Протоиерей Вячеслав Брегеда - Не только выстоял, но и победил

 

Мы продолжаем публиковать воспоминания о протоиерее Димитрии Смирнове наших авторов и читателей. 


В пятом номере журнала «Русский дом» за 2020 г. была опубликована беседа Владимира Борисовича Панкова с протоиереем Димитрием Смирновым, председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, на тему «Воспитание православного человека как гражданина Отечества земного и Небесного». Это было не первое интервью известного пастыря нашему журналу, но оно, к великому сожалению, оказалось последним. 21 октября 2020 г. батюшка после продолжительной болезни отошёл ко Господу. Ниже помещаем рассказ о нём протоиерея Вячеслава Брегеды, который был хорошо знаком с почившим и решил поделиться своими воспоминаниями с читателями нашего журнала. 

Протоиерей Димитрий Смирнов – один из известнейших деятелей Русской Православной Церкви последнего времени. С почившим приснопамятным о. Димитрием мы были знакомы и дружили более 40 лет. Мы вместе учились на последнем, четвёртом, курсе Московской духовной семинарии. Немного поясню. После третьего курса в системе семинарского обучения произошли некоторые структурные изменения. К нам, обычным семинаристам, добавили студентов экстерната, и таким образом моим сокурсником стал о. Димитрий, который проходил учёбу по ускоренному курсу обучения и имел уже на тот период сан священника. До этого я не был с ним знаком. С нами также учился будущий известный диакон Андрей Кураев. Группа у нас была довольно большая –  около 30 человек. Из того времени мне хорошо запомнился один случай. Помню, тогда ещё молодой священник и семинарист Димитрий Смирнов сидел где-то на последних рядах и довольно громко общался с однокурсниками. Он произнёс примерно такие слова, которые я запомнил на всю жизнь: «Нужно учиться отвечать и действовать так, как если бы с нами рядом находился Христос, чтобы наши поступки соответствовали евангельскому духу». И, как мне кажется, он всегда пытался эту высказанную когда-то им мысль претворять в жизнь. 

После окончания семинарии и рукоположения я несколько лет прослужил на приходах Владимирской епархии. С 1989 г. и по сей день служу на приходах Московской епархии. О. Димитрий сначала служил несколько лет в храме Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве на севере Москвы, затем начал восстанавливать столичные храмы – Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и другие. С ним мы снова встретились в 1998 г., когда я стал настоятелем храма Святителя Николая в д. Малинники (бывшее село Стогово). Это недалеко от хорошо известного многим источника «Гремячий ключ». В деревне возле упомянутого источника у о. Димитрия была дача. Одна верующая старушка подписала ему захудалую избёнку, которую о. Димитрий привёл в надлежащий вид. Когда нам необходимо было встретиться, я заезжал к нему на дачу. Он также по возможности посещал и наш приход. Вместе с ним нередко приезжали и члены его семьи –  жена и дочь. Обычно это случалось в летнее отпускное время. Приход наш во всех отношениях был очень скромный, и о. Димитрий оказывал нам посильную помощь, особенно это касалось издания книг, которые мы в то время выпускали. Наши встречи всегда были по-домашнему простыми, открытыми и непринуждёнными. Мы обсуждали и хозяйственные вопросы, и духовные. Помню, он акцентировал внимание на том, что все дела нужно делать со смирением и ни в коем случае не превозноситься, не кичиться кажущимися успехами. Я удивлялся, как он, будучи настоятелем нескольких приходов, со всей такой нагрузкой справляется, да ещё помогает и другим: организует и обустраивает детские дома, занимается миссионерской и катехизаторской работой и прочими делами. Случалось даже, что о. Димитрий вместо меня служил во время своего отпуска на моём приходе, когда мне необходимо было срочно отлучиться по каким-то вопросам. 

Когда он возглавлял Синодальный отдел по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами, мы как-то разговорились о состоянии российской армии. О. Димитрия поразило такое обстоятельство. Он побывал в нескольких воинских частях и сетовал, что не увидел здоровых, крепких ребят. Все, как он выразился, какие-то худые, дистрофичные… Нет тех русских богатырей, как раньше. О. Димитрий был очень наблюдательным, замечал такие тонкости, на которые другой не обратил бы внимания, и настоящим патриотом своего Отечества. О многом переживал. Все насущные проблемы «пропускал» через своё большое и доброе сердце. 

Я любил приезжать к нему на приход на Светлой седмице и участвовать в крестных ходах. Они выходили одновременно из двух храмов: Святителя Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы. Крестноходцы доходили до определённой точки или пункта, там эти крестные ходы соединялись в один, и все участники праздничного шествия возвращались вместе в Благовещенский храм. 

