Протоиерей Александр Шаргунов - Два входа Господних в Храм

 

 

    15 февраля - Сретение Господне

 

Христос приходит в Храм, чтобы очистить его, чтобы исполнилось его предназначение, по слову пророков: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов». Приход Христа в Храм ясно открывает то, о чём Он скажет позднее: «Разве вы не знали, что Мне надлежит быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2, 49).

Каждый год Христос будет приходить в Иерусалимский Храм, но в решающем обозначении Своего присутствия Он приходит в Храм дважды. Первый раз – в тайне и смирении Своего Рождества, второй – в утверждении и исполнении Своей Божественной силы накануне Своих Крестных Страданий, износя суд, который Он решительно и неотменимо явит в Своём Втором Пришествии. Первый раз – для очищения Пречистой Девы и для посвящения Младенца Храму, второй – для очищения святилища Господня.

Очищение Божией Матери и посвящение Младенца Храму совершалось во дворе женщин. Это событие исключительно глубоко по смыслу. Пречистая Божия Матерь очищается по ветхозаветному обряду, будучи цветом и славой Израиля. Она смиренно повинуется Закону Храма, уже лишённого Ковчега Завета, будучи Сама Храмом Духа Святого, Ковчегом Нового Завета. Её Младенец должен быть искуплён, согласно Закону Моисееву, в то время как Он Сам – Искупитель, и не только Израиля, но всего мира. Он представлен в Храме, но Он «больше Храма». Он освящает Храм и всякую жертву, которая может быть принесена Богу.

Христос приемлется в Храме двумя представителями богоизбранного народа, чающих Утехи Израиля – двумя старцами: праведным Симеоном и Анной Пророчицей, потому что Ветхий Завет поистине ветшает, подходит к концу. Христос – новый Первосвященник. Иными словами, Он – Совершитель Нового Завета. Он одновременно милостив и верен. В Иерусалимском Храме Христос – у Себя дома, ибо Он – Первосвященник нового поклонения Богу в духе и истине. Слова праведного Симеона дают услышать, каким образом Младенец осуществит священство, Ему принадлежащее. Праведный Симеон таинственным образом видит в Младенце Того, Кто станет предметом пререканий, издалека предощущая пасхальную тайну, которой Новый Храм заменит ветхозаветный. Всё чаяние Израиля присутствует в праведных Симеоне и Анне, пророчески уступающих место новой жизни и приобщающихся ей: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля».

Пророческий смысл первого прихода Господа в Храм созвучен с тем, что происходит при втором Его приходе. Речь идёт об очищении Храма. Одно Его присутствие в Храме раскрывает помышления многих сердец. Новый Завет, который приносит Христос, заключается прежде всего в том, что спасение предназначено для всех людей. Дом Божий будет открыт для всех народов. Об этой радости, которая будет всем людям, возвещало уже сокровенное явление Господа в Его Рождестве, когда ангелы и люди, пришедшие с разных концов земли, исповедали славу Господа. Вместе с Иисусом Христом входит в Храм долгое ожидание всего мира, которое ныне исполнилось. Час избавления пробил – для Иерусалима и всех народов. Христос входит в Храм, Дом Божий. Глаголемый Храм скоро исчезнет в свете Пасхи, и ученики узнают в воскресшем Господе место исключительного присутствия Божия. С самого начала Господь возвещает о Сретении всего рода человеческого с Богом. И сам Храм свидетельствует, что эта встреча состоится, когда всё творение станет Храмом Божиим.

Протоиерей 
Александр Шаргунов