ваши прихожане: русские эмигранты разных волн и их потомки или есть представители других народов, в том числе принявшие Православие ирландцы? Приход вообще большой?
– На данный момент у меня три послушания: приход святителя Николая Чудотворца в городе Голуэй, православная община святителя Тихона, патриарха Московского, в городе Каслбар и ново-образованная православная община в городе Слайго. Эти приходы и общины сильно отличаются друг от друга.
К примеру, приход святителя Николая Чудотворца в городе Голуэй расположен в самом центре города и находится в помещении часовни Англиканской церкви, датируемой, предположительно, XIV веком. По преданию, сюда в 1477 году приходил помолиться Христофор Колумб, это особенное историческое место. Но здесь наша община крайне ограничена в своих действиях, нам нужно постоянно согласовывать расписание наших богослужений, учитывая те мероприятия, которые проводятся Англиканской церковью. Храм находится в центре города, поэтому оплачивать аренду, коммунальные услуги и необходимую страховку крайне дорого. Приходы за пределами Дублина насчитывают порядка 30 человек каждый, да и то не всегда, поэтому очень тяжело развивать бурную деятельность, но мы рук не опускаем.
Вот, например, благодаря инициативе и активным действиям православной общины святителя Тихона в Каслбаре и с помощью одного местного католического священника при поддержке Министерства образования мы получили во временное пользование классное помещение бывшей начальной школы за пределами города. Общими усилиями эта комната была преобразована в храмовое помещение, где теперь проходят регулярные богослужения. Это большое утешение, поскольку стало практически единственным местом за пределами Дублина, где богослужения совершаются без перерыва, несмотря на ограничения, которые были введены по требованию правительства в связи с распространением коронавируса.
О национальной принадлежности прихожан можно сказать, что, помимо наших соотечественников, к нам приходят выходцы из Прибалтики, ирландцы, поляки, сербы, молдаване и даже палестинцы. Например, в нашей общине города Слайго несколько молодых людей из Грузии, у них нет возможности выезжать за пределы города, так как они проживают в центре для эмигрантов, но участие в литургии для них очень важно.
Вообще в сложных жизненных условиях людям свойственно консолидироваться, это приносит свои плоды, так как центр единства – Христос. Тут многие политические разногласия уходят на второй план, и на практике убеждаешься, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея… но все и во всем – Христос» (Кол. 3, 11). Среди паствы Русской Церкви ирландцев, принявших Православие, не так много, и в основном это прихожане дублинского храма.
– Кстати, расскажите, как относятся родственники прихожан-ирландцев к тому, что член семьи вдруг «изменил вере предков» – католичеству?
– По опыту могу сказать, что реакция бывает абсолютно разная – от одобрения до прямого противодействия, хотя в большинстве случаев это скорее безразличие. Ирландия очень изменилась за последние двадцать лет. Хотя католические традиции ещё живы, они преимущественно преобладают в маленьких городах и населённых пунктах. Тут ещё можно увидеть целые семьи, посещающие мессу, в то время как в крупных городах прихожане католических церквей по большей части пожилые люди. Ирландцы очень сильно охладели к вере, о чём можно судить, исходя из результатов недавних референдумов об однополых браках и абортах.
– Ещё немного вопросов о приходской жизни. Отец Иоанн, расскажите о вашей внебогослужебной деятельности как священника и общины, которую вы окормляете. Насколько активны миряне в жизни прихода?
– Приходится периодически посещать больницы, когда к нам обращаются местные врачи и медсёстры с просьбами от тяжелобольных людей. Как правило, это просьбы от наших соотечественников. В большинстве своём это невоцерковлённые люди, которые обращаются за помощью, что называется, в самый последний момент. Конечно, утешает, когда человек всё же приходит в осознание необходимости покаяться за прошедшую жизнь и причаститься Святых Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Но ведь бывают и печальные случаи, когда родственники звонят слишком поздно и человек находится уже в безсознательном состоянии.
Чаще всего просят крестить детей, что радует, хотя далеко не многие обращаются в полном осознании этого важного обряда. Но я вредный и просто так не соглашаюсь, поэтому людям приходится разбираться и вникать, зато потом радости намного больше! Я говорю, конечно, шутя, но на самом деле это очень важный момент – осознанный выбор и понимание всей глубины совершаемого Таинства.