О. Димитрий принимал меня всегда радушно, угощал чаем, несколько раз я помогал ему на богослужениях. В нём я всегда видел своего товарища и надёжного друга. 

Он занимался обширной издательской деятельностью. На своих приходах издавал газеты и журналы, разнообразную духовную литературу, в том числе книги со своими проповедями. Каждый день у него был расписан буквально по минутам. Он являлся постоянным участником многих важнейших церковных мероприятий, выступал на радио и телевидении, регулярно давал интервью различным изданиям и СМИ. Я смотрел многие телепередачи с его участием. Хорошо помню беседу с журналистом Познером. Последний задавал ему довольно каверзные вопросы, и о. Димитрий спокойно и уравновешенно отвечал, проявляя уважение и даже, как мне кажется, отеческую любовь к собеседнику. В то же время он нередко нещадно обличал наши пороки и малодушие, укрепляя людей в вере и верности Христу. 

Очень у него была интересная позиция по поводу государственного устройства России. О. Димитрий выступал за выборную монархию. Причём предлагал не просто всеобщее всенародное голосование, когда голосуют порой незрелые, ничего не понимающие в политике люди, а организовать систему выборщиков –  всеми уважаемых достойных мужей, хорошо разбирающихся в общественных проблемах и во всех наиболее жизненно важных вопросах. Они и должны, по его мнению, в итоге избрать самодержца. 

Конечно, такую утрату пережить непросто. Я недавно встречался с духовной дочерью о. Димитрия, которая поёт у него в хоре. Она рассказала, что после ухода батюшки они сразу почувствовали своё сиротство и стали как-то сплочённее. Сам я родом из г. Караганды, где прославился своей пастырской деятельностью преподобный Севастиан Карагандинский. Когда он преставился, у его духовных чад было похожее настроение. Уход из жизни таких особо значимых для нашей Церкви людей я образно сравнил бы с драгоценным зеркалом, которое разбилось, а маленькие его кусочки остались прихожанам. И когда с ними беседуешь, каждый выносит свою частичку жизни любимого пастыря. О. Димитрий сейчас запечатлён в тех людях, которые его непосредственно знали и почитали. 

Своё слово о нём произнёс и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и многие духовные лица. 

Хочу несколько подробнее осветить общественную деятельность о. Димитрия. В начале 90-х годов прошлого века, после открытия и возвращения Церкви монастырей и храмов, необходим был такой пастырский глас, который бы встряхнул людей, пробудил от атеистической спячки. Одним из таких мощных баритонов Церкви и стал приснопамятный о. Димитрий Смирнов. Помните, как у пророка Исайи: «Глас вопиющего в пустыне…». Тогда наша страна действительно напоминала духовную пустыню. Не было у людей ни церковного воспитания, ни малейшего правильного понятия о вере. Вовсю орудовали экстрасенсы, колдуны, знахари и прочие шарлатаны. Но очень многие тогда искали духовности и тянулись к Богу. Возникало множество вопросов, на которые незамедлительно нужно было отвечать. И о. Димитрий в этих условиях оказался очень востребованным и, главное, способным нести воистину апостольский труд на безбрежных просторах воскресающей Руси. Многочисленные встречи и поездки по стране, постоянные выступления на радиостанциях, в частности, на православной – «Радонеж», затем на различных телеканалах, православных и светских, – это стало его жизнью и призванием. Вопросы задавались самые разнообразные. И каверзные, и совершенно неразумные, и провокационные… И на них нужно было отвечать. Я не переставал удивляться эрудиции, мужеству и способностям о. Димитрия. Он говорил всегда смело и порой достаточно жёстко. И это всё зачастую в прямом эфире, когда решение нужно принимать очень быстро. Некогда ни посоветоваться, ни подумать. Он легко разрешал самые, казалось бы, животрепещущие темы, а его незабываемый юмор доводил иногда просто до слёз. 

Его любили, его выступления ждали и в нём души не чаяли. Иногда, как я уже говорил, о. Димитрий допускал и довольно резкие суждения. Например, когда он высказывался против так называемых гражданских браков. В таких случаях мгновенно появлялись уже другие силы, которые, казалось, только этого и ждали. Были даже судебные иски. Из вселенского информационного пространства вылезали злобные нападки под стать «Распни, распни его…». И в этой нелёгкой борьбе о. Димитрий не только выстоял, но и победил. Он не шёл ни на какие компромиссы с грехом, не оправдывался, мужественно вносил в мир, лежащий во зле, свет Христовой Правды и благочестия. Таким он многим и запомнился.

Когда уходит друг –  всегда тяжело. Но я утешаю себя тем, что он не просто почил, а, как говорят некоторые, пошёл на повышение. Царство ему Небесное, вечная память!

Публикацию подготовил 
Владимир Борисович Панков