Протоиерей Владимир Вигилянский - «Гастрономия» Рождественского поста

Меня всё-таки спрашивают про «гастрономию» – что можно и что нельзя.Вынужден отвечать, хотя священники эти вопросы не очень любят – слишком уж всё строго. Некоторые даже говорят, что это «монашеские правила», хотя наш Типикон не делит церковных людей на «мирских» и «монашествующих». 

Отвечаю строго по Типикону, хотя эти предписания, по разным мотивам, очень мало кто исполняет:

В первый день Рождественского поста, если нет литургии (обычно она не положена), вкушаем один раз после 15:00 без растительного масла. Если в последующие среды и пятницы в храме служба без литургии, постимся так же.  Если же в честь «малых святых» литургия по средам и пятницам служится, то едим также один раз. 

Рыба разрешается в субботу и воскресенье, а также в дни полиелейных служб в честь известных святых. В эти дни едим два раза.
На Введение Богородицы во храм и престольные праздники рыба разрешается также и в среду и пятницу.

С началом Предпразднества Рождества, т. е. с 3 января по новому стилю, разрешение на рыбу отменяется даже для субботних и воскресных дней.
При совершении т. н. «аллилуйной службы», т. е. службы сугубо постной, подобной Великопостному чину, когда не положено совершение литургии, полагается вкушать в 9-й час (15:00) сухоядение. 

В первый день Рождественского поста, если только он не приходится на субботу или воскресенье, совершение такой службы рекомендуется обязательно. В другие дни этих постов, когда совершается память малых святых, выбор оставляется за настоятелем.

Типикон назначает праздничными, когда совершается полиелейный или бденный праздник и положено две трапезы, вино и елей, следующие дни по новому стилю: 29 ноября, 8, 13, 17, 18, 19, 22, 30 декабря и 2 января. К этим дням присоединяют также праздники в честь русских святых.

В сочельник Рождества (6 января) положен пост, т. е. воздержание от пищи и пития до вечера. Пища положена варёная с елеем один раз в день после вечерни, т. е. не ранее 9-го часа (15:00).

Если же сочельник приходится на субботу или воскресенье, чтобы не было поста как полного воздержания в субботний или воскресный день, полагается после литургии св. Иоанна Златоустаго, совершаемой в 6-й час (до 12:00), вкусить «по уломку хлеба и вина вкушаем мало». После вечерни «ядим совершенно, рыбы же не ядим, но с древяномаслием (т. е. с растительным маслом), и сочиво обварено или кутию с мёдом; испиваем же и вина, в неимущих же странах пием пиво (питьё домашнего приготовления – квас, пиво и т. п.)».

Всё, конечно, для нецерковного человека запутано, но таков наш устав. 

Для «буквоедов» предлагаю изучить статью нашего канониста – отца Михаила Желтова на сайте «Православие.Ru».

Главное, что надо запомнить, воздержание в пище – это не главная цель, а весьма действенное средство для воздержания всяческих нежелательных для души страстей.

По поводу «учащих» и «учащихся». По традиции Патриарх благословляет в посты (даже в Великий) учащим и учащимся вкушать рыбу во все учебные дни.

Ученикам начальной школы даже в православных гимназиях благословляется есть молочную пищу. В нашей гимназии Василия Великого, в которой в посты нет мясной пищи для всех школьников, есть отдельные столы с молочной едой для старшеклассников. Они могут сами подойти и положить себе на тарелку варёные яйца или сыр (это их выбор).

В общеобразовательных школах малышне я советую вкушать то, что едят все («не выделяться»). Дома мясо есть не обязательно (в крайнем случае – по воскресеньям). Главное, приучить их с детства к самоограничению – пусть условно.
И последнее. 

Если скоромная пища является лекарством (по предписанию врача), то она перестаёт быть скоромной. Это, конечно, моё мнение. В Типиконе об этом – ни слова.

Протоиерей Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