В разных местах у нас складывается разная ситуация. В этом плане проще с инициативой в православной общине святого Тихона в Каслбаре. Поскольку там своё отдельное помещение, пускай и временное, но преображённое силами прихожан и их знакомых. Проходят занятия по основам Православия, русскому языку и литературе, отмечаются праздники. Вся приходская и богослужебная ответственность лежит на настоятеле. Но прихожане проявляют посильное участие, и инициатива по организации деятельности русской школы принадлежит полностью им. Некоторые люди очень активно участвуют в делах благотворительности и организуют сбор и отправку посылок с вещами и предметами первой необходимости в детские дома Беларуси и Украины.
– Отец Иоанн, с какими проблемами православные верующие и вы лично как священник сталкиваетесь в Ирландии в повседневной жизни?
– Подобного рода проблемы связаны с вопросами нравственного порядка, тем фундаментом, который характерен для консервативного христианства. Вы прекрасно знаете, что Православная Церковь, по сути, безкомпромиссна в вопросах, касающихся однополых отношений, абортов, секспросвета среди детей и подобного.
Так вот, ирландское общество за последние 20 лет стало крайне либеральным, и то, что раньше было абсолютно неприемлемым, теперь является нормой и правом человека. Такую позицию можно услышать и от практикующих католиков даже по вопросам прерывания беременности. Соответственно, если открыто выражать своё несогласие с существующей практикой, особенно в вопросах свободных отношений, то можно оказаться в социальном изгнании и даже лишиться работы. На данный момент нельзя сказать, чтобы мы столкнулись с какой-то личной проблемой, но вышеописанные идеи начинают насаждаться в школе, и в определённый момент нам придётся заявить о своём решительном протесте, особенно когда дело будет касаться наших детей.
– Получается ли поддерживать общение на приходском уровне с общинами и православными обществами в России? Насколько крепкой и активной можно назвать связь русского землячества в Ирландии с Родиной?
– Есть определённое общение, поддержка Свято-Елизаветинского монастыря в Минске, опять же благодаря активности прихожан православной общины святителя Тихона в Каслбаре. Но мы надеемся, что это только начало и что в дальнейшем наши связи будут только шириться и приумножаться. Лично сам стараюсь поддерживать общение с православными священнослужителями по всему миру, всегда зову желающих в гости, поэтому если будет возможность – приезжайте!
В нашей епархии существует традиция каждый год на праздник Преображения служить Божественную литургию на горе святого Патрика. Испытываешь особое духовное переживание, особую радость от участия в соборной молитве после двухчасового восхождения и причащения Святых Христовых Таин.
– В российских новостях про Ирландию услышишь нечасто. Складывается мнение, что страна – довольно спокойное место на земном шаре. Это действительно так?
– С точки зрения истории христианства, Ирландия – совершенно уникальная страна. Жития кельтских святых изо-билуют уникальными повествованиями необычных подвигов и свидетельствами живой христианской веры. В своё время ирландское монашество было центром европейской учёности, это наследие можно и нужно изучать.
Относительно стереотипов можно сказать, что большинство из них касаются вопросов ирландского национального характера, например: все ирландцы рыжие. Нет, это не так, но рыжих немало. Или: ирландцы пьют огромное количество пива и виски. Это правда, ирландцы умеют веселиться. В Ирландии очень много овец, из их шерсти вяжут очень тёплые и красивые свитера. Ещё говорят, что ирландцы никуда не торопятся. По большей части это абсолютная правда. «К концу дня всё будет хорошо», – говорят они: вот вам и пилюля от уныния. Ирландцы – очень доброжелательный, весёлый и находчивый народ. Они очень редко по-настоящему унывают. Глядя на них, невольно начинаешь понимать, откуда уважаемый профессор Толкин черпал свои идеи при создании всем известного хоббита.
Да, существуют также и мифы о, например, лепреконах и горшочках с золотом, но, увы, вынужден с грустью признать: везде искал, но так и не нашёл.
Беседовал
Владимир Вячеславович Басенков